Угрозы в демографической сфере РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Демографический кризис как угроза национальной безопасности России требуется преодолеть, что невозможно без повышения эффективности демографической политики. Поэтому в посланиях Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев называют преодоление демографического кризиса одной из главных задач государства.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты оценки угроз в демографической сфере
1.1Систематизация и оценка угроз в социальной сфере
1.2 Характеристика угроз в демографической сфере
1.3 Методы государственного воздействия на преодоление угроз в демографической сфере
1.4 Зарубежный опыт преодоления угроз в демографической сфере
2. Оценка угроз в демографической сфере РФ за 3 года
2.1 Оценка динамики численности населения
3.Заключение
4.Литература

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_EB_titulnik.docx

— 78.58 Кб (Скачать)

Одним из способов устранения этого недостатка, приведения сравниваемых коэффициентов естественного прироста к сопоставимому виду, могут служить уже известные читателю индексный метод и методы стандартизации общих коэффициентов. Рамки данного учебника не позволяют рассмотреть эти методы здесь (но с ними можно познакомиться в справочниках по статистике и в иной научной литературе).

Другим способом повысить качество измерения уровня динамики населения состоит в том, чтобы от естественного прироста перейти к исчислению показателей воспроизводства населения. Достоинство этих показателей состоит в их независимости от структуры населения, прежде всего от половозрастной.

В России наконец начался естественный рост населения. Естественный прирост за январь — октябрь 2012 г. составил 790 чел Рождаемость по итогам января — октября 2012 г. нарастающим итогом превысила смертность.

Это произошло впервые с 1991 г. и, что немаловажно, с таких уровней естественной убыли (949,1 тыс. чел. в 2000 г., 6,5 ‰), при которых вообще рассуждать о каком-то естественном приросте было неуместно в «приличном обществе» демографов.

Месячная рождаемость поставила рекорд с 1990 г. Всего в октябре 2012 г. появилось на свет 177661 малыш (115,5 % к октябрю 2011 г.). Умерло, правда, тоже больше, чем в прошлом году — 167471 чел. (107 % к октябрю 2011 г.).

Естественный прирост составил 10190 чел. (в октябре 2011 г. зафиксирована убыль 2658 чел.).

В целом за январь — октябрь 2012 г. родилось 1586925 чел. (107 % к аналогичному периоду прошлого года), умерло 1586135 чел. (98,5 %), естественный прирост составил 790 чел. (в январе — октябре 2011 г. естественная убыль 127358 чел.).

Коэффициент рождаемости в январе — октябре 2012 г. составил 13,312, смертности — 13,305, естественный прирост 0,007 (в январе — октябре 2011 г. рождаемость 12,463, смертность 13,533, естественная убыль 1,07). Численность населения страны к 01.11.2012 ориентировочно составила 143 300 — 143 305 тыс. чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Миграционные процессы  РФ

 

Проблемы миграции населения для России стали особо актуальны после распада Советского Союза и начала рыночных реформ. Миграционные процессы стали более масштабными, приобрели острый характер, изменились направления миграционных потоков. Современная миграционная политика РФ направлена на решение нескольких острейших проблем.

Во-первых, не соответствие размеров страны, количеству населения. При средней плотности 8 чел/на км. кв. Россия превосходит только некоторые страны, расположенные в пустынных районах Африки.

Во вторых, депопуляция населения страны. Ежегодно население РФ в следствии естественной убыли сокращается на 500-700 тыс. человек

В-третьих, крайне не равномерное размещение населения. Основная масса населения размещена в центральных и южных районах страны, именно туда и направлен основной миграционный поток, а Сибирь и Дальний Восток имеют плотность 1 и менее человек на кв.км и миграционный прирост в них отрицательный.

В-четвертых, недостаток трудовых ресурсов в стране. Кроме того население «стареет». Въезжающие в страну мигранты это трудоспособные люди.

В-пятых, неконтролируемая внутренняя миграция. В большинстве областей миграция в последние годы не компенсирует естественную убыль; рост населения был отмечен лишь в нескольких регионах

Для анализа особенностей направленности миграционной политики в России, необходимо более подробно рассмотреть демографическую ситуацию в нашей стране в последние годы.

Как, показывают данные таблицы, население России в середине 21 века может, опуститься до уровня середины 20 века, а по пессимистичным прогнозам опустится еще ниже. Таким образом, все развитые страны стоят перед той же альтернативой, что и Россия: смириться с сокращением своего населения или согласиться на прием большого количества мигрантов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Нашу страну ждет сокращение население, а как следствие дефицит рабочих «рук», целые регионы России могут обезлюдить, а российское «село» перестанет существовать. Хотя бы отчасти решить проблему позволить переселение населения на территорию нашей страны из других стран. В настоящее время и ближайшее будущее компенсация естественной убыли населения за счет миграции для нашей страны так же актуально, как и раньше, поэтому основной приоритет миграционной политики РФ это привлечение мигрантов из зарубежных стран.

