Новиков Александр Александрович

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:11, биография

Краткое описание

Новиков Александр Александрович главный маршал авиации. Родился 19 ноября 1900 году в деревне Крюково Нерехтского района Костромской области. По национальности русский. Образование получил в учительской семинарии в 1918году. В Советской Армии с 1919 года. А.А. Новиков воевал на фронтах гражданской войны, участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Кронштадте, сражался на Кавказе. Член КПСС с 1920 года.

Файлы: 1 файл

Новиков Александр Александрович главный маршал авиации.docx

— 29.49 Кб (Скачать)

Новиков Александр Александрович  главный маршал авиации. Родился 19 ноября 1900 году в деревне Крюково Нерехтского  района Костромской области. По национальности русский. Образование получил в  учительской семинарии в 1918году. В Советской Армии с 1919 года. А.А. Новиков воевал на фронтах гражданской  войны, участвовал в подавлении контрреволюционного  мятежа в Кронштадте, сражался на Кавказе. Член КПСС с 1920 года.

 

В 1922 окончил командные  курсы "Выстрел". В 1930 году окончил  Военную академию имени М. В. Фрунзе. С марта 1933 года переведен в ВВС  и назначенначальником штаба  авиабригады, командир эскадрильи, начальник  штаба ВВС военного округа. В финскую  войну 1939-1940 гг. начальник штаба ВВС  Северо-Западного фронта.

 

Великую Отечественную войну  А.А. Новиков занимал посты командующего ВВС Северного и Ленинградского военных округов. Проявил себя вдумчивым  и инициативным авиационным военачальником. С весны 1942 года возглавил Военно-Воздушные  Силы Советской Армии, стал заместителем наркома обороны СССР по авиации. С 21 февраля 1944 г. главный маршал авиации (первый в таком звании). Как представитель  Ставки Верховного Главнокомандования координировал боевые действия ряда воздушных армий в Сталинградской битве и Кубанском воздушном  сражении, на Курской дуге, при освобождении Украины, Белоруссии, Прибалтики, в  Восточной Пруссии, Польше, Венгрии, Румынии, штурме Берлина, разгроме Квантунской  армии на Дальнем Востоке. Удостоен многих орденов и медалей СССР и иностранных государств.

 

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Александру Александровичу Новикову присвоено 17 апреля 1945 года.

 

Второй медали "Золотая  Звезда" удостоен 8 сентября 1945 года за умелое руководство боевыми действиями авиации на Дальнем Востоке.

 

После войны В апреле 1946, после того как сын И.В. Сталина  Василий пожаловался отцу, что  американские самолеты лучше советских, вместе с министром авиационной  промышленности СССР А.И. Шахуриным  арестован. В мае 1946 на процессе вместе с Шахуриным, членом Военного совета ВВС Н.С. Шимановым, зам. командующего ВВС А.К. Репиным, нач. Главного управления заказов ВВС Н.П. Селезневым, зав.отделами управления кадров ЦКА.В. Будниковым и  Г.М. Григорьяном приговорен к тюремному  заключению. После смерти Сталина, в  мае 1953 амнистирован и восстановлен в ВВС. В 1953-55 командующий Дальней  авиацией и одновременно в 1954-55 заместитель  главнокомандующего ВВС. С 1956 начальник  Высшего авиационного училища Гражданского флота. Его перу принадлежат мемуары "В небе Ленинграда" (1970), учебные  пособия и работы по истории советской  авиации. В 1958 году А. А. Новикову присвоено  звание профессор.

 

Скончался 3 декабря 1976 году

 

 

Шел третий день войны. Сдерживая  натиск гитлеровцев, Красная Армия  вела ожесточенные бои. Фашистская авиация  уже нанесла ряд бомбовых ударов по советским городам Риге, Каунасу, Минску, Смоленску, Киеву. Ленинградские  летчики вели воздушные бои на дальних подступах к городу на Неве. А в штабе ВВС Северного  фронта под руководством генерала А. А. Новикова заканчивалась разработка операции, утвержденной Ставкой Верховного Главнокомандования: более 500 самолетов  готовились нанести удар по вражеским  аэродромам на всем фронте - от Выборга  до Мурманска.

