Статус военнопленных

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:13, реферат

Краткое описание

Международное гуманитарное право содержит нормы, нацеленные на защиту жертв вооруженных конфликтов. В нем также определяются механизмы, предназначенные для обеспечения соблюдения этих норм.

Файлы: 1 файл

МГП 5 вариант.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

     Нуждается в расширении либо понятие «вооруженные силы» либо понятие «военный разведчик», которое в прямой формулировке не закреплено ни в ГК, ЖК или ДП I, однако вытекает не только из понятия «лазутчик», «шпион», но из существующих теоретических разработок и практики применения законодательства.

     Такое уточнение обусловлено, в первую очередь, распространением на указанные категории режима военного плена, и во-вторых, решением вопроса об освобождении от уголовной ответственности за собирание сведений о противнике.

     В тоже время диверсия в тылу противника диверсантом или группой не освобождает их от уголовной ответственности, если они не отвечают признакам комбатанта.

   Следовательно, военный разведчик – это лицо, собираемое сведения в районе действия противника и носящее форму своей армии, т.е. не скрывающие своего подлинного лица.12

     Рассматривая правовое положение наемника, следует обратить внимание на то обстоятельство, что он не имеет права на статус военнопленного. Согласно ДП I наемником признается любое лицо, которое: во-первых, специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; во-вторых, фактически принимает участие в военных действиях; в-третьих, принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получать личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны; в-четвертых, не является  ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; в-пятых, не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; в-шестых, не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

   Специфические признаки понятия «наемник» содержатся в ст. 47 Дополнительного протокола I 1977г; ст. 1 Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989г., а также в примечании к ст. 359 УК РФ.

     Указанные признаки послужили основанием для определения уголовно-правового понятия «наемник», закрепленного в Уголовном кодексе РФ.

   В примечании к ст. 359 УК РФ законодатель выделил четыре признака, определяющие понятие «наемник», как лица: -во-первых, действующего в целях получения материального вознаграждения; -во-вторых, не являющегося гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях; -в-третьих, не проживающего постоянно на его территории; -в-четвертых, не являющегося лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

    Понятие «наемник» было существенно уточнено и расширенно Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989г., которая до настоящего времени не подписана и не ратифицирована Российской Федерацией.

    В соответствии с данной Конвенцией понятие «наемник» включает следующие признаки:

   1) лицо специально завербовано  на месте или за границей  для того, чтобы сражаться в  вооруженном конфликте;

   2) лицо, принимая участие в военных  действиях, руководствуется главным образом желанием получать личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручении стороны, находящейся в конфликте материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

   3) не является ни гражданином  стороны, находящейся в конфликте,  ни лицом, постоянно проживающим  на территории, контролируемой стороной  находящейся в конфликте;

   4) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

   5) не послано государством которое  не является стороной, находящейся  в конфликте, для выполнения  официальных обязанностей в качестве  лица, входящего в состав его  вооруженных сил.

      Согласно III Женевской Конвенции военнопленными признаются попавшие во власть неприятеля следующие лица:

      - личный состав вооруженных сил,  а также личный состав ополчения  и добровольческих отрядов, входящих  в состав этих вооруженных  сил;  

      - личный состав других ополчений и добровольных отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивлений. Однако, для распространения на эти формирования режима военного плена, они должны отвечать следующим условиям:

      1) иметь во главе лицо ответственное  за своих подчиненных;

      2) имеют определенный и явственно  видимый издали отличительный  знак;

      3) открыто носят оружие;

      4) соблюдают в своих действиях  законы и обычаи войны.

      При отсутствии хотя  бы одного из указанных  условий, личный состав утрачивает право  на приобретение статуса военнопленного и может рассматриваться как гражданское лицо с привлечением его к уголовной ответственности за незаконное участие в боевых действиях против неприятеля.

      - личный состав регулярных вооруженных  сил, подчиняющийся правительству,  не признанному держащей его в плену государству;

      - военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными  силами;

      - члены экипажа торгового флота   и гражданской авиации;

      - население неокупированной территории, взявшееся за оружие, если оно  открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.13

      Утверждение Бирюкова П.Н. о том, что на военных  корреспондентов распространяется режим военного плена, нуждается в следующем уточнении. Если военный корреспондент входит в личный состав вооруженных сил, то на него автоматически, как на комбатантов, распространяется режим военного плена.

