Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:11, биография
Новиков Александр Александрович главный маршал авиации. Родился 19 ноября 1900 году в деревне Крюково Нерехтского района Костромской области. По национальности русский. Образование получил в учительской семинарии в 1918году. В Советской Армии с 1919 года. А.А. Новиков воевал на фронтах гражданской войны, участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Кронштадте, сражался на Кавказе. Член КПСС с 1920 года.
Новиков Александр Александрович главный маршал авиации. Родился 19 ноября 1900 году в деревне Крюково Нерехтского района Костромской области. По национальности русский. Образование получил в учительской семинарии в 1918году. В Советской Армии с 1919 года. А.А. Новиков воевал на фронтах гражданской войны, участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Кронштадте, сражался на Кавказе. Член КПСС с 1920 года.
В 1922 окончил командные курсы "Выстрел". В 1930 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. С марта 1933 года переведен в ВВС и назначенначальником штаба авиабригады, командир эскадрильи, начальник штаба ВВС военного округа. В финскую войну 1939-1940 гг. начальник штаба ВВС Северо-Западного фронта.
Великую Отечественную войну
А.А. Новиков занимал посты
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Александру Александровичу Новикову присвоено 17 апреля 1945 года.
Второй медали "Золотая Звезда" удостоен 8 сентября 1945 года за умелое руководство боевыми действиями авиации на Дальнем Востоке.
После войны В апреле 1946, после того как сын И.В. Сталина Василий пожаловался отцу, что американские самолеты лучше советских, вместе с министром авиационной промышленности СССР А.И. Шахуриным арестован. В мае 1946 на процессе вместе с Шахуриным, членом Военного совета ВВС Н.С. Шимановым, зам. командующего ВВС А.К. Репиным, нач. Главного управления заказов ВВС Н.П. Селезневым, зав.отделами управления кадров ЦКА.В. Будниковым и Г.М. Григорьяном приговорен к тюремному заключению. После смерти Сталина, в мае 1953 амнистирован и восстановлен в ВВС. В 1953-55 командующий Дальней авиацией и одновременно в 1954-55 заместитель главнокомандующего ВВС. С 1956 начальник Высшего авиационного училища Гражданского флота. Его перу принадлежат мемуары "В небе Ленинграда" (1970), учебные пособия и работы по истории советской авиации. В 1958 году А. А. Новикову присвоено звание профессор.
Скончался 3 декабря 1976 году
Шел третий день войны. Сдерживая натиск гитлеровцев, Красная Армия вела ожесточенные бои. Фашистская авиация уже нанесла ряд бомбовых ударов по советским городам Риге, Каунасу, Минску, Смоленску, Киеву. Ленинградские летчики вели воздушные бои на дальних подступах к городу на Неве. А в штабе ВВС Северного фронта под руководством генерала А. А. Новикова заканчивалась разработка операции, утвержденной Ставкой Верховного Главнокомандования: более 500 самолетов готовились нанести удар по вражеским аэродромам на всем фронте - от Выборга до Мурманска.
Такого еще не знала
история наших Военно-
Обстановка под Ленинградом
осложнялась. Вначале июля нависла
угроза над Псковом. Командующий
военно-воздушными силами Северного
фронта генерал А.А. Новиков предложил
К.Е. Ворошилову, руководившему в
те дни Северо-Западным направлением,
сосредоточить основные силы авиации
для поддержки наземных войск
соседнего Северо-Западного
Для облегчения руководства
боевыми действиями войск и авиации
23 августа Северный фронт был
разделен на два фронта: Ленинградский
и Карельский. По предложению К.Е.
Ворошилова, А.А. Жданова и А.А. Новикова
вся авиация, входившая в Ленинградский
фронт, была подчинена единому
Первые, наиболее трудные месяцы войны. Какие только задачи не приходилось решать генералу Новикову в то сложное время! Организация борьбы за господство в воздухе, взаимодействие с наземными войсками и Военно-Морским флотом, воздушная разведка, ремонт техники, обеспечение боеприпасами... Советуясь со своими заместителями и офицерами штаба, командующий авиацией Ленинградского фронта всегда находил оригинальные решения, неуклонно проводил их в жизнь. Примером тому может служить блестяще проведенная операция по бомбардировке и штурмовке аэродромов, с которой мы начали свой рассказ.
Чтобы подчеркнуть важность того или иного задания, командующий часто выезжал на фронтовые аэродромы, беседовал с летчиками, инженерно-техническим составом, воинами обслуживающих подразделений. Отличительная черта его стиля работы с людьми - товарищеское обращение с подчиненными. И летчики верили своему флагману, любили его, гордились, что он лично ставит боевую задачу. А это в дни, когда приходилось по 6 - 8 раз подниматься в небо, одному вести бой против пяти и более противников, было очень важно.
В середине июля соотношение сил в воздухе в районе Ленинграда было примерно 2 : 1 в пользу гитлеровцев. Наши летчики все больше и больше убеждались, что воевать в плотном строю и боевых порядках групп трудно и тактически невыгодно. Требовалось срочно отказаться от звена из трех самолетов и перейти к паре, состоящей из ведущего и ведомого. Этого же требовало и применение новой техники, поступавшей на вооружение авиации. Генерал Новиков, изучая боевой опыт, пожалуй, одним из первых по достоинству оценил и поддержал это новшество.