 

Такого еще не знала  история наших Военно-Воздушных  Сил. Предстояло в считанные часы скоординировать действия сухопутных и морских летчиков, находившихся в подчинении командующих трех общевойсковых  армий, двух флотов и фронтового командования. 25 июня 1941 года воздушная армада из 263 советских бомбардировщиков и 224 истребителей и штурмовиков нанесла  внезапный удар по 19 аэродромам врага. За несколько часов в воздушных  боях и на земле противник потерял 41 самолет. Операция продолжалась в  течение шести суток. Количество аэродромов, по которым наносился  удар, увеличили до 39. Увеличились  и потери фашистов. Враг был вынужден оттянуть свою авиацию за пределы  радиуса действия советских истребителей. Так с первых дней сражений массированные  удары по аэродромам врага стали  одним из основных средств борьбы за господство в воздухе.

 

Обстановка под Ленинградом  осложнялась. Вначале июля нависла  угроза над Псковом. Командующий  военно-воздушными силами Северного  фронта генерал А.А. Новиков предложил  К.Е. Ворошилову, руководившему в  те дни Северо-Западным направлением, сосредоточить основные силы авиации  для поддержки наземных войск  соседнего Северо-Западного фронта и временно отказаться от самостоятельных  действий авиационных частей в Карелии. К.Е. Ворошилов и А.А. Жданов одобрили инициативу А.А. Новикова. Но массированному использованию авиации, как и  организации ударов по аэродромам, сильно мешало ведомственное разделение авиационных соединений. На согласование больших и малых вопросов уходило  слишком много драгоценного времени.

 

Для облегчения руководства  боевыми действиями войск и авиации 23 августа Северный фронт был  разделен на два фронта: Ленинградский  и Карельский. По предложению К.Е. Ворошилова, А.А. Жданова и А.А. Новикова вся авиация, входившая в Ленинградский  фронт, была подчинена единому командованию.

 

Первые, наиболее трудные  месяцы войны. Какие только задачи не приходилось решать генералу Новикову в то сложное время! Организация  борьбы за господство в воздухе, взаимодействие с наземными войсками и Военно-Морским  флотом, воздушная разведка, ремонт техники, обеспечение боеприпасами... Советуясь со своими заместителями и офицерами штаба, командующий авиацией Ленинградского фронта всегда находил оригинальные решения, неуклонно проводил их в жизнь. Примером тому может служить блестяще проведенная операция по бомбардировке и штурмовке аэродромов, с которой мы начали свой рассказ.

 

Чтобы подчеркнуть важность того или иного задания, командующий  часто выезжал на фронтовые аэродромы, беседовал с летчиками, инженерно-техническим  составом, воинами обслуживающих  подразделений. Отличительная черта  его стиля работы с людьми - товарищеское обращение с подчиненными. И летчики  верили своему флагману, любили его, гордились, что он лично ставит боевую задачу. А это в дни, когда приходилось  по 6 - 8 раз подниматься в небо, одному вести бой против пяти и  более противников, было очень важно.

 

В середине июля соотношение  сил в воздухе в районе Ленинграда было примерно 2 : 1 в пользу гитлеровцев. Наши летчики все больше и больше убеждались, что воевать в плотном  строю и боевых порядках групп  трудно и тактически невыгодно. Требовалось  срочно отказаться от звена из трех самолетов и перейти к паре, состоящей из ведущего и ведомого. Этого же требовало и применение новой техники, поступавшей на вооружение авиации. Генерал Новиков, изучая боевой опыт, пожалуй, одним из первых по достоинству  оценил и поддержал это новшество.

