Психология управление коллективом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:20, контрольная работа

Краткое описание

Согласно нынешним концепциям менеджмента УП является одним из основных элементов стратегии организации и должно помогать фирме через обеспечение ее компетентными и заинтересованными в результатах своего труда служащими. Эта цель может быть достигнута, если высшие менеджеры будут рассматривать человеческие ресурсы фирмы как ключ к ее эффективности. Рассмотрение проблем психологии управления несомненно важно и для Вооруженных Сил, где весь офицерский состав так или иначе управляет подчиненными и по сути своей являются менеджерами по персоналу.

Оглавление

Введение 2
1. Изучение состояния проблемы (обзор литературных источников), актуальность исследования 4
1.1 Обзор литературных источников 4
2. Рассмотрение основных проблем психологии управления командира. Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений 11
2.1 Поведение человека в организации 11
2.2 Ценностные предпосылки управленческого выбора 11
2.3 Практические предпосылки управленческого выбора 13
2.4 Анализ и регулирование отношений руководства 14
2.5 Классификация групп 15
2.6 Типы лидерства (психоаналитический подход) 16
2.7 Теории лидерства 18
2.8 Вербальные и невербальные средства общения 23
2.9 Управление производственными конфликтами и стрессами 24
2.10 Проведение психологической диагностики отношений управления 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курс - Психология управление коллективом.doc.docx

— 75.68 Кб (Скачать)

Таким образом, для анализа  и регулирования отношений руководства  в коллективе необходимо четко представлять:

1. структуру коллектива, как совокупности групп, и одновременно  группы, обладающей определенными  чертами,

2. что одним из основных  условий плодотворного существования  коллектива, достижения его управляемости,  является наличие в коллективе  лидера,

3. лидер - центральная  фигура достижения управляемости  коллектива, и для полной управляемости  необходимо знать психологические  основы лидерства, стилей управления.

Управление общением в коллективе. Общение в коллективе - коммуникативные процессы, очень важны для успешного выполнения целей, стоящих перед коллективом, для достижения управляемости подразделения.

 

Основными функциями коммуникативных  процессов в коллективе:

информативная, передача сведений, интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между членами коллектива, перцептивная - восприятие членами коллектива друг друга и установление взаимопонимания, экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Пути распространения  информации в коллективе: сверху вниз, снизу вверх, по горизонтали.

Руководитель от 50 до 90% времени  тратит на общение, ведь он должен довести  информацию до подчиненных и получить от них требуемую реакцию, а также  осуществлять информационное воздействие  с коллегами и вышестоящим  руководством.80% зарубежных руководителей  считают, что обмен информацией - одна из самых сложных проблем  в организациях, а неэффективные  коммуникации - это главное препятствие  на пути достижения управляемости и  успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей.

2.8 Вербальные и невербальные  средства общения

 

Общение - сложный социально-психологический  процесс, осуществляется по следующим  основным каналам: речевому (вербальный (лат) - устный, словесный), неречевому (невербальному).

Структура речевого сообщения: значение и смысл слов, фраз; речевые звуковые явления: темп речи, тембр голоса, интонация, дикция речи;

выразительные качества речи.

Невербальные средства общения  изучаются науками: кинестикой (внешние проявления чувств и эмоций), такестикой (прикосновения в ситуации общения), проксемикой (расположение людей в пространстве при общении).

Для достижения успеха в  управляемости организации руководителю необходимо в совершенстве владеть  секретами общения, правильно представлять и постоянно использовать знания об общении. Эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности  процессов общения в организации.

2.9 Управление производственными  конфликтами и стрессами

 

Если речь идет о взаимодействии людей, то всегда существуют противоречия, которые приобретают форму разногласий, другими словами в коллективе всегда есть конфликты. Поэтому каждый руководитель должен четко представлять себе типологию, классификацию, пути возникновения  конфликтов, средства и способы преодоления  конфликтов в коллективе.

Типы конфликтов.

Различные классификации  конфликтов.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и  развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Руководителю необходимо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия. В соответствии с классификацией Л. Кроузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливыми, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Основные типы конфликтов.

Внутриличностный конфликт.

Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические  факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.

Межличностный конфликт.

Анализ показывает, что  в основе таких конфликтов, как  правило, лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. конфликты  могут возникнуть между руководителем  и подчиненным при несовпадении интересов или отсутствии понимания  требований одного к другому.

Конфликт между  личностью и группой.

Отступление от норм, принятых в группе, ведет к конфликту  между "нарушителем" и группой. Разновидностью такого конфликта является конфликт между группой и руководителем, в случае отсутствия или неурегулированности понимания между участниками конфликта.