Динамика миграционных процессов внутри России сложная и неоднозначная. Одной из важных тенденций, связанных с изменениями в размещением населения в постсоветской России нужно отметить резкое снижение объемов миграционных потоков - с 5,5 млн. человек в 1989 году до 2,2 млн. человек в 2005 году, - то есть в 2,5 раза. В определенной степени этот процесс закономерен и предопределен прекращением полуорганизованной миграции - на "стройки века", послевузовского и внутриотраслевого перераспределения. Однако, в новых условиях, на фоне отрицательного естественного прироста, даже минимальный отток из слабонаселенных районов РФ оказывает огромное значение на экономическое состояние региона и России в целом.

Россия в целом характеризуются положительным миграционным приростом, сравнимым со многими развитыми странами мира, однако по регионам РФ этот показатель распределен крайне не равномерно. Если Центральный и Северо-Западный округ отличаются высокими показателями миграционного прироста, то Дальневосточный, напротив одним из самых худших в мире.

Во внутренней миграции отрицательный миграционный прирост со всеми округами, кроме Дальневосточного, имеет Сибирский округ. Он потерял столько же, сколько Дальний Восток. Здесь тоже имеет место дальневосточный вариант - самые большие миграционные потери в обмене с Центром. В европейской России выделяются совсем непривлекательные, в силу известных политических причин, северо-кавказские республики во главе с Чечней. Есть и островки очень сильной миграционной непривлекательности, находящиеся вне описанных выше ареалов (Севера и Кавказа) - это самые чахлые, дефицитные и безденежные периферийные российские регионы типа Смоленской, Кировской или Курганской областей, Мордовии.

Осознание проблемы российскими властными органами - важный этап ее проблемы.

Для реализации миграционной политики созданы и функционируют Правительственная комиссия по миграционной политике и Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации. Наконец, «одобрена» концепция миграционной политики, в силу бюрократической казуистики названная «Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Минтруда России принять «Концепцию демографического развития Российской Федерации до 2016 года». Последняя, содержит раздел «Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения» и основные задачи в данной сфере. При всей их лаконичности, в Концепции демографического развития, на мой взгляд, верно выделены приоритеты в сфере миграции.

Миграционные процессы в Российской Федерации имеют сложный и неоднозначный характер, они оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на социально-экономическую и политическую обстановку в стране:

- позитивное - миграция  призвана смягчить демографический  кризис (а это реальная угроза  национальной безопасности) и компенсировать  естественную убыль населения  страны, обеспечить более активное  перераспределение населения и  трудовых ресурсов в условиях  оживления экономики и неизбежных  при этом территориальных и  отраслевых диспропорциях.

- негативное - нарастают потоки незаконной иммиграции (в том числе трудовой), происходит избыточная концентрация иммигрантов в ряде регионов страны, сопутствующий этому явлению неконтролируемый рынок товаров и услуг, наркобизнес, осложнение криминогенной ситуации и т. п.

Таким образом, на современной этапе возникают 2 главных приоритета миграционной политики России, что по актуальности и остроте на современном этапе в равной степени стоят проблемы:

-необходимость  поддержания и увеличения численности  населения и контроль за вынужденной  и незаконной (в том числе - трудовой) миграции;

-регулирование  размещения населения и внутренней  трудовой миграции на территории  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Систематизация и оценка угроз в социальной сфере

