Новиков Александр Александрович

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:11, биография

Краткое описание

Новиков Александр Александрович главный маршал авиации. Родился 19 ноября 1900 году в деревне Крюково Нерехтского района Костромской области. По национальности русский. Образование получил в учительской семинарии в 1918году. В Советской Армии с 1919 года. А.А. Новиков воевал на фронтах гражданской войны, участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Кронштадте, сражался на Кавказе. Член КПСС с 1920 года.

Файлы: 1 файл

Новиков Александр Александрович главный маршал авиации.docx

— 29.49 Кб (Скачать)

 

Между тем в Ставке Верховного Главнокомандования шла усиленная  подготовка к битве на Курской  дуге. К тому времени авиация непосредственного  сопровождения наземных войск заметно  усилилась. Достаточно сказать, что  в разгар летних боев на фронт ежемесячно поступало более тысячи "илов". Выросло и искусство взаимодействия авиации с наземными войсками. Об этом красноречиво говорит хотя бы такой факт. Господство в воздухе, завоеванное истребителями в  первые дни операции, позволило советским  штурмовикам вместе с танкистами 7 июля в считанные часы разгромить сильную танковую группировку врага  в районе железнодорожной станции  Поныри.

 

- С боевым использованием  ИЛ-2 против танков, - рассказал мне  Александр Александрович, - у меня  связано воспоминание об одном  довольно любопытном разговоре  со Сталиным. Произошел он 13 февраля  сорок четвертого, когда фашисты  пытались вызволить свои войска, окруженные в районе Корсунь-Шевченковского. "Скажите, товарищ Новиков, - глядя  прямо в глаза, спросил меня  Верховный, - можно остановить танки  авиацией?" Секунды были отпущены  мне на раздумье. Очень короткие  секунды потому, что они протекали  под пристальным взглядом Сталина.  Где, сколько танков, когда - я  не знал. А он задал вопрос, ждет. И тут мне вспомнилась  Курская дуга. И я твердо ответил: "Остановить танки можно!" - "Завтра утром летите на  фронт и принимайте меры, - приказал  Сталин и добавил: - Нашумели о  котле, а захлопнуть его не  можем". На другой день я  был у генерала С.А. Красовского,  командовавшего 2-й воздушной армией. Положение оказалось очень серьезным.  В районе Шендеровки передовые  части врага разделял только 12-километровый  просвет, а у наших наземных  войск ни горючего, ни достаточного  количества боеприпасов - распутица.

 

Александр Александрович  замолчал, чему-то улыбнулся.

 

- И все-таки приказ Сталина  был выполню, - продолжил он, - 15 февраля  штурмовики, вооруженные кумулятивными  бомбами - на борту каждого  но двести пятьдесят полуторакилограммовых  бомб - нанесли несколько массированных  ударов по наступавшим танкам  гитлеровцев и остановили их. Авиаторы хорошо решили свою  задачу. Многие были награждены, а мне 21 февраля присвоено звание  Главного маршала авиации...

 

Весть о присвоении высшего  воинского звания в авиации застала  А.А. Новикова на 1-м Украинском фронте. Здесь он почти до середины мая  координировал действия нескольких воздушных армий, а в начале июня направился в Ленинград в качестве представителя Ставки для проверки готовности авиации фронта и Краснознаменного Балтийского флота к предстоящим  боям на Карельском перешейке. Главный  маршал авиации А.А. Новиков координировал  боевые действия авиаторов фактически до конца операции.

 

Любопытная деталь. Полет  из Москвы в Ленинград командующий  ВВС выполнил не на борту пассажирского  самолета, а в кабине учебного истребителя  ЯК-7. Главному маршалу хотелось лично  убедиться в обоснованности жалоб  летчиков на грубую отделку ларингафонов и наушников шлемофонов, поступивших  на вооружение. Так Александр Александрович  поступал всегда, когда речь шла  об интересах подчиненных, о снабжении  летчиков добротным снаряжением.

 

Приближалось начало белорусской  операции "Багратион". К этому  времени закончилась коренная перестройка  Военно-Воздушных Сил, выросло и  улучшилось их оперативное искусство. Авиационная промышленность обеспечила ВВС достаточным количеством  боевых самолетов - за полгода их выпущено 16 тысяч. Теперь на всех фронтах советские  летчики были хозяевами в небе, они диктовали гитлеровцам свою волю и навязывали им свою тактику. Борьба за господство в воздухе по-прежнему была одной из основных задач советской  авиации, одним из основных условий  успеха действий сухопутных войск в  наступательных операциях.