Межгрупповой  конфликт.

Конфликт между группами внутри большой организации. Может  возникать конфликт между подразделениями  одного уровня, между вышестоящими и нижестоящими подразделениями. Члены  одной группы не воспринимают членов другой группы как личностей, а воспринимают их как членов противоборствующей группы - явление "деиндивидуализации". Деиндивидуализация облегчает проявление агрессивности к другим группам. При межгрупповом конфликте проявляются социальное и межгрупповое сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, свой престиж и одновременно принижают, обесценивают другую группу. Межгрупповой конфликт характеризуется также проявлениями групповой атрибуции - когда конфликтующие стороны склонны во всем обвинять противоположную сторону по принципу "мы хорошие - мы правы", "они плохие - они не правы".

Социальный конфликт.

"Ситуация, когда стороны  (субъекты) взаимодействия преследуют  какие-то свои цели, которые противоречат  или взаимно исключают друг  друга". Социальный конфликт характеризуется: предельный случай обострения социальных противоречий, столкновение различных социальных общностей - классов, наций, государств и т.д. противоборствующие стороны преследуют свои цели, которые противоречат или взаимоисключают друг друга. Психология конфликта. Конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествует инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.

Элементы конфликта:

два участника или две  стороны конфликта; взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон; поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны; применение силы для влияния на другую сторону; противопоставленность действий, поведения сторон; стратегии и тактики конфликтного взаимодействия; личностные особенности участников конфликта: агрессивность, авторитетность и пр.; характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т.д.

Управление разрешением  конфликта.

Различают структурные и  межличностные способы управления конфликтами (см. рис 1)

Представители административного  направления считали, что если найти  хорошую формулу управления, то организация  будет действовать как отлаженный механизм. В рамках этого метода разрабатывались структурные методы управления конфликтами. Ни один из психологических типов людей не блещет в конфликтных ситуациях, поэтому руководителю важно уметь себя вести так, чтобы не допустить конфликт.

 

Рис 1 Действия руководителя и способы разрешения конфликта

2.10 Проведение психологической  диагностики отношений управления

 

Знание теории вопроса  психологии управления несомненно важно для управленца. Но не менее важным является и знание "другой стороны медали" - практических вопросов психологии управления. Руководителю необходимо знать и практически уметь применять основные методы психологической диагностики, психологического воздействия, психологической коррекции, психологического сопровождения, психологического прогнозирования для качественного и надежного управления коллективом. Видимо, в работе руководитель будет использовать традиционные, испытанные методы исследования, можно назвать некоторые из них: различные опросники;

ассоциативные, проективные, тестовые методики; психотренинги; социометрия и т.п. Соблюдение этических норм и правил управленческого поведения. Знание и соблюдение этических норм и правил поведения руководителем играет огромную роль в формировании морального климата в организации и в конечном итоге в достижении устойчивой управляемости организации. Культурный и грамотный руководитель, знающий этические нормы и правила поведения, сможет гораздо легче достичь управленческих целей, стоящих перед ним. Основными этическими нормами, которыми должен обладать всякий руководитель, на мой взгляд, являются:

Умение выслушать  собеседника.

Умение общаться с людьми.

Умение вести  деловую беседу.

Умение вести  деловые переговоры.

Умение провести деловое совещание.

Умение дать публичную  оценку подчиненному.

Умение вести  деловую дискуссию.

Умение выступить  с публичной речью.

Умение работать с деловой корреспонденцией.

Считаю важным отметить качество, которое под прессом требований времени становится необходимым  для каждого образованного и  культурного человека.

Умение работать на персональном компьютере.

Без сомнения это не все  качества, которыми должен обладать современный  руководитель для достижения успеха в управлении подчиненной организацией, но даже обладание этим минимумом  позволит решит многие если не все проблемы психологии управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Умение управлять - важнейшее  качество офицера любого звена управления. Знание основ управленческой деятельности необходимое условие успешной службы офицера. Основным вопросами, психологии управления на мой взгляд являются: управленческие отношения (групповые и личностные взаимоотношения; отношения руководства, лидерство), управленческое общение; проведение психологической диагностики; управление производственными конфликтами и стрессами; культура управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Санкт-Петербург, "Братство".
  2. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. М.
  3. Лебедев В.И. Психология и управление. М.,
  4. Практическая психология для менеджеров. М., 2005
  5. Берн Э. “Лидер и группа”, Екатеринбург “Литур”, 2000.

 


Информация о работе Психология управление коллективом