Наиболее острые угрозы экономической безопасности страны проявились за годы реформирования именно в социальной сфере. В этой сфере действуют три крупных блока угроз национальным интересам страны в области экономики. Это прежде всего блок угроз, связанных с уровнем денежных доходов населения, далее - блок угроз, определяемых положением, складывающимся с задержками в выплате заработной платы, и, наконец, угрозы, вызываемые процессами, происходящими в ЖКХ, здравоохранении, образовании. Наиболее острые угрозы экономической безопасности в социальной сфере, проявившиеся в годы экономического реформирования, связаны с первым блоком угроз - низким уровнем денежных доходов населения. За период 1992-2003 гг. реальные располагаемые денежные доходы населения1 уменьшились в 1,5 раза против достаточно низкого уровня 1991 г., примерно в 3^4 раза усилилась дифференциация населения по уровню среднедушевых денежных доходов, снизились качество питания и обеспеченность населения непродовольственными предметами потребления, ухудшились для массового потребителя медицинское обслуживание, образование, жилищно-коммунальные условия жизни. Вместе с тем этот период не был однородным по характеру действия угроз экономической безопасности в социальной сфере. Наиболее негативные явления происходили в этой сфере в 1992-1995 гг., когда реальные располагаемые денежные доходы населения снизились против 1991 г. в 1,8 раза. Затем были 2 года роста этого индикатора. За 1996-1997 гг. он вырос на 7%. Финансовый кризис 1998 г. вновь вызвал тенденцию снижения реальных располагаемых денежных доходов населения в 1998-1999 гг. на 26% против 1997 г. Экономический рост, проявившийся в результате девальвации рубля и импортозамещения, привел в 2000-2003 гг. и к росту реальных денежных доходов населения на 55,8%2. Об уровне достаточности среднедушевых денежных доходов населения можно судить на основе их сопоставления с величиной прожиточного минимума, которая в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку так называемой потребительской корзины (устанавливается федеральным законом), включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг ЖКХ, здравоохранения и образования, необходимых для здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Стоимость прожиточного минимума периодически пересматривается. Это осуществляется двумя методами. Ежеквартально величина прожиточного минимума корректируется на темп инфляции. 1  Реальные располагаемые денежные доходы населения - это денежные доходы за вычетом налогов, скорректированные на темп инфляции. 2  Россия в цифрах: Стат. спр. М.: Госкомстат России, 2000. С. 97; Россия в цифрах: Стат. спр. М.: Госкомстат России, 2003. С. 97; Социально-экономическое положение России 2003 г. М.: Госкомстат России. 2004. С. 98. По сути дела, в этом случае изменяется не физическая величина прожиточного минимума, а ее стоимостное выражение. С периодичностью 1 раз в 3-5 лет пересматривается сама потребительская корзина. В этом случае происходит реальное изменение величины прожиточного минимума. Известно, что официально устанавливаемый в России прожиточный минимум характеризуется весьма низкими нормами потребления всех благ. Так, установленный указанным выше Федеральным законом прожиточный минимум включает следующие нормы потребления для трудоспособных мужчин (табл. 40.1). Минимальный набор продуктов для работающих женщин, пенсионеров и детей существенно ниже, чем для работающих мужчин. Так, рацион хлебных продуктов для женщин на 30% ниже, чем для работающих мужчин, пенсионеров - на 33% ниже. По картофелю рацион для женщин на 37% меньше, чем для работающих мужчин, а для пенсионеров - на 40%. Соответствующие цифры по мясу меньше на 20%. Таким образом, по другим категориям населения рацион продуктов примерно на Уз меньше, чем для работающих мужчин. 

 

 

 

На рубеже веков в экономическом развитии России роль человеческого фактора, качественных трудовых ресурсов становится все заметнее. Темпы экономического развития страны напрямую зависят от наличия квалифицированного трудоспособного населения, подрастающей качественной и здоровой молодой смены. Без человеческого фактора невозможна переориентация экспорта России на конкурентоспособную высокотехнологическую продукцию, без чего страна обречена на роль сырьевого придатка высокоразвитых стран, а прогнозируемый на ближайшие годы экономический рост под вопросом.

Двадцать лет прошло с тех пор, как в России был взят курс на кардинальные преобразования в экономике. Очередной попытке преобразований по западному образцу продолжает сопротивляться большая часть населения страны. Неприятие предложенной неолиберальной модели реформы населением России имеет свои объективные причины.

В традиционном обществе, к которому принадлежит и российское общество, по моральным и религиозным основаниям такие понятия как земля, человек, деньги не могут быть товаром. Для того, чтобы это могло считаться товаром, Западу понадобился глубокий переворот в типе рациональности, религии, мировоззрении, и только затем – в экономике. К рыночному обмену продуктами и другими товарами, существовавшему в древних обществах (существует и в современном обществе), понятие "рыночная экономика" имеет слабое отношение. Фундаментальный смысл этого понятия не только в механизме контроля за движением товаров и финансов, но и в существовании частной собственности на землю, природные и трудовые ресурсы, которые можно свободно продавать и покупать. Становление рыночной экономики, в первую очередь, в Англии, а затем в Западной Европе, не происходило безболезненно, и связано было с чередой буржуазных революций, войн Реформации, это известный исторический факт. Кроме того, экономика Запада не одно столетие развивалась за счет ресурсов и дешевых рабочих рук из многочисленных колоний. Поэтому сравнивать по эффективности экономики современного (западного) и традиционного обществ некорректно.

В рыночной экономике основными источниками эффективности являются разделение труда, специализация, конкуренция. В климатических условиях России был наиболее востребован исторически и выгоден такой источник эффективности хозяйствования, как соединение и кооперация, а не конкуренция.

Хозяйственный уклад любой цивилизации генетически связан с народом, культурой народа, общественными институтами и институтами управления. Копирование западных институтов и попытка автоматически воссоздать их на чуждой почве сопровождается трудностями, порой непреодолимыми. Создание новых институтов в России, в рамках утвержденной в 2008 году «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», пока еще слишком далеко от запланированной цели [2].

Информация о работе Угрозы в демографической сфере РФ