Основные элементы системы профессиональной подготовки личного состава ГПС

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:49, реферат

Краткое описание

Увеличение числа происходящих чрезвычайных ситуаций и гибели граждан Российской Федерации актуализировали проблемы необходимости скорейшего реформирования всей системы безопасности государства и Государственной противопожарной службы МЧС России как её составляющей в том числе.

Оглавление

1. Введение 3
2. Элементы профессиональной подготовки личного состава ГПС 3
1. Аттестация 3
2. Совершенствование воспитания в ВУЗАХ ГПС МЧС России 7
3. Заключение 13
4. Литература 15

Файлы: 1 файл

ОРСК.docx

— 42.22 Кб (Скачать)

- написать собственноручно предварительный текст аттестации по существующему бланку аттестации;

- предупредить заранее аттестуемого сотрудника о предстоящей с ним беседе по поводу аттестации;

- представить по команде составленные аттестации, которые после заключения старшего начальника направляются в аттестационную комиссию.

     Все это должно быть обязательно выполнено до рассмотрения аттестации на аттестационной комиссии.

     Аттестационная  комиссия правомочна рассматривать  аттестации и ее решения по ним  признаются законными, если на заседании  присутствует не менее 2/3 ее членов.

     Аттестация  рассматривается комиссией только в присутствии аттестуемого. В  случаях неоднократной неявки аттестуемого на заседание комиссии без уважительных причин аттестация может быть рассмотрена  и без аттестуемого, но этот факт обязательно фиксируется в протоколе  заседания аттестационной комиссии.

     Аттестация  как основной вид оценки кадров дает возможность снизить уровень субъективизма в этой работе, уволить сотрудников, не соответствующих занимаемым должностям. Аттестация позволяет также выделить сотрудников, работающих с полной отдачей сил и эффективно, дать рекомендации об их поощрении и выдвижении на вышестоящие должности, т. е. создать полноценный резерв кадров для выдвижения, необходимого для обеспечения нормального функционирования органов управления и подразделений МЧС России [4]. 

    1. Совершенствование воспитания в ВУЗАХ  ГПС МЧС России

    В Концепции кадровой работы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) была поставлена задача создания отвечающей современным требованиям Российского государства и военного строительства системы воспитания всех категорий сотрудников МЧС России.

    Важным  элементом системы подготовки сотрудников  МЧС России являются вузы Государственной противопожарной службы (далее – ГПС), функционирование которых неразрывно связано с воспитанием личного состава. Воспитание в вузах ГПС МЧС России осуществляется в ходе целостного образовательного процесса и непосредственно путем проведения воспитательной работы.

    Главной целью воспитания в вузах ГПС  МЧС России в настоящее время  является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника ГПС МЧС России.

    Материалы печати, проведенное исследование свидетельствуют, что негативное влияние как в целом на совершенствование деятельности ГПС МЧС России, так и непосредственно, на повышение эффективности процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России оказывают недостатки в воспитании личного состава.

    Как показал проведенный анализ, основными  причинами низкой эффективности воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России являются: отсутствие системности в воспитательной работе; низкий уровень психолого-педагогической подготовки должностных лиц; недостаточное использование потенциала педагогики, современных технологий организации воспитательной работы в образовательном учреждении ГПС МЧС.

    С учетом отмеченных обстоятельств в  современных условиях возрастает потребность в теоретическом обосновании путей совершенствования воспитания, практической разработке, апробации и реализации целостной системы воспитания в вузах ГПС МЧС России как существенного элемента системы воспитания и профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России.

    Вышеизложенное  позволяет считать, что проблема совершенствования теории и практики воспитания является весьма актуальной применительно к вузам ГПС МЧС России.

    С учетом этого важной и перспективной  целью педагогического исследования является теоретическая разработка концепции и обоснование практической технологии воспитания в вузах ГПС МЧС России в интересах совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России, развитие личности сотрудника, способного эффективно решать задачи в области пожарной безопасности, деятельности ГПС и возложенных на МЧС России функций.

    Для достижения данной цели, как показал  проведенный анализ, необходимо проанализировать результаты научных исследований и современное состояние воспитательной деятельности в вузах, ее влияние на достижение результатов в образовательном процессе и формирование личности сотрудника ГПС МЧС; изучить возможности реализации положений педагогики применительно к построению системы воспитания в вузах ГПС; рассмотреть процесс воспитания в вузах ГПС МЧС России как систему и выделить ее основные элементы и взаимосвязи между ними; уточнить содержание и определить оптимальный состав элементов системы воспитания в вузах ГПС МЧС; разработать концепцию и выделить технологические основы воспитания в вузах ГПС МЧС.