      Однако, в ст. 4 ЖК III речь идет о военных корреспондентах, которые следуют за вооруженными силами, но не входят в их состав, получивших разрешение от вооруженных сил и удостоверение личности.

      Согласно  ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала  Вооруженных Сил РФ. Таким образом, если руководствоваться ЖК III и ДП I на гражданский персонал распространяется режим военного плена и они являются комбатантами. Однако целевое предназначение гражданского персонала – это обеспечение боевой готовности военнослужащих Вооруженных Сил РФ. Поэтому, они, по нашему мнению, должны рассматриваться как лица, следующие за вооруженными силами,  имеющими соответствующее разрешение командования и удостоверение личности. Эти лица не могут признаваться комбатантами по той причине, что они с оружием в руках не принимают непосредственного участия в боевых действиях.

      В целях приведения национального законодательства в соответствие с нормами международного гуманитарного права следует исключить в ст. 12 Федерального закона «Об обороне» из личного состава ВС РФ гражданский персонал Вооруженных Сил РФ.

      Женщины, принимающие участие в военных действиях, также как и мужчины, находятся под защитой международного гуманитарного права с того момента, когда они попадают во власть противника. Для того чтобы в случае захвата в плен они считались комбатантами, имеющими право на статус военнопленных, женщины должны входить в состав вооруженных сил стороны находящейся в конфликте.14 

  1. Правовой  режим военнопленных.
 

      Третья  Женевская Конвенция (ст.16) предусматривает  три вида привилегированных режима военного плена, которые могут устанавливаться по следующим основаниям: 1) по состоянию здоровья; 2) по возрасту; 3) в зависимости от квалификации военнопленного.

      Согласно  нормам международного гуманитарного права запрещается совершать нападение на лиц, которые подвергаются явной опасности, в международном праве. Пользуются международно-правовой защитой от нападения лица потерпевшие кораблекрушение. Одновременно лица, покидающие летательный аппарат, который терпит бедствие, на парашюте, не подвергаются нападению во время своего спуска на землю. После приземления лицу предоставляется возможность сдаться в плен до того, как оно станет объектом нападения. Однако, данное положение не распространяется на личный состав воздушно-десантных войск при высадке десанта.

      По  мнению Самодурова Д.И.,  захват в плен может осуществляться разными способами: комбатант может сдаться войскам противника, бросив свое оружие, выбросив белый флаг или подняв руки вверх; сдача может быть также коллективной и стать результатом местной или общей капитуляции. Пленение может также осуществляться, когда комбатант ранен и лежит, не оказывая сопротивления, на территории, которую захватывает враг. Лица, которые сдаются и которые вышли из боя в результате ранения или болезни, не должны подвергаться нападению.  15

      По  существующему положению военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинской части, взявших их в плен, и это государство несет международно-правовую ответственность за гуманное обращение с ними.16

      Следует признать, что в период нахождения в плену военнопленный пользуется своими правами и свободами с определенными ограничениями. Данные ограничения обусловлены не только обеспечением неучастия военнопленных в боевых действиях, но и обеспечением безопасности их жизни и здоровья. Реализация предусмотренных конвенциями и ДП I прав и свобод военнопленных возможна только лишь при условии реализации закрепленных в нормах международного гуманитарного права гарантий.

      Что же касается непосредственного обращения  с военнопленными, то согласно ДП I запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику и вести военные действия на такой основе. При этом надо отметить, что военнопленный – не преступник, а обезоруженный противник, временно находящийся во власти неприятельского государства, поэтому лишение его свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер.17

       Пока возникают вооруженные конфликты, проблема правовой защиты прав и свобод военнопленных заслуживает пристального внимания. В определенной степени права военнопленных и гарантии их защиты закреплены в ЖК III и ДП I. При исследовании прав военнопленных следует учитывать то обстоятельство, что в юридической науке права и свободы традиционно подразделяются на три основные группы: 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические и культурные.

        Личные права - считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности, необходимые для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

      К личным правам относятся: Право на жизнь; Право на свободу и личную неприкосновенностьПраво на достоинство личностиПраво на неприкосновенность частной жизни; Право на неприкосновенность жилища; Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие;  Право на национальную и культурную самоидентификацию; Свобода совести и свобода мысли;  Свобода передвижения и выбора местожительства; Свобода выбора национальности и языка общенияПраво на судебную защиту; Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную); Право на имя; Право на частную собственность (отдельными юристами это право относится к экономическим правам. Однако во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции ).

Информация о работе Статус военнопленных