Воинская служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:20, реферат

Краткое описание

Под воинской обязанностью понимается установленный законом почетный долг граждан с оружием в руках защищать свое Отечество, нести службу в рядах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подготовку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности. Данная обязанность закреплена в статье 59 Конституции РФ.
История нашего Отечества свидетельствует о том, что интересы защиты и обороны государства почти всегда требовали совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил личным составом с учетом возможностей страны, далее и будет рассмотрен исторический экскурс создания воинской обязанности.

Оглавление

Введение
1.1Понятие о воинской службе
1.2История создания воинской повинности
2.Проблемы современности возникающие на допризывном этапе подготовки к военной службе и патриотическом воспитании молодежи.
2.1Заключение
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 57.87 Кб (Скачать)

Из всех древнегреческих  полисов, развитие которых шло примерно по одному пути, выделяется Спарта. В  Спарте граждане были освобождены от всех занятий, кроме войны, начиная с 7 лет получали военную подготовку и в течение всей жизни находились под оружием.

После Пелопонесской войны, в обстановке затяжных войн полисов  за гегемонию, участие граждан в  ополчении стало излишне обременительным  и произошло массовое обращение  к услугам наёмников. Войны зачастую ведутся исключительно наёмными армиями, ополчение созывается лишь при вторжении неприятеля на территорию полиса.

В Древнем Риме военная  служба также являлась обязанностью гражданина. Со времен Сервия Туллия все граждане - собственники недвижимого имущества были обязаны с 17 лет нести военную службу, другие призывались только в случае острой необходимости, в раннереспубликанском Риме армия представляла собой ополчение, собираемое на случай войны из богатых граждан, незажиточные и неграждане не могли служить в армии).

Во II в. до н. э. Гай Марий, дабы собрать войско на Югуртинскую войну, либерализовал набор в армию; в результате марианских реформ призыву подлежали граждане, не имеющие недвижимой собственности, срок службы в армии составил 25 лет, отслужившим ветеранам полагался земельный надел, в римскую армию могли вступать неграждане, которые по окончании срока службы автоматически получали римское гражданство.

При Цезаре и Помпее, в I в. до н. э. римская армия стала комплектоваться на добровольной основе [55, с. 40].

Средневековые монархи распоряжались  королевским остом - ополчением вассалов, созываемым исключительно на случай войны. Теоретически каждый вассал и  даже каждый подданный был обязан службой в осте королю как сюзерену. Но обычай быстро свел эту обязанность  до ничтожной малости. Вассалы приводили  в королевский ост не более  десятой части рыцарей, которыми могли располагать в частных  войнах, коммуны присылали ограниченное число сержантов. Кроме того, служба рыцарей почти по всем обычаям  была ограничена сорока днями, пехота служила не более трех месяцев. Чтобы  ост мог вести боевые действия дольше шести недель, ему приходилось  платить жалованье.

Русская специфика заключается  в том, что помимо дворян было и  другое военнообязанное сословие - казаки.

Новая страница в истории  воинской обязанности началась во время  Тридцатилетней войны. В начале XVII века Швеция первой из европейских государств приступила к комплектованию армии рекрутами и добилась значительных успехов в борьбе с наемными армиями других государств. Рекрутская повинность явилась предпосылкой дальнейшей агрессивной экспансии Швеции в XVII веке [20].

Петр I по примеру Швеции ввел рекрутскую повинность в России. В 1699 г. накануне войны со Швецией  Петр I повелел рекрутировать в  армию "даточных, охочих, праздных людей" и боярских слуг, окончательно рекрутская повинность была введена в 1705 г. [21].

Современное понятие военной  обязанности было изобретено во время  Французской Революции. В феврале 1793 года Конвент объявил принудительный набор 300 тысяч человек, а через  полгода - в августе - декретировал общую  военную обязанность - Levèe en masse [55, с. 11]. В 1798 году был принят закон, в котором говорилось: "Каждый француз является солдатом и несёт обязанность защищать нацию". Это позволило создать "Великую армию", которую Наполеон назвал "вооружённой нацией" и которая успешно воевала против профессиональных армий Европы. Но эта система не удержалась во Франции после падения Наполеона. В период Реставрации Бурбонов французская армия комплектовалась добровольцами, а позднее - по жребию с правом заместительства [55, с. 12].

В 1818 году в дополнение к  этой системе вновь введена воинская повинность. Развилось заместительство: специальные агентства поставляли за плату заместителей.

В 1855г. заместительство было отменено и введен откуп. На полученные таким образом деньги предполагалось нанимать сверхсрочных. Однако вскоре на военную службу нельзя стало привлечь и деньгами и в 1863 году вновь вернулись к заместительству и формированию милиции воинской повинностью.

Франко-прусская война 1870-1871 года помешала проекту. В 1872 году заместительство  было отменено, но для богатых слоев  общества осталось множество путей  не служить. В 1889 году был возвращен  личный принцип повинности, без всяких льгот. На основе этого закона, дополненного в 1892 году, развился нынешний французский  закон о воинской повинности [22].

