Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:20, контрольная работа
Согласно нынешним концепциям менеджмента УП является одним из основных элементов стратегии организации и должно помогать фирме через обеспечение ее компетентными и заинтересованными в результатах своего труда служащими. Эта цель может быть достигнута, если высшие менеджеры будут рассматривать человеческие ресурсы фирмы как ключ к ее эффективности. Рассмотрение проблем психологии управления несомненно важно и для Вооруженных Сил, где весь офицерский состав так или иначе управляет подчиненными и по сути своей являются менеджерами по персоналу.
Введение 2
1. Изучение состояния проблемы (обзор литературных источников), актуальность исследования 4
1.1 Обзор литературных источников 4
2. Рассмотрение основных проблем психологии управления командира. Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений 11
2.1 Поведение человека в организации 11
2.2 Ценностные предпосылки управленческого выбора 11
2.3 Практические предпосылки управленческого выбора 13
2.4 Анализ и регулирование отношений руководства 14
2.5 Классификация групп 15
2.6 Типы лидерства (психоаналитический подход) 16
2.7 Теории лидерства 18
2.8 Вербальные и невербальные средства общения 23
2.9 Управление производственными конфликтами и стрессами 24
2.10 Проведение психологической диагностики отношений управления 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31
разделение труда, наделение членов организации конкретными обязанностями приводит к возникновению более тесных внеслужебных отношений, возникают неформальные отношения.
Выбор, который индивидуум совершит при управленческом воздействии на него, зависит от: навыков, знаний, характера и особенностей личности в том виде, в каком они были сформированы всем предшествующим жизненным опытом, конкретных воздействий, которым он подвергается в момент принятия решения (через формальные и неформальные каналы). Немаловажное значение в управленческом выборе играют "симптомы" проявления личности: объективность индивидуума, склонность к доминированию, честолюбие, импульсивность, социальность. Типы сотрудников (существует множество классификаций, их можно свести к рассмотрению типов характера и темперамента). Учет склонностей и интересов работников (военнослужащих) при осуществлении управленческого воздействия - это дополнительный мощный фактор достижения успеха в работе.
Наиболее существенные типологии:
типология темпераментов (типологические особенности нервной системы);
конституционная типология (астеники, атлеты, пикники);
типология личности в зависимости от стиля взаимодействия со средой; экстраверты - интроверты; мыслительный - эмоциональный тип; ощущающий - интуитивный тип; воспринимающий (иррациональный) - решающий (рациональный) тип и их соотношение (16 психосоциотипов).
У любого человека с раннего детства уже свой характер, вернее свой темперамент, обусловленный врожденными динамическими свойствами нервной системы, которые определяют скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости, особенности приспособления индивида к миру.
В этой связи важны следующие позиции:
мотивации ведущих желаний и интересов,
особенности ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, жизненных целей, сценариев,
особенности самооценки, тревожности, невротичности.
Таким образом, вопросы анализа и регулирования групповых и личностных взаимоотношений важны для понимания психологических механизмов межличностных взаимоотношений в коллективах, и являются ключевыми для решения проблем психологии управления коллективами, в том числе и воинскими.
Как во всем обществе в целом,
так и в отдельных организациях
социально изолированный
Для успешного руководства группами (воинскими коллективами) необходимо знать и четко различать какие бывают группы и как складываются отношения руководства в группах. Наиболее общая классификация может быть представлена в таком виде:
Большие и малые группы.
Высокоразвитые и слаборазвитые группы.
Формальные и неформальные группы.
Структура коллектива.
Не углубляясь в рассмотрение структуры коллектива (это может быть предметом отдельного исследования), хочу отметить два уровня структуры коллективов:
внешняя структура - определяется деятельностью,
внутренняя структура - определяется общением.
Характеристики коллектива (воинского), его формирование и управление.
