Затраты на качество и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:06, доклад

Краткое описание

Затраты на качество — это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией (услугами). Существует несколько классификаций затрат на качество.

Файлы: 1 файл

1затраты на кач-во и их классификация.docx

— 88.05 Кб (Скачать)

Затраты на качество — это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность  потребителя продукцией (услугами). Существует несколько классификаций  затрат на качество. Самый известный  из них — подход Джурана—Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:

- затраты на предупредительные  мероприятия — затраты на предотвращение  самой возможности возникновения  дефектов, т.е. затраты, направленные  на снижение или полное предотвращение  возможности появления дефектов или потерь;

- затраты на контроль  — затраты на определение и  подтверждение достигнутого уровня качеств

  - внутренние  потери (затраты на внутренние  дефекты) — затраты, понесенные  внутри организации (т. е. до  того, как продукт был продан  потребителю), когда запланированный  уровень качества не достигнут; 

- внешние потери (затраты на внешние дефекты)  — затраты, понесенные вне  организации (т.е. после того, как  продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень  качества не достигнут. 

            Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество. Другую, но похожую классификацию затрат на качество предложил Ф.Кросби (рисунок 1.1), предложивший разделить затраты на качество на две категории:

            - затраты на соответствие —  все затраты, которые необходимо  по-нести, чтобы сделать все правильно с первого раза;

            - затраты на несоответствие —  все затраты, которые приходится  нести из-за того, что не все  делается правильно с первого раза.

            Не углубляясь в подробности,  можно принять, что первые две  группы затрат, вычисленные по  методу Джурана—Фейгенбаума,— «Затраты на предупредительные мероприятия» и «Затраты на контроль» соответствуют категории «Затраты на соответствие», вычисленные по методу Кросби. Данные затраты невозможно свести к нулю, так как не оценивать качество и не проводить предупредительных мероприятий — означает пустить качество на самотек.

«Внешние потери»  и «Внутренние потери» соответствуют  «Затратам на несоответствие», так  как брак, обнаруженный внутри фирмы  или потребителем — это в любом  случае потери, за которые приходится платить. Данные затраты можно и нужно сделать как можно меньше, а в идеале — довести до нуля.

            Оценка эффективности системы  качества с точки зрения экономических  последствий осуществляется на  этапе планирования качества  продукции. 

            В соответствии с требованиями ISO 9004 затраты на качество подразделяются  на производственные и непроизводственные.

            Производственные затраты на  качество - затраты предприятия с  целью достижения и обеспечения  требуемого уровня качества. Они  включают:

            - расходы на предупредительные  мероприятия и оценку (затраты  на соответствие),

            - расходы на устранение дефектов (затраты на несоответствие). Расходы  производителя на предупредительные  -мероприятия и оценку в свою очередь подразделяются на:

            - расходы на действия, предупреждающие  появление несоответствий и дефектов. Сюда можно отнести и затраты  на разработку, внедрение и поддержание  системы качества, так как функционирование  системы качества способствует  снижению риска потребителя получить  продукцию, не соответствующие  его требованиям; 

            - расходы на обнаружение несоответствий  и дефектности, возникающих в  процессе проектирования и производства  продукции, с целью их устра-нения до момента ее реализации потребителю (расходы на инспекцию). Сюда будут относиться: расходы на проведение контроля проектирования; входного контроля материалов и комплектующих изделий; контрольно- измерительного и испытательного оборудования; расходы на приемно-сдаточные испытания готовой продукции; расходы на внедрение системы контроля.

            Расходы производителя на устранение  дефектов включают[5]:

            - затраты на устранение дефектов, выявленных до момента передачи  продукции потребителю (расходы  на внутренний брак) и доведение  се до надлежащего качества[6]. Сюда будут относиться расходы  на выявление бракованной продукции  и последующую ее переработку,  доработку и проверку проведенных  исправлений; потери от снижения  цены недоброкачественную продукцию.. Расходы на устранение внутреннего брака тоже входят в себестоимость продукции и, соответственно, в цену товара, а потом покрываются за счет потребителя.

            - дополнительные затраты на исправление  дефектов, обнаруженных уже после  приобретения их потребителем (расходы  на внешний брак). Сюда будут  относиться расходы по устранению  брака, обнаруженного у покупателя, в том числе расходы на ремонт  в течение гарантийного срока  эксплуатации; замену изделий, вышедших  из строя в течении гарантийных сроков эксплуатации; расходы на выяснение причин неисправности и т.д.

           Непроизводственные затраты на  обеспечения качества это расходы,  связанные с подтверждением качества  продукции и предъявлением потребителю  объективных доказательств этого  качества .

            2 ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

                        Для учета затрат на качество необходимо решить ряд задач. Первая задача- определить перечень элементов затрат, которые относятся к деятельности предприятия, и сгруппировать их. Вторая задача— назвать эти элементы таким образом, чтобы их смысл был ясен персоналу предприятия. Третья задача— назначить кодовые символы для каждого элемента. Это может быть, например, цифра, буква или их комбинация.