В начале XX века индустриально  развитые государства планировали  военное строительство, предполагая, что будущие конфликты будут  решены с материальными и человеческими  запасами, накопленными в мирное время. Однако Первая мировая война быстро съела накопленные резервы, а увеличившиеся в XX веке возможности промышленности позволили наладить выпуск большого числа военной продукции, в том числе используя малоквалифицированный труд. Это привело к массовым мобилизациям в странах-участницах, так Германия уже в самом начале войны призвала в ряды вооружённых сил 3,8 млн. из 67 млн. населения на 1914 год, Россия - 5,3 млн. из 173 млн. общего населения [28, с. 45].

По итогам Версальского мира Германия, как проигравшая страна, не имела права проводить набор  в вооружённые силы на призывной  основе; всеобщая воинская повинность была возобновлена 16 марта 1935 года на основе контрактной службы - рейхсвера.

Вторая мировая война, как и Первая, отличалась большим размахом, относительной дешевизной военной продукции и, следовательно, обширными мобилизациями. После войны Организация Варшавского договора в военном планировании придерживалась советского опыта и основную ставку делала на обучение во время срочной службы большого числа призывников, дабы мобилизовать большие подразделения на случай войны; европейские страны - члены НАТО, имея перспективу войны с массовыми вооружёнными силами на своей территории, комплектовали свои вооружённые силы также на основе всеобщей воинской повинности.

Конец XX века характеризовался распадом СССР, окончанием "холодной войны", и, следовательно, уменьшением  военных расходов и риска полномасштабного военного конфликта. В связи с этим многие страны Европы отказались от всеобщей воинской повинности.

Воинская обязанность  в России характеризовалась следующими этапами:

Началом создания регулярных войск в России можно считать  формирование "потешных" войск  в 1687 году. Однако до настоящей армии  им еще было далеко. В 1699 году в России было положено начало рекрутской повинности. Но окончательно она была установлена  в 1705 году. Так начала формироваться  регулярная армия. В 1716 году Петр Великий  издал Воинский указ, а в 1720 году - Морской [43, с. 12] .

Необходимо отметить, что  до этого времени, война была делом  исключительно аристократии. Но со временем от повинности были освобождены  дворяне, купечество, почётные граждане и духовное сословие. Поэтому армия  состояла большей частью из мещан  и крестьян. Срок службы в те времена  имел продолжительность в 25 лет, а  то и дольше. Через 75 лет после  этого введена была всеобщая воинская повинность.

В последующие годы армия  в нашей стране подвергалась многочисленным реформам. С 1874 была проведена военная  реформа Д. А. Милютина. Он ввел всеобщую личную воинскую повинность, которой  подлежало всё мужское население  государства российского. Одновременно было введено достаточно большое  количество послаблений и исключений. Тогда же термин "рекрут" решено было заменить привычным нам словом "новобранец". При этом возникла необходимость в появлении специальных органов, обязанностью которых являлась бы комплектация армии. В конце 18 - начале 19 вв. были образованы "воинские присутствия", которые могут считаться предшественниками современных военных комиссариатов.

В советский период в Красной  армии первоначально служба являлась добровольным делом. Однако разразившаяся  гражданская война показала необходимость  восстановления в стране воинской повинности.

Военные комиссариаты в годы гражданской войны выполняли  огромный объем работ. В послевоенный период они продолжали заниматься совершенствованием своей мобилизационной готовности и служебной деятельности.

После окончания гражданской  войны, всеобщая воинская обязанность  была установлена законодательно. Призывались  в армию все советские мужчины, исключение составляли только уголовники. Законом для всех советских мужчин был определён единый призывной  возраст - 18 лет. Срок службы составлял  тогда 2 - 3 года [43, с. 45].

Всеобщая воинская обязанность, установленная советским законодательством  после гражданской войны, проистекала  из конституционного положения, определяющего, что защита социалистического Отечества  есть священный долг каждого гражданина СССР, а военная служба в рядах  ВС СССР - почётная обязанность советских граждан (ст. 62 и 63 Конституции СССР). Законодательство о всеобщей воинской обязанности прошло в своём развитии несколько этапов. Отражая социально-политические изменения в жизни общества и потребности укрепления обороны страны, оно развивалось от добровольчества к обязательной военной службе трудящихся и от неё - к всеобщей воинской обязанности.