Основными характеристиками и одновременно (что немаловажно) необходимыми условиями формирования и управления коллектива являются: Общие, социально одобряемые цели и задачи совместной деятельности. Наличие четко сформированных критериев эффективности управления коллективом (группой). Наличие сильного лидера, заинтересованного в успехе. Оптимальный морально-психологический климат. Оптимальные размеры коллектива. Четкость социально-одобряемых целей, сплачивающих членов коллектива.
Лидер в коллективе.
Лидерство - это естественный
социально-психологический
З. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания любви.
Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют 10 типов лидерства:
"Соверен", или "патриархальный повелитель". Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.
"Вожак". В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака - носитель этих стандартов. Его выдвигают на основе любви и почитают.
"Тиран". Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран - доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются ему.
"Организатор". Он выступает для членов группы как сила для поддержания "Я-концепции" и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
"Соблазнитель". Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли "магической силы", давая выход во вне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.
"Герой". Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей.
"Дурной пример". Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
"Кумир". Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят и идеализируют.
"Изгой".
"Козел отпущения".
Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул. Общее лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информационного.
"Эмоциональный" лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, "поплакаться в жилетку".
С "деловым лидером" (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.
К "информационному" лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Наилучшим лидером будет руководитель, сочетающий все три компонента.
Теории лидерства разнообразны, среди них можно выделить подход с опорой на личные качества человека: поведенческий, ситуационный подходы.
Поведенческий подход.
Обосновывает лидерство с позиции поведения человека в зависимости от его личностных качеств.
Концепция физических качеств.
Объяснение лидерских качеств обладанием высокого роста, веса, физической силы и т.д. не подтвердилось. Наоборот, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.
Концепция интеллигентности.
Гизели предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности, и делает вывод, что наличие определенных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера:
интеллигентность в вербальном и символическом плане; инициативность, способность направлять активность, желания в новом направлении; уверенность в себе - благоприятная самооценка; привязанность к сотрудникам; решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);
зрелость;
мотивационные способности, т.е. способность мотивировать людей на выполнение управленческого решения.
Ситуационный подход.
Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру, и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому: эмоциональный, деловой лидер и т.п. Доверие к лидеру - это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутренне согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками.
Стили управления.
Теории, основанные на поведенческом подходе, осуществляют классификацию стилей руководства. Стиль руководства - это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным. Выделяют автократично-либеральный континуум стиля руководства: руководитель принимает решение сам и его объявляет; руководитель предлагает решение сотрудникам; руководитель представляет идеи, вызывает, порождает вопросы, отвечает, объясняет свои идеи и решения; руководитель представляет пробное решение, которое можно и изменить после обсуждения; руководитель представляет проблему, слушает и учитывает предложения сотрудников, находит взаимоприемлемое решение; руководитель ставит определенные границы и предлагает группе найти решение; руководитель позволяет сотрудникам действовать свободно в существующих рамках.
На основе континуума, где одна крайность - руководитель, ориентированный на задачу, работу, и другая крайность - руководитель, ориентированный на сотрудников, Ренсис Лайкерт предлагает 4 базовые системы лидерства.
Система 1
Система 2
Система 3
Система 4
Эксплуататорско-авторитарная
Благосклонно-авторитарная
Консультативно
Основана на участии в управлении подчиненных
Выделяют следующие стили управления (Курт Левин):
авторитарный (директивный),
демократический (коллегиальный),
либерально-анархический (попустительский).
Есть еще несколько
классификаций стилей руководства,
они развивают или
Теория Митчел-Хауса: "путь-цель" выделяет 4 основных стиля: директивный, поддерживающий, поощряющий участие, ориентирующий на достижение цели.
Теория Врум-Йетон предполагает, что для принятия решения можно использовать дерево решений.
Психологические качества руководителя: основные качества (Генри Минтцберг): искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми, искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью, искусство разрешать конфликты - способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом, искусство обрабатывать информацию - способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать, искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны, искусство распределять ресурсы в организации - способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов, дар предпринимателя - способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации, искусство самоанализа - способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.