    В настоящее время функция воспитания в вузах ГПС МЧС России занимает все более важное место. Это объясняется требованием к современному специалисту ГПС, который должен быть не только отличным профессионалом, знатоком своего дела, но и личностью, обладающей важными для профессиональной деятельности духовными, личностными, психологическими качествами. Для совершенствования процесса воспитания в вузах ГПС МЧС необходимо провести анализ современных научных взглядов на сущность воспитания, закономерности, принципы, методы его осуществления.

    К числу специфических обстоятельств, определяющих необходимость развития теории и практики воспитания в нашей стране, следует отнести изменения политической системы, общественных отношений, идеологических установок, форм собственности, которые влияют на все сферы человеческой жизни, в том числе и на сферу воспитания.

    В жизнедеятельности противопожарной  службы, в полной мере отражаются как позитивные, так и негативные процессы, происходящие в обществе [1]. Следовательно, современный офицер ГПС МЧС с одной стороны должен обладать педагогической культурой, проявлять в воспитательной работе творчество и инициативу, владеть современными формами работы с людьми, с другой – глубоко понимать причины негативных моментов в жизнедеятельности подчиненных и с их учетом строить свою педагогическую, служебную деятельность. Подготовка офицера, обладающего такими качествами – важнейшая задача образовательного процесса в вузах ГПС МЧС [1].

    Проведенный анализ научно-педагогической литературы показывает, что большинство зарубежных и отечественных представителей педагогической науки рассматривают в качестве важнейшего пути совершенствования воспитания утверждение в педагогической теории и практике гуманистического подхода. Основная идея данного подхода заключается в том, что воспитание рассматривается как процесс теснейшим образом связанный с деятельностью человека, с познанием личности и учетом индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, ценностей. При этом каждый человек как участник процесса воспитания, независимо от роли, которою он исполняет в процессе воспитания, выступает как активный субъект, активный участник этого процесса.

    С позиций этого подхода основой  воспитания является педагогическое взаимодействие людей как субъектов процесса воспитания. Понимание воспитания как особой формы субъект – субъектного педагогического (управленческого) взаимодействия между людьми является соответствующим современным позициям педагогики. Современной педагогикой показано, что в этом процессе происходит не однонаправленное воздействие, а именно взаимодействие (пусть специально организованное воспитателем) двух субъектов – взрослого и ребенка, педагога и учащегося, воспитателя и воспитуемого, начальника и подчиненного. Тем более это верно для осмысления содержания и особенностей воспитания курсантов, офицеров, коллективов сотрудников ГПС МЧС России в которых педагогу, руководителю приходиться взаимодействовать с людьми, чьи личностные качества в основном (либо в полной мере) уже сформированы.

    Движение  научной мысли от понимания воспитания как директивного воздействия одной личности на другую к пониманию его как особой формы взаимодействия людей обусловливает существенные изменения во взглядах на особенности процесса воспитания в вузах ГПС МЧС России. С позиций взаимодействия воспитание рассматривается не как нечто навязанное человеку извне, а как процесс, обусловленный прежде всего собственными стремлениями человека, его личностными усилиями и мотивами.

    Данный  подход позволяет осмыслить воспитание в вузах ГПС МЧС России предельно широко, ибо личный состав вузов (сотрудники) ГПС МЧС России взаимодействуют с другими людьми во всех жизненных сферах, в процессе труда и на отдыхе, в период учебы, службы и досуга, занимаясь общественной деятельностью и проводя время в кругу семьи. Взаимодействие может носить как вертикальный (педагог – учащийся; начальник – подчиненный), так и горизонтальный (учащийся – учащийся; сотрудник – сотрудник) характер, может быть как непосредственным, так и опосредованным. Следовательно, воспитание, выступая стороной взаимодействий участников образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России, пронизывает всю учебную, служебную, общественную, спортивную, бытовую и другие виды деятельности, и не может быть локализовано лишь только в педагогической сфере.

