Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:20, контрольная работа
Согласно нынешним концепциям менеджмента УП является одним из основных элементов стратегии организации и должно помогать фирме через обеспечение ее компетентными и заинтересованными в результатах своего труда служащими. Эта цель может быть достигнута, если высшие менеджеры будут рассматривать человеческие ресурсы фирмы как ключ к ее эффективности. Рассмотрение проблем психологии управления несомненно важно и для Вооруженных Сил, где весь офицерский состав так или иначе управляет подчиненными и по сути своей являются менеджерами по персоналу.
Введение 2
1. Изучение состояния проблемы (обзор литературных источников), актуальность исследования 4
1.1 Обзор литературных источников 4
2. Рассмотрение основных проблем психологии управления командира. Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений 11
2.1 Поведение человека в организации 11
2.2 Ценностные предпосылки управленческого выбора 11
2.3 Практические предпосылки управленческого выбора 13
2.4 Анализ и регулирование отношений руководства 14
2.5 Классификация групп 15
2.6 Типы лидерства (психоаналитический подход) 16
2.7 Теории лидерства 18
2.8 Вербальные и невербальные средства общения 23
2.9 Управление производственными конфликтами и стрессами 24
2.10 Проведение психологической диагностики отношений управления 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Таким образом, для анализа
и регулирования отношений
1. структуру коллектива,
как совокупности групп, и
2. что одним из основных
условий плодотворного
3. лидер - центральная
фигура достижения
Управление общением в коллективе. Общение в коллективе - коммуникативные процессы, очень важны для успешного выполнения целей, стоящих перед коллективом, для достижения управляемости подразделения.
Основными функциями коммуникативных процессов в коллективе:
информативная, передача сведений, интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между членами коллектива, перцептивная - восприятие членами коллектива друг друга и установление взаимопонимания, экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
Пути распространения информации в коллективе: сверху вниз, снизу вверх, по горизонтали.
Руководитель от 50 до 90% времени тратит на общение, ведь он должен довести информацию до подчиненных и получить от них требуемую реакцию, а также осуществлять информационное воздействие с коллегами и вышестоящим руководством.80% зарубежных руководителей считают, что обмен информацией - одна из самых сложных проблем в организациях, а неэффективные коммуникации - это главное препятствие на пути достижения управляемости и успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей.
Общение - сложный социально-
Структура речевого сообщения: значение и смысл слов, фраз; речевые звуковые явления: темп речи, тембр голоса, интонация, дикция речи;
выразительные качества речи.
Невербальные средства общения изучаются науками: кинестикой (внешние проявления чувств и эмоций), такестикой (прикосновения в ситуации общения), проксемикой (расположение людей в пространстве при общении).
Для достижения успеха в
управляемости организации
Если речь идет о взаимодействии
людей, то всегда существуют противоречия,
которые приобретают форму
Типы конфликтов.
Различные классификации конфликтов.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Руководителю необходимо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия. В соответствии с классификацией Л. Кроузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливыми, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Основные типы конфликтов.
Внутриличностный конфликт.
Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.
Межличностный конфликт.
Анализ показывает, что
в основе таких конфликтов, как
правило, лежат объективные причины.
Чаще всего - это борьба за ограниченные
ресурсы: материальные средства, производственные
площади, время использования
Конфликт между личностью и группой.
Отступление от норм, принятых в группе, ведет к конфликту между "нарушителем" и группой. Разновидностью такого конфликта является конфликт между группой и руководителем, в случае отсутствия или неурегулированности понимания между участниками конфликта.
Межгрупповой конфликт.
Конфликт между группами внутри большой организации. Может возникать конфликт между подразделениями одного уровня, между вышестоящими и нижестоящими подразделениями. Члены одной группы не воспринимают членов другой группы как личностей, а воспринимают их как членов противоборствующей группы - явление "деиндивидуализации". Деиндивидуализация облегчает проявление агрессивности к другим группам. При межгрупповом конфликте проявляются социальное и межгрупповое сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, свой престиж и одновременно принижают, обесценивают другую группу. Межгрупповой конфликт характеризуется также проявлениями групповой атрибуции - когда конфликтующие стороны склонны во всем обвинять противоположную сторону по принципу "мы хорошие - мы правы", "они плохие - они не правы".
Социальный конфликт.
"Ситуация, когда стороны
(субъекты) взаимодействия преследуют
какие-то свои цели, которые противоречат
или взаимно исключают друг
друга". Социальный конфликт
Элементы конфликта:
два участника или две стороны конфликта; взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон; поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны; применение силы для влияния на другую сторону; противопоставленность действий, поведения сторон; стратегии и тактики конфликтного взаимодействия; личностные особенности участников конфликта: агрессивность, авторитетность и пр.; характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т.д.
Управление разрешением конфликта.
Различают структурные и
межличностные способы
Представители административного
направления считали, что если найти
хорошую формулу управления, то организация
будет действовать как
Рис 1 Действия руководителя и способы разрешения конфликта
Знание теории вопроса психологии управления несомненно важно для управленца. Но не менее важным является и знание "другой стороны медали" - практических вопросов психологии управления. Руководителю необходимо знать и практически уметь применять основные методы психологической диагностики, психологического воздействия, психологической коррекции, психологического сопровождения, психологического прогнозирования для качественного и надежного управления коллективом. Видимо, в работе руководитель будет использовать традиционные, испытанные методы исследования, можно назвать некоторые из них: различные опросники;
ассоциативные, проективные, тестовые методики; психотренинги; социометрия и т.п. Соблюдение этических норм и правил управленческого поведения. Знание и соблюдение этических норм и правил поведения руководителем играет огромную роль в формировании морального климата в организации и в конечном итоге в достижении устойчивой управляемости организации. Культурный и грамотный руководитель, знающий этические нормы и правила поведения, сможет гораздо легче достичь управленческих целей, стоящих перед ним. Основными этическими нормами, которыми должен обладать всякий руководитель, на мой взгляд, являются:
Умение выслушать собеседника.
Умение общаться с людьми.
Умение вести деловую беседу.
Умение вести деловые переговоры.
Умение провести деловое совещание.
Умение дать публичную оценку подчиненному.
Умение вести деловую дискуссию.
Умение выступить с публичной речью.
Умение работать с деловой корреспонденцией.
Считаю важным отметить качество, которое под прессом требований времени становится необходимым для каждого образованного и культурного человека.
Умение работать на персональном компьютере.
Без сомнения это не все качества, которыми должен обладать современный руководитель для достижения успеха в управлении подчиненной организацией, но даже обладание этим минимумом позволит решит многие если не все проблемы психологии управления.
Умение управлять - важнейшее качество офицера любого звена управления. Знание основ управленческой деятельности необходимое условие успешной службы офицера. Основным вопросами, психологии управления на мой взгляд являются: управленческие отношения (групповые и личностные взаимоотношения; отношения руководства, лидерство), управленческое общение; проведение психологической диагностики; управление производственными конфликтами и стрессами; культура управления.