 

К участию в белорусской  операции привлекалось около 6 тысяч  самолетов - пять воздушных армий. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков предложил  использовать в ходе сражения всю  авиацию дальнего действия. Руководство  и координацию действий воздушных  армий осуществлял Главный маршал авиации А.А. Новиков вместе с  видными авиационными военачальниками  С.А. Худяковым, А.Е. Головановым, К.А. Вершининым, С.И. Руденко и другими.

 

Белорусская операция охватывала огромную территорию - более 1000 километров по фронту и до 600 километров в глубину. И на всех направлениях роль авиации  была очень велика. Наступая в условиях лесисто-болотистой местности, где  очень мало дорог, артиллерия неизбежно  отставала от передовых частей. И  тогда для развития успеха недостаток артиллерийского огня могла восполнить только авиация. Летчики, несмотря на плохую погоду, блестяще справились с этой задачей. Враг был сброшен с хорошо укрепленных позиций, а затем  в считанные дни окружен и  уничтожен. В ходе операции наши наземные войска в тесном взаимодействии с  авиацией образовали три больших "котла" - в районе Витебска, Бобруйска и  Минска - и в короткий срок разгромили окруженные вражеские группировки.

 

И снова Главный маршал авиации А.А. Новиков в пути, в  гуще фронтовых событий, на направлении  главного удара. В коротком очерке невозможно описать ход всех операций, в которых он принимал участие. Но о штурме Кенигсберга, очевидно, напомнить целесообразно. В ней особенно выпукло проявились полководческие качества командующего ВВС.

 

Прежде чем говорить о  штурме столицы Восточной Пруссии, хочется рассказать об одном эксперименте, который начался по инициативе А. А. Новикова еще на Курской дуге. Речь идет об использовании дальних  бомбардировщиков ИЛ-4 для разрушения оборонительных сооружений при прорыве  обороны врага в дневных условиях. Одна дивизия ИЛ-4 под надежным истребительным прикрытием выполняла роль фронтовых  бомбардировщиков. Эксперимент удался. Его повторили в июне 1944 года на Карельском перешейке. Снова успех. В ходе Кенигсбергской операции было решено использовать днем уже не одно соединение тяжелых ночных бомбардировщиков, а всю 18-ю воздушную армию" которая  была создана на базе авиации дальнего действия.

 

"7 апрели 1945 года, - пишет  в своей книге "В небе  Ленинграда" Главный маршал авиации  А.А. Новиков, - 516 самолетов ее (18-й  воздушной армии, - А. X.) под сильным  истребительным прикрытием нанесли  мощнейпшй бомбовый удар по  вражеским объектам и войскам  в Кенигсберге. В результате  этого удара командование гарнизона  потеряло управление войсками, сопротивление  противника резко ослабло и  наши штурмовые отряды начали  быстро продвигаться вперед".

 

Однако враг был еще  не сломлен. Снова дальние бомбардировщики  нанесли мощные удары по немецко-фашистским войскам в цитадели днем. Только за одни сутки, 8 апреля, наша авиация  совершила в небе Кенигсберга  более 6 тысяч самолето-вылетов. Сильнейшая крепость, в которой находились многочисленный гарнизон и все необходимое для  длительного сопротивления, была разгромлена  в считанные дни.

 

К сказанному добавим, что  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1945 года Главному маршалу  авиации Новикову Александру Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Произошло это в разгар Берлинской операции, которая отличалась гигантским размахом действий авиации.

 

Эта битва была исключительной не только по количеству использованных в ней сил и средств. Она  рассматривалась как решающая операция, цель которой - окончательное сокрушение и безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии. Четыре воздушные армии  под руководством выдающихся авиационных  командармов С.И. Руденко, С.А. Красовского, А.Е. Голованова, К.А. Вершинина поддерживали наступавшие наземные войска, боролись за сохранение господства в воздухе, организовывали авиационное наступление. Общее руководство авиацией осуществлял  Главный маршал авиации А.А. Новиков.

 

Что было наиболее характерным  в применении Военно-Воздушных Сил  на заключительном этапе войны? В  совокупности своей это авиационное  наступление, то есть сосредоточенно-массированное  и непрерывное воздействие на противника с воздуха в течений  всего периода сражения и на всю  глубину его. Тесное взаимодействие штурмовиков с танкистами при  надежном истребительйом прикрытии  позволило осуществить небывалое  по глубине сопровождение танковых армий 1-го Украинского фронта. А  сложный, блестяще проведенный в  какие-нибудь 30 минут маневр несколькими  корпусами и дивизиями 4-й воздушной  армии в полосе наступления армии  П.И. Батова? Он заслужил высокую похвалу  командования, так как способствовал  развитию успеха на главном направлении.

 

Берлин пал. Гитлеровская Германия капитулировала. Благодарное  человечество будет вечно помнить, что именно на советско-германском фронте разгромлены основные силы фашистского  рейха и его пособников - 607 дивизий, три четверти всей авиации, большая  часть артиллерии и танков. Вместе с воинами армии и флота  мужественно громили врага советские  летчики, руководимые А.А. Новиковым.