    Являясь всеобъемлющим социальным процессом, воспитание в то же время осуществляется в двух достаточно разных, но внутренне единых формах – специально организованной и возникающей спонтанно, для которой активность организаторов не является систематизирующим признаком. В качестве первой можно привести в пример организацию воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России, в качестве второй – становление личности сотрудника ГПС МЧС России под влиянием факторов макросреды, например, когда изменения в сознании и поведении происходят в результате естественного приобщения к традициям и обычаям определенной социальной группы, профессии, культурной среды.

    Таким образом, процесс воспитания можно  рассматривать как специфический аспект взаимодействия людей, непременный компонент деятельности человека, духовной и практической составляющей его жизни, активности. В целом, воспитание – это такое взаимодействие, результатом которого является изменение личностных качеств человека.

    Этапы специальной организации воспитания в вузе ГПС МЧС России.

    Во-первых, воспитание в вузе ГПС МЧС России – процесс целенаправленный. Условно в человеческой деятельности можно различить технологическую и личностную стороны. Технологическая ориентирована на предметный, личностная – на социальный характер практики. Первая обеспечивается различными знаниями, умениями, навыками, которые в совокупности характеризуют человека как работника. Вторая обеспечивается формированием у человека психологических предпосылок к сотрудничеству с другими людьми, сознательного построения своего поведения, выбора жизненного пути и характеризует человека как личность. Поэтому воспитание это не подготовка человека к функциональной деятельности, не может быть оно сведено к выработке поведения, соответствующего конкретной совокупности правил и норм. Воспитание призвано обеспечить становление личности в широком гуманитарном плане. Оно должно приобщить личность к языку человеческой культуры, помочь ей осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, процесс их деятельности, совокупность ее результатов. Оно должно научить видеть за всем и во всем человека – его труд, социальные связи, надежды и тревоги, прошлое и будущее; призвано помочь человеку преодолеть мираж вещного объектного мира и в каждом своем действии усматривать отношение к другому человеку, считать это отношение стержнем любого выбора.

    Во-вторых, процесс воспитания в вузе ГПС  МЧС России является гуманным по своим целям и содержанию. Воспитание подводит человека к осознанию неповторимости своей личности, обладающего свободой воли, способного осознавать причины своего поведения, умеющего нести ответственность за свои поступки. Насколько реализованы эти возможности – такой вопрос, в результате воспитания, постоянно должна ставить перед собой личность. Поэтому ее поведение сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку неизбежно обретает другую ипостась – отношение к самому себе.

    Воспитание  личности сотрудника ГПС МЧС России как творца своей жизни и своей судьбы готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психические предпосылки. Это и умение стать выше ситуации, и формирование стремления к осмысленным и осознанным действиям, к выбору позиции, к поступку и ответственности за него, и способность к совместной коллективной деятельности, сотрудничеству. Результатом воспитания должны стать особые, профессионально важные качества личности сотрудника ГПС МЧС России. Особо важная роль при этом должна отводиться ориентации личности на социальные ценности, нравственному и профессиональному воспитанию.

    В-третьих, процесс воспитания в вузе ГПС  МЧС России отличается сложностью. Воспитание вплетено в контекст реальной учебы, службы, жизни человека и отражает в себе ее особенности применительно к профессиональной подготовке сотрудника ГПС МЧС России. Цели, средства, методы воспитания в вузе ГПС МЧС России детерминированы социальными и ведомственными установками, требованиями государства и общества.

    Гуманистический подход к воспитанию требует глубокого  изучения человека как участника, субъекта педагогического процесса. В этой связи чрезвычайно важным является исследование, диагностика характеристик человека (биологических, этнических, половых, физиологических, психологических, личностных, социальных, педагогических и др.). Эти характеристики делают людей непохожими друг на друга, обладающими разными возможностями к личностному росту, требующими индивидуального педагогического подхода.

    Отмечая важность исследования детерминант  процесса воспитания для совершенствования теории и практики воспитания в вузах ГПС МЧС России, подчеркнем, что любая детерминация – лишь предпосылка выбора личностью системы духовных ценностей, моделей поведения, способа существования. Она не заменяет самого акта выбора и следующую за ним работу над приобретенным духовным богатством. Акт выбора должен дополняться, развиваться, закрепляться духовной деятельностью самой личности. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитания – стимулировать эту работу, культивировать у личности желание ею заниматься. Это по сути – побуждение к самовоспитанию.

Информация о работе Основные элементы системы профессиональной подготовки личного состава ГПС