            Выше был приведен пример перечня  элементов затрат, сгруппированных  согласно этим рекомендациям.  Общий смысл сбора данных по  затратам на качество — обеспечить  руководство инструментом управления. Особенно важно, чтобы элементы  затрат были определимы в том  виде, как они названы и распределены  для различных категорий, в том числе:

            - для подразделения; 

            - для какого-либо участка; 

            - для типа продукта;

            - для какого-либо рабочего места; 

            - для какого-либо типа дефекта. 

            Требования должны быть установлены  самой организацией для собственного (внутреннего) пользования. Однако  при этом не следует забывать, что собранной информации должно  быть достаточно для проведения других видов анализа.

           Система учета и анализа затрат  на качество, которая не согласована  с существующими внутри организации  особенностями, имеет слишком  мало шансов на успех. Эта  система должна быть встроена  в организацию, как бы «сшита по мерке». Ее нельзя «взять с вешалки», т.е. уже готовую.

            После того как установлена  система классификации и кодирования  различных элементов затрат на  качество, необходимо выявить источники  данных о затратах. Некоторая  часть информации уже может  существовать; определенную часть  можно достаточно легко получить. Другие данные определить будет  значительно труднее, а некоторые  — пока еще могут быть недоступны.

            Основной объем затрат на контроль  составляет оплата труда пер-сонала, занятого контролем и испытаниями. Это может составить более чем 90% от всех затрат на контроль. Кроме того, эти затраты могут быть определены весьма точно.

            Оставшиеся затраты связаны в  основном со стоимостью используемых  материалов, закупками и стоимостью  технического обслуживания. Они  могут быть определены напрямую.

            Итак, мы видим, что можно без  особого труда получить точную  картину по затратам на контроль.

            Определение элементов затрат  на внутренние потери немного  сложнее. Это прежде всего:

            - оплата труда, связанного с  возвратом товара;

            - стоимость материалов (напрасная  работа);

            - накладные расходы; 

            - оплата труда, связанного с  исправлениями; 

            - стоимость материалов (ошибки в  работе);

            - накладные расходы; 

            - оплата труда, связанного с  повторными испытаниями и контролем; 

            - стоимость материалов;

            - накладные расходы; 

            - оплата сверхурочных работ для  Наверстывания потерянного времени; 

            - недополученная прибыль, связанная  со снижением класса (сорта) продукции. 

            Картину приведенных выше затрат  можно получить с достаточной  степенью точности.

            Более трудно будет выявить  объемы заработной платы и  накладных расходов, связанных с:

            - анализом причин возникновения  дефектов;

            - работой над возвращенным продуктом; 

            - подготовкой производства к  исправлениям. Эта деятельность  связана со:

            - штатом производственного контроля;

            - штатом отдела поставок;

            - штатом контролеров; 

            - штатом отдела обеспечения качества.

            Поскольку каждый вовлеченный  сотрудник вряд ли в течение  всего рабочего дня решает  проблемы, связанные только лишь  с внутренними потерями, оценка  потерь должна производиться  с учетом реально затраченного  на эту деятельность времени  и по результирующим показателям.  Таким образом, мы опять видим,  что основные виды затрат в  этой категории могут быть  определены с достаточной степенью  точности.

            Часть внешних потерь связана  с тем, что продукт был возвращен  потребителем либо сразу, либо  в течение гарантийного периода.  Если продукт был возвращен,  то затраты, связанные с неисправимым  браком или переделками и ремонтом, определяются таким же образом,  как и при внутренних потерях.  Однако существуют и другие  затраты, которые не так просто  определить. В их числе следующие:

            -оплата труда, накладные расходы  и прочие издержки, связанные  с исследованием жалоб потребителей;

            - оплата труда, накладные расходы  и прочие издержки, вызванные  обслуживанием неудовлетворенного  потребителя; 

            - дополнительные транспортные расходы; 

            - издержки, вызванные разбирательствами  (в том числе судебными) и,  возможно, последующей оплатой компенсаций. 

            Перечисленные затраты могут быть обусловлены ошибками персонала различных отделов: проектного; технологического; экономического; сбыта; технического обслуживания; транспортного; юридического; обеспечения качества.

            Поскольку сотрудники этих отделов  вряд ли будут заняты полный  рабочий день вопросами внешних  потерь, то установление объема  затрат необходимо вести с  учетом реально затраченного  времени. 

            Один из элементов внешних  потерь действительно невозможно  получить. Это потери, связанные  со снижением имиджа компании, снижением доверия потребителя  по отношению к ней. Некоторые  ор-ганизации устанавливают величину этих потерь (затрат) на уровне 2,5% от общих затрат на качество. Однако многие игнорируют эти затраты на основании того, что их нельзя установить с какой-либо степенью точности — они только предположительны.

            Затраты на предупредительные  мероприятия наиболее сложно  выявить, поскольку они вызваны  деятельностью большого количества  отделов и большинство сотрудников  посвящают этой работе лишь  часть своего рабочего времени. 

            Эти затраты могут появляться  на следующих этапах деятельности:

            - производство;

            - продажа и маркетинг; 

            - проектирование и разработка;

            - материальное обеспечение; 

Информация о работе Затраты на качество и их классификация