Основы военной службы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:34, реферат

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена следующим. Демократизация российского общества последнего десятилетия изменила многое в нашей жизни. Можно по-разному относиться к происшедшим переменам, но одно ясно - мы вступили в новую эру общественных отношений. Такой резкий переход требует определенного периода адаптации, который, к несчастью, в случае с нашей страной приобрел довольно уродливые формы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Российской Федерации
Государственная служба Российской Федераций: понятие и сущность
Военная служба как вид государственной службы Российской Федераций
2. СПЕЦИФИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Особенности прохождения военной службы по призыву
2.2 Особенности прохождения военной службы по контракту
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ
3.1 Зарубежный опыт военной службы
3.2 Актуальные проблемы военной службы и предложения по ее совершенствованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 114.67 Кб (Скачать)

б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;

в) время отбывания дисциплинарного  взыскания в виде ареста;

г) время самовольного оставления воинской части или места военной  службы продолжительностью свыше 10 суток  независимо от причин оставления.

Решение о призыве граждан на военную службу может быть принят только после достижения гражданином  возраста 18 лет, то есть если гражданину на момент призыва не исполнилось  восемнадцати лет, данному призыву  он не подлежит. Момент призыва можно  рассматривать как момент принятия решения призывной комиссией  о призыве гражданина в ряды Вооруженных  Сил. Поэтому, если гражданину не исполнилось  восемнадцати лет, он не может быть вызван на заседание призывной комиссии, в отношении него не может быть принято решение о призыве  на военную службу и, как следствие  ему не может быть вручена повестка о явке его на призывной пункт  для отправления к месту прохождения  военной службы.[24].

Солдатам, матросам, сержантам и  старшинам, проходящим военную службу по призыву, предоставляется один основной отпуск продолжительностью 20 или 30 суток  в зависимости от занимаемой должности. Указанным военнослужащим могут  предоставляться отпуска по болезни  и по личным обстоятельствам.

Отпуск по болезни предоставляется  на основании заключения военно-врачебной  комиссии. По личным обстоятельствам  отпуск предоставляется на срок до 10 суток: в случае тяжелого состояния  здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего или  лица, на воспитании которого находился  военнослужащий; в случае пожара или  другого стихийного бедствия, постигшего семью или родственника военнослужащего.

Отпуск по личным обстоятельствам  может быть предоставлен военнослужащему  и в других исключительных случаях, когда командир части решит, что  присутствие военнослужащего в  семье необходимо.

Особенности военной службы представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. К ним относятся:

- принятие военнослужащими военной присяги;

- наличия у военнослужащих воинских званий;

- обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан;

- деятельность правового регулирования военно-служебных отношений;

- беспрекословность воинского повиновения;

- особенности в защите прав участников военно-служебных отношений;

- право на хранение, ношение, применение и использования оружия;

- специфика ограничений военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах.

За не должное выполнение или  уклонение от выполнения воинских служебных  обязанностей предусмотрены более  строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей военной государственной службы. Так, за несоблюдение обязанностей государственным  служащим, он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состава воинских преступлений, в  соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации влекут уголовную  ответственность военнослужащих.

Военнослужащие в соответствии с установленным порядком имеют  право на хранение, ношение, применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личное оружие, которое  он обязан содержать в надлежащем состоянии.

Военная служба связана с рядом  правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которые допустимы  в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации только по федеральному закону, которым является Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Целью воинской обязанности и военной  службы является оборона. Для её обеспечения  создаются Вооруженные Силы РФ. В  Федеральном законе «Об обороне» определен порядок комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими.

Кроме Вооруженных Сил РФ военную  службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и  органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Таким образом, правовой основой прохождения военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, иные нормативно – правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры. Они определяют основы обороны и безопасности государства, принципы военной службы как разновидности государственной службы, цели, задачи и особенности её осуществления.

 

    1. Особенности прохождения военной службы по контракту

 

Условия контракта о прохождении  военной службы включают в себя обязанности  гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях  или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять  все общие, должностные и специальные  обязанности военнослужащих, установленные  законодательными и иными нормативными правовыми актами государства. Условия  контракта также включают в себя соблюдение прав гражданина, членов его  семьи и получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством.

Контракт о прохождении военной  службы имеют право заключать:

— военнослужащие, у которых заканчивается  предыдущий контракт о прохождении  военной службы;

— военнослужащие, проходящие военную  службу по призыв, прослужившие не менее 12 месяцев;

— граждане, пребывающие в запасе;

— граждане мужского пола, не пребывающие  в запасе, окончившие образовательные  учреждения высшего профессионального  образования;

— граждане женского пола, не пребывающие  в запасе.

Первый контракт о прохождении  военной службы вправе заключать  граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

Отбор кандидатов для поступления  на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих — воинскими частями.

Определение соответствия граждан  требованиям, установленным для  поступления на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов, а определение  соответствия военнослужащих — на аттестационные комиссии воинских частей.

К гражданину, поступающему на военную  службу по контракту, предъявляются  повышенные требования в вопросах его  профессиональной подготовленности и  пригодности по состоянию здоровья.

Гражданин, поступающий на военную  службу по контракту, должен соответствовать  установленным требованиям по уровню образования, профессиональной пригодности, физической подготовки.