 

Забегая вперед, скажем, что  пара самолетов как основа боевого  порядка истребителей прижилась  не сразу. Но за ней уже в те дни  угадывались пути развития тактики. Это понимали летчики и других фронтов. Они тоже вели настойчивый  поиск. Постепенно из пар стали создаваться  боевые группы из четырех, шести и  более самолетов. При необходимости  пары и группы эшелонировались по высоте. Воздушный бой стал стремительным, динамичным, результативным. Однако внедрено новшество в боевую практику всех ВВС было значительно позже. Лишь на исходе второго года войны пара была принята как основа боевого  порядка не только в истребительной, но и в штурмовой авиации.

 

С особой полнотой полководческий талант А.А. Новикова раскрылся на посту  командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии, на который генерал  А.А. Новиков был назначен весной 1942 года. Ряд новинок, которые были в свое время испытаны в небе Ленинграда и оправдали себя в практике боевых действий, постепенно стали внедряться на других фронтах.

 

Прежде всего, очевидно, следует  подчеркнуть вклад А.А. Новикова в коренную перестройку организационной  структуры Военно-Воздушных Сил. Создание воздушных армий, которые, как правило, стали входить в  состав фронта самостоятельной единицей, позволило исправить ошибку мирного, времени и значительно расширило  возможности массированного применения авиации.

 

Повышению боевой эффективности  Военно-Воздушных Сил способствовало также создание однородных - истребительных, штурмовых и бомбардировочных - авиадивизий, резервных авиакорпусов. В результате этих преобразований у Красной Армии  оказалась мобильная ударная  сила небывалой мощности, которой  можно было маневрировать от Белого до Черного моря и оказывать существенное влияние на стратегическую обстановку целого направления.

 

В поездках на фронт в качестве представителя Ставки у А.А. Новикова проявились незаурядные способности  военачальника глубоко и всесторонне  анализирующего обстановку, умеющего предвидеть ход событий, наиболее рационально, с перспективой использовать имеющиеся  силы и средства. Решая стратегические и оперативные задачи, командующий  ВВС ни на минуту не забывал о  совершенствовании тактики.

 

Взять, к примеру, полеты зимой. До 1942 года в истребительной авиации  использовались лыжные шасси, которые  обеспечивали безопасность взлета и  посадки при снежном покрове  без существенных затрат на подготовку аэродрома. Но в воздухе лыжи - помеха. Они уменьшали скорость полета, ухудшали маневренность боевой машины. "А  что, если и зимой летать на колесах?" - подумал Новиков. Посоветовался  со специалистами. Те согласились, что  лучше затратить усилия на расчистку  сугробов и укатку снега, нежели идти на ухудшение тактико-технических  данных истребителей. С разрешения Ставки провели эксперимент в  боевых условиях. Он оправдал самые  смелые надежды. С весны сорок  второго истребители летали только с колесными шасси и сохраняли  свои маневренные преимущества в  течение всего года.

 

Командующий ВВС постоянно  и с большой тщательностью  изучал накопленный в войсках  боевой опыт, обращая особое внимание на эффективность использования  оружия и техники, боевые возможности  групп самолетов различного состава, тактические новинки. Поэтому его  указания офицерам и генералам отличались конкретностью, ясностью мысли, всесторонним знанием боевых возможностей каждого  авиационного соединения.

 

Непрерывный рост подготовки авиационных кадров, обогащение их боевым опытом - одно из важных условий  достижения победы над врагом. Командующий  ВВС учил авиационных командиров и штабных работников глубоко  понимать характер и способы ведения  боевых действий и умело применять  свои знания в конкретной обстановке.

 

Примечателен в этом отношении  случай, который произошел на 1-м  Украинском фронте под Тернополем. Окруженная вражеская группировка  перекрыла огнем единственное шоссе, по которому шло снабжение наших  войск, продвинувшихся на запад.