Забегая вперед, скажем, что пара самолетов как основа боевого порядка истребителей прижилась не сразу. Но за ней уже в те дни угадывались пути развития тактики. Это понимали летчики и других фронтов. Они тоже вели настойчивый поиск. Постепенно из пар стали создаваться боевые группы из четырех, шести и более самолетов. При необходимости пары и группы эшелонировались по высоте. Воздушный бой стал стремительным, динамичным, результативным. Однако внедрено новшество в боевую практику всех ВВС было значительно позже. Лишь на исходе второго года войны пара была принята как основа боевого порядка не только в истребительной, но и в штурмовой авиации.
С особой полнотой полководческий талант А.А. Новикова раскрылся на посту командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии, на который генерал А.А. Новиков был назначен весной 1942 года. Ряд новинок, которые были в свое время испытаны в небе Ленинграда и оправдали себя в практике боевых действий, постепенно стали внедряться на других фронтах.
Прежде всего, очевидно, следует
подчеркнуть вклад А.А. Новикова
в коренную перестройку организационной
структуры Военно-Воздушных
Повышению боевой эффективности
Военно-Воздушных Сил
В поездках на фронт в качестве
представителя Ставки у А.А. Новикова
проявились незаурядные способности
военачальника глубоко и
Взять, к примеру, полеты зимой. До 1942 года в истребительной авиации использовались лыжные шасси, которые обеспечивали безопасность взлета и посадки при снежном покрове без существенных затрат на подготовку аэродрома. Но в воздухе лыжи - помеха. Они уменьшали скорость полета, ухудшали маневренность боевой машины. "А что, если и зимой летать на колесах?" - подумал Новиков. Посоветовался со специалистами. Те согласились, что лучше затратить усилия на расчистку сугробов и укатку снега, нежели идти на ухудшение тактико-технических данных истребителей. С разрешения Ставки провели эксперимент в боевых условиях. Он оправдал самые смелые надежды. С весны сорок второго истребители летали только с колесными шасси и сохраняли свои маневренные преимущества в течение всего года.
Командующий ВВС постоянно и с большой тщательностью изучал накопленный в войсках боевой опыт, обращая особое внимание на эффективность использования оружия и техники, боевые возможности групп самолетов различного состава, тактические новинки. Поэтому его указания офицерам и генералам отличались конкретностью, ясностью мысли, всесторонним знанием боевых возможностей каждого авиационного соединения.
Непрерывный рост подготовки авиационных кадров, обогащение их боевым опытом - одно из важных условий достижения победы над врагом. Командующий ВВС учил авиационных командиров и штабных работников глубоко понимать характер и способы ведения боевых действий и умело применять свои знания в конкретной обстановке.
Примечателен в этом отношении случай, который произошел на 1-м Украинском фронте под Тернополем. Окруженная вражеская группировка перекрыла огнем единственное шоссе, по которому шло снабжение наших войск, продвинувшихся на запад.
- Такая заноза в нашем тылу, никак не выдернешь ее! - сердито сказал на совещании командующий фронтом.
А.А. Новиков, координировавший в те дни боевые действия нескольких воздушных армий в боях за Правобережную Украину, принял весьма рискованное, но, пожалуй, единственно правильное в сложившейся обстановке решение: удар по окруженной группировке врага нанести днем силами двух дивизий легких ночных бомбардировщиков У-2. Дело в том, что бомбить надо было очень точно - рядом свои войска! Но прорвись к полю боя несколько пар вражеских истребителей - беззащитным и хрупким У-2 несдобровать бы. Все решило мощное истребительное прикрытие. Экипажи легкокрылых ночников отлично сработали и днем. Едва отбомбился последний из них, гитлеровцы выбросили белый флаг.
При подготовке каждой новой
операции генерал, а с 17 марта 1943 года
маршал авиации А.А. Новиков и
его ближайшие помощники члены
Военного совета Военно-Воздушных Сил
Н.С. Шиманов, Г.А. Ворожейкин, С.А. Худяков,
Ф.Я. Фалалеев, А.Н. Никитин и другие
стремились внести в боевое применение
авиации что-нибудь новое, основанное
на опыте. Как тут не вспомнить
о сопровождении штурмовиками танков
и пехоты. Ростки этого тактического
приема родились еще на Карельском
перешейке. Потом окрепли на Ленинградском
фронте в сорок первом. И окончательно,
теперь уже как форма боевого
использования штурмовой
И потому совершенно естественным
было предложение А.А. Новикова основную
ставку в Сталинградской битве сделать
не на бомбардировщиков, а на штурмовиков,
тогда как главным средством
борьбы за господство в воздухе оставались
истребители. Это выгодно было и
авиационной промышленности: штурмовики
в производстве дешевле бомбардировщиков,
а в то время каждая боевая машина
была на вес золота. Практика боев подтвердила
дальновидность командующего ВВС. Несмотря
на непогоду, "илы" взлетали почти
каждый день. Сопровождая танки и
пехоту, они огнем мощного бортового
оружия - реактивными снарядами, бомбами
и пулеметами - крушили вражескую
оборону на переднем крае и в тактической
зоне, при необходимости вели воздушные
бои с истребителями и
Оправдало себя в битве
на Волге и другое новшество, предложенное
командованием ВВС: управление воздушными
боями с земли по радио. Кстати
сказать, очень скоро связь по
радио в Военно-Воздушных
Мощь советской авиации
росла изо дня в день. К весне
1943 года, когда в небе Кубани разгорелось
знаменитое воздушное сражение, Наша
авиация по качеству техники и
количеству боевых единиц уже не уступала
гитлеровской, а кое в чем и
превосходила ее. Ощутимо выросло
боевое мастерство летчиков, искусство
авиационных командиров и штабов.
Во время воздушных боев на Кубани
командующий ВВС лично