Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:27, контрольная работа
Анализ структуры и динамики затрат
Предприятие осуществляет деятельность по 3 направлениям:
- производит и реализует сувенирную продукцию;
- ведет оптовую и розничную торгово-закупочную деятельность;
- выполняет функции турагента.
Все затраты предприятия сведены вместе по 3 видам работ (услуг) и представлены в табл.1:
1) Определение времени, необходимого для дополнительного заказа в 500 услуг:
За это же время можно произвести услуг К в количестве:
4000 час / 10 час = 400 услуг
Следовательно, для производства дополнительных 500 услуг L необходимо сократить объем услуг K на 400 единиц.
2) Определение маржинального дохода от оказания 500 услуг L и от оказания 400 услуг К:
Дм(L) = 6 тыс. руб. х 500 ед. = 3000 тыс. руб.
Дм(К) = 4 тыс. руб. х 400 ед. = 1600 тыс. руб.
Таким образом, отказавшись от реализации 400 услуг К фирма потеряет 1600 тыс. руб., но в то же время при принятии заказа на 500 услуг L фирма получит 3000 руб.
В итоге прибыль фирмы
увеличилась в связи с
3000 тыс. руб. – 1600 тыс. руб. = 1400 тыс. руб.
3) Нижняя граница цены равна сумме переменных издержек дополнительного продукта и произведения ставки маржинального дохода заменяемого продукта на соотношение времени их производства:
Такой уровень цены необходим для получения прежней суммы прибыли.
Поскольку контрактная цена выше этого уровня и составляет 15 тыс. руб., то принятие дополнительного заказа увеличит прибыль на
(15 тыс. руб. – 12,2 тыс. руб.) х 500 ед. = 1400 тыс. руб.
Следовательно, принятие дополнительного заказа выгодно для фирмы.
Исходные данные к задаче 7 по вариантам приведены в табл. 21.
Операционный левередж (рычаг)
Определить как изменится прибыль турфирмы, если выручка от реализации возрастет на 12 %. Плановая рентабельность составляет 20 %. Затраты на производство турпродукта представлены в табл. 7.
Таблица 7
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Оплата счетов автотранспортного предприятия |
3750 |
Оплата счетов гостиницы |
6230 |
Оплата питания |
4050 |
Заработная плата групповодов и экскурсоводов (с ЕСН) |
1800 |
Заработная плата административно- |
1000 |
Аренда помещения |
810 |
Услуги связи |
760 |
Налог на имущество |
100 |
1) Выделение постоянных и переменных затрат на производство туруслуг и расчет себестоимости:
Переменные затраты:
1. Оплата счетов
2. Оплата счетов гостиницы
3. Оплата питания
4. Заработная плата групповодов и экскурсоводов (с ЕСН) - 1800
Итого: 15830 тыс. руб.
Постоянные затраты:
1. Заработная плата административно-
2. Аренда помещения
3. Услуги связи - 760
4. Налог на имущество - 100
Итого: 2670 тыс. руб.
Общая себестоимость реализованных турпродуктов составляет 15830 + 2670 = 18500 тыс. руб.
2) Определение прибыли от реализации:
Прибыль = 18500 тыс. руб. х 20 %:100% = 3700 тыс. руб.
3) Определение влияния изменения выручки от реализации на размер получаемой прибыли. Для этого используется понятие операционного рычага (левереджа) – показателя, определяющего зависимость между темпом изменения прибыли и темпом изменения выручки от реализации:
где: С – сила воздействия операционного левереджа;
Н – постоянные затраты;
П – прибыль от реализации турпродукта.
Следовательно, с увеличением выручки от реализации на 12% прибыль возрастет на:
Влияние структуры затрат на финансовые показателидеятельности организации
Оценить, как отразится перераспределение затрат внутри неизменной суммы общих затрат на следующих финансовых показателях: удельные веса постоянных и переменных затрат в общей сумме затрат, точка безубыточности, зона безопасности, сила операционного рычага.
Какой вариант затрат следует принять с точки зрения окупаемости?
Как изменится предпринимательский риск при втором варианте?
Исходные данные для решения задачи приведены в табл. 8.
Таблица 8
Показатели, тыс. руб. |
Вариант | |
1 |
2 | |
Объем продаж |
6400 |
6400 |
Затраты переменные |
2900 |
2400 |
Затраты постоянные |
2100 |
2600 |
Себестоимость продукции |
5000 |
5000 |
1 вариант:
Удельный вес перем = переменные затраты/
себестоимость продукции = 2900/5000 = 0,58
Удельный вес пост = постоянные затраты/
себестоимость продукции = 2100/5000 = 0,42
Прибыль=объем продаж
– себестоимость=
=6400–5000 = 1400 тыс. руб.