 

- Такая заноза в нашем  тылу, никак не выдернешь ее! - сердито сказал на совещании  командующий фронтом.

 

А.А. Новиков, координировавший в те дни боевые действия нескольких воздушных армий в боях за Правобережную  Украину, принял весьма рискованное, но, пожалуй, единственно правильное в  сложившейся обстановке решение: удар по окруженной группировке врага  нанести днем силами двух дивизий  легких ночных бомбардировщиков У-2. Дело в том, что бомбить надо было очень  точно - рядом свои войска! Но прорвись к полю боя несколько пар вражеских  истребителей - беззащитным и хрупким  У-2 несдобровать бы. Все решило мощное истребительное прикрытие. Экипажи  легкокрылых ночников отлично сработали  и днем. Едва отбомбился последний  из них, гитлеровцы выбросили белый  флаг.

 

При подготовке каждой новой  операции генерал, а с 17 марта 1943 года маршал авиации А.А. Новиков и  его ближайшие помощники члены  Военного совета Военно-Воздушных Сил  Н.С. Шиманов, Г.А. Ворожейкин, С.А. Худяков, Ф.Я. Фалалеев, А.Н. Никитин и другие стремились внести в боевое применение авиации что-нибудь новое, основанное на опыте. Как тут не вспомнить  о сопровождении штурмовиками танков и пехоты. Ростки этого тактического приема родились еще на Карельском перешейке. Потом окрепли на Ленинградском  фронте в сорок первом. И окончательно, теперь уже как форма боевого  использования штурмовой авиации, утвердились в августе сорок  второго на Западном фронте.

 

И потому совершенно естественным было предложение А.А. Новикова основную ставку в Сталинградской битве сделать  не на бомбардировщиков, а на штурмовиков, тогда как главным средством  борьбы за господство в воздухе оставались истребители. Это выгодно было и  авиационной промышленности: штурмовики в производстве дешевле бомбардировщиков, а в то время каждая боевая машина была на вес золота. Практика боев подтвердила  дальновидность командующего ВВС. Несмотря на непогоду, "илы" взлетали почти  каждый день. Сопровождая танки и  пехоту, они огнем мощного бортового  оружия - реактивными снарядами, бомбами  и пулеметами - крушили вражескую  оборону на переднем крае и в тактической  зоне, при необходимости вели воздушные  бои с истребителями и бомбардировщиками  врага, выполняли задачи воздушных  разведчиков.

 

Оправдало себя в битве  на Волге и другое новшество, предложенное командованием ВВС: управление воздушными боями с земли по радио. Кстати сказать, очень скоро связь по радио в Военно-Воздушных Силах  была внедрена повсеместно, а к концу  сорок четвертого года, согласно приказу  командующего, ни один экипаж самолета не имел права подняться в небо без устойчивой радиосвязи.

 

Мощь советской авиации  росла изо дня в день. К весне 1943 года, когда в небе Кубани разгорелось  знаменитое воздушное сражение, Наша авиация по качеству техники и  количеству боевых единиц уже не уступала гитлеровской, а кое в чем и  превосходила ее. Ощутимо выросло  боевое мастерство летчиков, искусство  авиационных командиров и штабов. Во время воздушных боев на Кубани командующий ВВС лично ознакомился  с боевыми действиями летчиков 4-й  и 5-й воздушных армий. Однако в первый же день было отмечено, что наши летчики поднимались в воздух чаще фашистских, а господства в воздухе советская авиация, по существу, не имела. Немедленно были внесены соответствующие коррективы в организацию боевых действий авиации и ее тактику: бомбардировщики стали действовать массированно, большими группами, делать по нескольку заходов на цель; штурмовики увеличили время нахождения над территорией, занятой врагом; истребители основную часть своих действий перенесли за линию фронта. На Кубани советские летчики выиграли одну из крупнейших воздушных битв.

Информация о работе Новиков Александр Александрович