 

Спустя три месяца после  победы над фашистской Германией  Советский Союз, вступил в войну  с Японией. Дальневосточный театр  военных действий по своим географическим и климатическим условиям значительно  отличался от европейского. Горние массивы, пустыни, широкие реки, дикая  тайга, а главное, большие расстояния значительно осложняли действия как наземных войск, так и авиации. Еще в период подготовки нacтуплeния  Главный маршал авиаций А.А. Новиков, подучивший задание Ставки координировать взаимодействие воздушных армий, предусмотрел наряду с массированным применением  истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков широкое использование военно-транспортной авиации. Эта новинка оправдала  себя сразу же. Так, для обеспечения  передовых отрядов и 6-й танковой армии, глубоко вклинившейся в южную  и центральную часть Маньчжурии, летчики транспортной авиации совершили 1755 самолето-вылетов и перевезли  около 200 тысяч тонн горючего, боеприпасов  и продовольствия.

 

Осуществить это было далеко не просто. Дело в том, что только одна 12-я воздушная армия имела  две транспортные авиадивизии. В  остальных пришлось мобилизовать транспортные самолеты, входившие в эскадрильи связи и обслуживавшие штабы  соединений. Посоветовавшись с командующими, А.А. Новиков решил для снабжения  наступавших войск привлечь самолеты У-2 с подвесными контейнерами.

 

- Мал золотник, да дорог, - говорил в те дни Главный  маршал авиации, отдавая дань  уважения уникальной машине, которая  была и легким бомбардировщиком, и связным самолетом, и транспортным  средством.

 

Господство в воздухе  на всех фронтах Дальневосточного театра военных действий наши летчики завоевали  в первый же день войны с Японией.

 

Для разрушения долговременных сооружений и огневых точек укрепленных  районов было решено и днем использовать самолеты ИЛ-4. Так, 15 августа 108 ночных бомбардировщиков бомбами крупного калибра нанесли удар по дунлинскому  укрепленному району. Результат удара  оказался достаточно высоким: прямыми  попаданиями были уничтожены четыре дота, два дзота, склад боеприпасов, наблюдательный пункт и много  солдат и офицеров врага.

 

Наступление продолжалось.

 

Главный маршал внимательно  следил за ходом боевых действий. Вместе со штабом он производил перегруппировки  авиационных полков и дивизий, помогая  командующим фронтами наиболее эффективно использовать авиацию.

 

На заключительном этапе  операции широко применялись воздушные  десанты. С 15 по 27 августа они были высажены в Маньчжурии, Северной Корее, на Сахалине и острове Итуруп с  целью как можно быстрее овладеть стратегическими пунктами и военными объектами в глубоком вражеском  тылу, чтобы обеспечить разоружение  японских гарнизонов и не допустить  уничтожения материальных ценностей. Особенность многих десантов состояла в том, что их высадка проводилась  без предварительного боевого обеспечения. Но в состав группы для сопровождения  военно-транспортных самолетов, прикрытия  их на маршруте и подавления огневых  средств ПВО в районе высадки  включалась боевая авиация. Захват важных административно-политических и промышленных центров Маньчжурии окончательно дезорганизовал управление войсками и резервами  противника. 19 августа японцы начали повсеместно складывать оружие и  сдаваться в плен. 2 сентября 1945 года правительство Японии подписало  акт о безоговорочной капитуляции.

 

Большой вклад в разгром  Квантунской армии внесла советская  авиация. Она являлась мощным и наиболее маневренным средством вооруженной  борьбы, оказавшим существенное влияние  на исход войны. За умелое руководство  боевыми действиями авиации на Дальнем  Востоке Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1945 года А.А. Новиков  был награжден второй медалью "Золотая  Звезда".

 

В архиве Александра Александровича хранится любопытный документ - письмо президента Франклина Рузвельта, которое  было получено вместе с высшим командорским орденом США. "Маршал Новиков, - говорится  в письме, - проявил выдающиеся способности, усердие и проницательность в  деле руководства успешными воздушными операциями Красной Армии. Его гибкий подход к решению сложных вопросов в соединении с редкими качествами руководителя и большим умением  использования воздушных сил  дали ему возможность внести выдающийся вклад в дело союзников".

 

Имя Главного маршала авиации  Александра Александровича Новикова по праву стоит в ряду имен выдающихся полководцев. Под его руководством советские летчики ударами с  воздуха сокрушали военную машину третьего рейха, вместе со всеми воинами  армии и флота самоотверженно сражались в воздушных боях за честь, свободу и независимость  нашей Родины.


Информация о работе Новиков Александр Александрович