Маржинальный доход =
постоянные затраты + прибыль=
=2100 + 1400 = 3500 тыс. руб.
Точка безубыточности = выручка от реализации х (постоянные затраты/маржинальный доход) = 6400 х (2100/3500) = 3840 тыс. руб.
Зона безопасности = (выручка
от реализации –
точка безубыточности) /выручка от реализации х 100% =
= (6400 – 3840)/6400 х 100 = 40%
Операционный рычаг =
маржинальный доход/прибыль =
= 3500/1400 = 2,5
2 вариант
Расчеты производятся аналогично первому варианту.
Результаты расчетов представлены в табл.9:
Таблица 9
Показатели |
Варианты |
Отклонения | ||
1 |
2 |
+,- |
% | |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
5000 |
5000 |
0 |
100 |
Удельный вес переменных затрат в себестоимости продукции |
0,58 |
0,48 |
-0,07 |
89,9 |
Удельный вес постоянных затрат в себестоимости продукции |
0,42 |
0,52 |
+0,10 |
122,6 |
Прибыль, тыс. руб. |
1400 |
1400 |
0 |
100 |
Маржинальный доход, тыс. руб. |
3500 |
4000 |
+500 |
117,8 |
Точка безубыточности, тыс. руб. |
3840 |
4160 |
+320 |
103,5 |
Зона безопасности, % |
40 |
35 |
-5 |
- |
Операционный рычаг |
2,5 |
2,85 |
+0,35 |
117 |
На основании полученных данных можно сделать следующий выводы: уменьшение удельного веса переменных затрат на 10 % при неизменной величине суммарных затрат привело в рассматриваемом примере к увеличению уровня безубыточности на 3,5%. При этом уровень операционного рычага увеличился на 17%. Поскольку увеличение операционного рычага свидетельствует о росте предпринимательского риска, то второй вариант ведет к росту предпринимательского риска и прибыль предприятия становится более чувствительной к изменению объемов производства.
Покупать или производить?
Турфирма встало перед выбором: либо покупать турпродукт, либо производить его самой, выступая в качестве туроператора. Известны следующие показатели деятельности фирмы: данные об объемах продаж и их вероятности, затраты предприятия на производство изделия (см. табл. 10). Цена единицы покупного изделия – 80 тыс. руб. Расходы на покупку изделий покрываются общехозяйственными расходами.
Необходимо решить, что является для предприятия более выгодным: покупать данное изделие или производить его самому.
Определить, при каком объеме продаж предприятию выгоднее покупать турпродукт, чем производить.
Таблица 10
Объемы продаж, шт |
Вероятность |
300 |
0,10 |
600 |
0,15 |
900 |
0,25 |
1200 |
0,30 |
1500 |
0,20 |
1800 |
0,10 |
Затраты на единицу продукции при ожидаемом объеме реализации, руб.
Статьи затрат |
Затраты на ед. продукции | ||
Всего |
Постоянные |
Переменные | |
1. Оплата счетов поставщиков |
33000 |
--- |
33000 |
2. Зарплата |
22000 |
--- |
22000 |
3. Электроэнергия |
11000 |
--- |
11000 |
4. Общепроизводственные расходы |
8600 |
6200 |
2400 |
5. Общехозяйственные расходы |
7500 |
5000 |
2500 |
Итого: |
82100 |
11200 |
70900 |
где: V – предполагаемый объем продаж;
р – вероятность совершения продаж в i-м объеме.
V = 300 х 0,1 + 600х0,15 +900х0,25 +1200х0,3 +1500х0,2 +1800х0,1 = 1185 шт
Y – совокупные затраты предприятия;
а - постоянные затраты на весь выпуск;
b- переменные затраты на единицу продукции;
х – количество изделий.
Таким образом, затраты фирмы на производство турпродуктов ниже, чем на их покупку, поэтому в данной ситуации выгоднее работа в качестве туроператора, чем в качестве турагента.
Пусть Х – искомый объем продаж.
Для этого необходимо решить следующее неравенство:
11,2 х 1185 + 70,9Х > 5 х 1185 + 80Х
13272+70,9Х>5925+80Х
7347>9,1Х
Х<807
Таким образом, при объеме продаж менее 807 изделий предприятию выгоднее покупать изделия, чем их производить.