Всеобщая воинская обязанность  характеризовалась следующими основными  чертами:

·она распространялась лишь на советских граждан;

·после 1939 года являлась всеобщей: призыву на военную службу подлежали  все мужчины - граждане СССР; не призывались лишь лица, отбывающие уголовное наказание, и лица, в отношении которых велось следствие или уголовное дело рассматривалось судом, (в соответствии с принятым в 1925 году Законом об обязательной военной службе в армию не призывают лиц эксплуататорских классов (детей бывших дворян, купцов, офицеров старой армии, священников, фабрикантов), казаков, кулаков. Призыв в армию детей казаков был разрешен в 1935 году);

·являлась личной и равной для всех: не допускалась замена призывника другим лицом: за уклонение  от призыва или от выполнения обязанностей военной службы виновные несли уголовную  ответственность;

·имела ограничения во времени: законом точно были установлены  сроки действительной военной службы, количество и продолжительность  учебных сборов и предельный возраст состояния в запасе;

Воинская обязанность  по советскому законодательству осуществлялась в следующих основных формах:

·служба в рядах ВС СССР в течение установленных законом сроков;

·работа и служба в качестве военных строителей;

·прохождение учебных, поверочных сборов и переподготовки в период состояния в запасе ВС СССР;

Исполнением всеобщей воинской обязанности являлось также предварительная  подготовка (военно-патриотическое воспитание, начальная военная подготовка (НВП), подготовка специалистов для ВС, повышение общей грамотности, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий и физическая закалка молодёжи) к военной службе:

·прохождение учащимися  в средних школах, а другими  гражданами - на производстве НВП, включая  подготовку по гражданской обороне, с учащейся молодёжью в общеобразовательных  школах (начиная с 9-го класса), в средних  специальных учебных заведениях (ССУЗ), и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования (СПТО) штатными военными руководителями. Юноши не обучавшиеся  в дневных (очных) учебных заведениях НВП проходили на учебных пунктах, создаваемых (при наличии 15 и более  юношей, обязанных проходить НВП) на предприятиях, в организациях и  колхозах; Программа НВП включала в себя ознакомление молодёжи с назначением  Советских ВС и их характером, с обязанностями военной службы, основными требованиями военной присяги и воинских уставов. Руководители предприятий, учреждений, колхозов и учебных заведений несли ответственность за то, чтобы НВП были охвачены все юноши допризывных и призывных возрастов.

·приобретение военных специальностей в учебных организациях СПТО - профтехучилищах  и в организациях Добровольного  общества содействия Армии, Авиации  и Флоту (ДОСААФ), предназначалась  для обеспечения постоянной и  высокой боеготовности ВС, являлась заблаговременной и предусматривала подготовку специалистов (водителей автомобилей, электромеханников, связистов, парашютистов и других) из числа юношей, достигших 17-летнего возраста. В городах подготовка производилась без отрыва от производства. При этом на период сдачи экзаменов обучающимся юношам предоставлялся оплачиваемый отпуск на 7-15 рабочих дней. В сельской местности подготовка производилась с отрывом от производства на сборах в осенне-зимний период. За призывниками в этих случаях сохранялись места работы, занимаемая должность и выплачивалось 50 % среднего заработка. Оплачивались также расходы по найму жилого помещения и проезд к месту учёбы и обратно;

·изучение военного дела и  приобретение офицерской специальности  студентами высших учебных заведений (ВУЗ) и ССУЗ, занимавшихся по программам подготовки офицеров запаса;

·соблюдение правил воинского  учёта и иных воинских обязанностей призывниками и всеми гражданами, состоящими в запасе ВС СССР.

В целях планомерной подготовки и организационного проведения призыва  на действительную военную службу территория СССР разделялась на районные (городские) призывные участки. К ним ежегодно в течение февраля - марта приписывались  граждане, которым в год приписки исполнялось 17-ть лет. Приписка к призывным  участкам служила средством выявления  и изучения количественного и  качественного состава призывных  контингентов. Она производилась  районными (городскими) военными комиссариатами (военкоматами) по месту постоянного  или временного жительства. Определение  состояния здоровья приписываемых  производилось врачами, выделяемыми  по решению исполнительных комитетов (исполкомов) районных (городских) Советов  народных депутатов из местных лечебных учреждений. Лица, приписанные к  призывным участкам, именовались  призывниками. Им выдавалось специальное  свидетельство. Граждане, подлежащие приписке, были обязаны явиться в военкомат  в срок, установленный на основании  Закона. Перемена призывного участка  допускалась только с 01 января до 01 апреля и с 01 июля до 01 октября года призыва. В другое время года перемена призывного участка в отдельных  случаях могла быть разрешена  лишь по уважительным причинам (например, переезд на новое место жительства в составе семьи). Призыв граждан  на действительную военную службу проводился ежегодно повсеместно два раза в  год (в мае - июне и в ноябре - декабре) по приказу Министра обороны СССР. В войска, расположенные в отдалённых и некоторых других местностях, призыв начинался на месяц раньше - в  апреле и октябре. Количество граждан  подлежащих призыву, устанавливалось  Советом Министров СССР. Точные сроки  явки граждан на призывные участки  определялись, в соответствии с Законом  и на основании приказа Министра обороны СССР, приказом военного комиссара. От явки на призывные участки никто  из призывников не освобождался. Вопросы, связанные с призывом, решались коллегиальными органами - призывными комиссиями, создаваемыми в районах, городах под председательством  соответствующих военных комиссаров. В состав комиссии в качестве их полноправных членов входили представители  местных советских, партийных, комсомольских  организаций и врачи. Персональный состав призывной комиссии утверждался  исполкомами районных (городских) Советов  народных депутатов. На районные (городские) призывные комиссии возлагались [28, с. 156]:

Информация о работе Воинская служба