Первый контракт о прохождении  военной службы с поступающим  на воинскую должность, для которой  штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, заключается на 3 года; с поступающим  на воинскую должность, для которой  штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, — на 5 лет.

Военнослужащий, проходящий военную  службу по призыву, может заключить  первый контракт о прохождении военной  службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность  его военной службы по призыву и по первому контракту составит 3 года.

Проходящие военную службу по контракту  имеют статус военнослужащих и обладают всеми правами и свободами, установленными законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную  службу по контракту, имеют ряд дополнительных прав и льгот по сравнению с  теми, кто служит по призыву. Они имеют право на изменение места военной службы, в том числе и на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, по состоянию здоровья военнослужащих и членов их семей.

Контрактники имеют право при  увольнении с военной службы на выбор  постоянного места жительства в  любом населенном пункте России.

Время прохождения военной службы по контракту засчитывается в  общий трудовой стаж, включается в  стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности  из расчета один день военной службы за один день работы.

Общая продолжительность еженедельного  служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность  еженедельного рабочего времени, установленную  законодательством России. Исключение составляет несение боевого дежурства, учения, походы кораблей и другие мероприятия, которые проводятся при необходимости  без ограничений общей продолжительности  еженедельного служебного времени.

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ

 

    1. Зарубежный опыт военной службы

 

Анализ зарубежного опыта комплектования вооружённых сил военнослужащими, позволяет классифицировать следующие  основные способы комплектования:

на основе всеобщей воинской обязанности, путём призыва граждан на военную службу (Израиль, Корея, и др.);

на добровольной основе, путём набора военнослужащих по контракту (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Ирландия и др.);

смешанный – на основе закона о всеобщей воинской обязанности и добровольного набора военнослужащих по контракту (Германия, Греция, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Португалия, Италия, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Турция, Румыния, Болгария, Белоруссия, и др.)[25];

милиционный способ на основе закона о всеобщей воинской повинности (Швейцария).

В абсолютном виде призывные армии  в зарубежных государствах сегодня  уже почти не встречаются. Даже в  Народной освободительной армии  Китая (НОАК), где миллионы военнослужащих рядового и младшего командного составов служат по призыву, недавно также  введён добровольный способ поступления  граждан на военную службу по контракту. Одно из немногих государств, где вооружённые  силы по-прежнему комплектуют преимущественно  призывным способом – Израиль.

Милиционная армия (от лат. militia – войско), армия, в которой воинские части в мирное время состоят только из учётного аппарата и немногочисленных кадров командного состава; весь переменный рядовой состав и часть командного состава приписываются к воинским частям, расположенным в районе их места жительства и отбывают военную службу путём прохождения кратковременных учебных сборов[26]. В современных государствах милиционная армия существует лишь в Швейцарии.

Милиционный способ комплектования армии  подходит для малых стран, придерживающихся принципа нейтралитета, где иным путём  невозможно сформировать многочисленную и эффективную армию. Однако в  условиях интеграции западноевропейских государств и глобализации НАТО, в  последние годы большинство малых  государств Европы предпочитают вовсе  не нейтралитет, а вхождение со своими немногочисленными воинскими формированиями в состав блока НАТО. Принимая стандарты  НАТО, и предоставляя свою национальную территорию для размещения войск  ведущих держав альянса, многие малые  страны Европы фактически делегируют им функции обеспечения своей  национальной обороны. На этом фоне давняя приверженность Швейцарской Конфедерации принципу вооружённого нейтралитета и  сохранение для обеспечения военной  безопасности конфедерации массовой милиционной  армии, бесспорно, заслуживает уважения.

В настоящее время всеобщая воинская обязанность, как способ комплектования вооружённых сил существует почти  во всех государствах, наряду с этим во многих странах армии комплектуются  путём найма добровольцев. Абсолютизировать тот или иной способ комплектования нецелесообразно, лучше сбалансировано сочетать преимущества каждого из них. Например, в государствах НАТО контрактники составляют порядка 45% от общей численности  военнослужащих. В частности, в Германии – 55%, в Греции и Норвегии около 30%, в Дании и Бельгии 60-65%. При этом допускается дифференциация соотношения призывников и контрактников в различных видах вооружённых сил. Например, в Федеративной Республике Германии установлены следующие нормативы штатного соотношения призывников и контрактников: для сухопутных войск 52:48 %, в военно-воздушных силах – 72:28 %, на флоте – 85:15 %. Соотношение призывной и контрактной частей вооружённых сил определяется в каждом государстве исходя из приоритетов национальной безопасности, характера угроз военной безопасности, а также с учётом экономических возможностей. Таким образом, в настоящее время большинство армий зарубежных государств комплектуется смешанным способом – в различных пропорциях сочетая призывной и добровольный способы комплектования.

В Республике Беларусь система комплектования вооружённых сил строится на основании  принятых в государстве принципа комплектования войск и способов привлечения граждан на военную  службу[28]. В Беларуси применяется территориальный принцип комплектования вооружённых сил: граждане проходят воинскую службу, как правило, вблизи тех мест, откуда были призваны. Вооружённые силы комплектуются двумя способами: призывом граждан на военную службу и приёмом граждан в добровольном порядке на военную службу по контракту.

Информация о работе Основы военной службы в РФ