Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:09, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение стандартизации в зарубежных странах, а именно в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии.
Мы рассмотрим какие организации являются национальными организациями по стандартизации в своих странах. Рассмотрим историю их образования, организационную структуру, каждой организации. Выделим какие организации являются государственными, какие частными, некоммерческими.
Введение 3
1. Американский национальный институт стандартов и технологии
2. Британский институт стандартов
3. Французская ассоциация по стандартизации
4. Немецкий институт стандартов
5. Японский комитет промышленных стандартов
Заключение 19
Список использованной литературы 20
|ОФОРМЛЕНИЕ и издание
|ПРАКТИЧЕСКОЕ применение
Пути оптимизации сопряжены с необходимостью приближения информации,
содержащейся в стандартах, к потенциальным потребителям, актуализацией
фонда фирменных стандартов, недопущением несоответствия стандартов
существующему уровню знаний, приоритетом национальных стандартов DIN перед
другими категориями нормативных документов.
5. Японский комитет промышленных стандартов
Национальная организация по стандартизации Японии — Японский комитет
промышленных стандартов (JISC) — основана в 1949 г. Это консультативный
орган при Министерстве внешней торговли и промышленности, подчиненный
Управлению науки и техники, которое утверждает планы работ JISC, а отдел
стандартизации этого
JISC.
В состав JISC входят: Совет по стандартизации, советы отраслевых
отделений, технические комитеты. Совет по стандартизации проводит
генеральные конференции Комитета, планирует работу и контролирует
выполнение планов. Советы отраслевых отделений и технические комитеты (их
несколько сотен) разрабатывают стандарты для основных отраслей
промышленности и
Члены всех советов и технических комитетов назначаются Министром
внешней торговли и промышленности. Обычно это представители научных и
деловых кругов, специалисты-практики, служащие государственных учреждений,
специалисты организаций — изготовителей и потребителей продукции. Президент
и вице-президент избираются Генеральной конференцией один раз в два года.
Деятельность JISC финансируется правительством.
Согласно Закону о стандартизации в Японии действуют национальные
промышленные стандарты, отраслевые стандарты промышленных ассоциаций и
фирменные стандарты.
Национальные промышленные
стандарты носят
отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Но стандарты на
медицинские препараты, средства защиты сельскохозяйственных культур и
минеральные удобрения обязательны.
Национальные промышленные стандарты утверждаются министрами отраслей,
которые на это уполномочены Законом о стандартизации: внешней торговли и
промышленности; здравоохранения и благосостояния; сельского, лесного
хозяйства и рыболовства; транспорта, строительства, просвещения, почтовой
связи, труда, внутренних дел. Для продукции лесного и сельского хозяйства
разрабатываются сельскохозяйственные стандарты, которые утверждает
Министерство лесного и
Процедура разработки стандарта состоит из следующих этапов: любая
организация, научное общество, ассоциация вносят предложение о разработке
стандарта (или уже составленный его проект) министру соответствующей
отрасли промышленности; один из технических комитетов обсуждает проект,
передает его на дальнейшее рассмотрение совету отделения, который имеет
право принять окончательное решение по одобрению (или отклонению) проекта
стандарта. В сложных случаях окончательное решение по проекту принимает
Совет по стандартизации.
Заключение по проекту
стандарта за подписью президен
с проектом передается в Управление науки и техники Министерства внешней
торговли и промышленности. Окончательный проект поступает к министру
отрасли, который утверждает его в качестве национального стандарта.
Информация о принятых новых или переработанных стандартах публикуется в
правительственной газете, которая издается Японской ассоциацией по
стандартам.
Национальные промышленные стандарты пересматривают один раз в три года.
Отраслевые стандарты промышленных ассоциаций представляют собой, как
правило, детализацию национальных стандартов.
Фирменные стандарты
разрабатывают на основе
но, как правило, требования фирменных стандартов отличаются от национальных
вследствие производственных возможностей фирмы, ее стремления удовлетворить
потребности определенных кругов потребителей (например, целевого сегмента),
ориентации на конкурентов и др. Работу по стандартизации на фирмах ведут
отделы стандартизации. Проект стандарта обязательно рассылается отделениям
фирмы для отзывов и замечаний, после чего составляется окончательный проект
фирменного стандарта, который утверждает руководство фирмы.
В промышленной стандартизации занято свыше 500 промышленных ассоциаций,
а отраслевые стандарты разрабатывает 270 ассоциаций. Кроме того, существуют
группы специалистов, которые занимаются анализом деятельности ИСО и МЭК. К
середине 90-х годов в Японии действовало свыше 9 тыс. промышленных
стандартов.
На основании Закона о промышленной стандартизации в Японии проводится
сертификация промышленной продукции на соответствие национальному
стандарту. Свидетельством соответствия изделия служит знак JIS. Разрешение
на выдачу сертификата и право маркировки продукта знаком соответствия
стандарту дает министр отрасли по результатам отраслевого инспекционного
контроля качества данной продукции и аттестации предприятия, в ходе которой
оценивают состояние производственного процесса.
В настоящее время свыше 16 тыс. японских предприятий пользуются правом
маркировки своей продукции знаком соответствия национальным стандартам.
К системе контроля
качества предъявляются
должна включать: мероприятия по проверке соответствия конкретных параметров
качества продукции требованиям соответствующего национального стандарта;
метода контроля производственного процесса, сырья и материалов;
мероприятия, принимаемые по результатам контроля.
С 1980 г. сертификат
на право применения японского
стандарту выдается и зарубежным предприятиям. В течение 10 последующих лет
около 150 предприятий из 19 стран получили это право, что является
следствием принятия кодекса ГАТТ по стандартизации.
Японская фирма получает сертификат в среднем через 3 месяца после
подач» заявки, а иностранные — через полгода. Все расходы по сертификации
оплачивает заявитель.
Ни один изготовитель в Японии не может получить заказ от
правительственных органов или престижный заказ от авторитетных компаний,
если его продукция не имеет знака JIS. Сертификация на знак JIS охватывает
такие отрасли, как машиностроение, электротехника, автомобилестроение,
железнодорожный транспорт, судостроение, черная и цветная металлургия,
авиация, гражданское строительство и архитектура, химическая и целлюлозно-
бумажная промышленность, горнодобывающая промышленность. Отраслевые
министерства включают в перечень по сертификации лишь те виды продукции,
сертификация которых будет способствовать расширению сферы их применения и
в то же время способствовать решению задач государственной технической
политики по безопасностности и экологичности японских товаров.
С середины 80-х годов
в Японии реализуется
направленная на устранение технических барьеров в торговле. Во многом это
следствие многолетнего давления иностранных торговых партнеров Японии, для
которых нередко торговля с этой страной превращается в "игру в одни
ворота".
Устранению препятствий для экспорта в Японию способствуют такие
положения программы, как недопущение дискриминации к зарубежным поставщика
товаров; учет интересов зарубежных партнеров в работах по стандартизации;
придание более открытого характера информации о стандартизации;
гармонизации японских национальных стандартов с международными; развитие
деятельность по признанию результатов испытаний продукции зарубежными
организациями: упрощение процедур сертификации.
В одном из пресс-релизов
японских дипломатических
за рубежных средств массовой информации отмечалось, что Япония,
единственная и стран, подписавших Кодекс ГАТТ/ВТО по стандартизации, по
собственной инициативе решила пересмотреть свои системы стандартизации и
сертификации с надеждой, что другие стороны последуют ее примеру. Однако
некоторые торговые партнеры;
Японии, как, например, фирмы США, отказываются сертифицировать свои
товары на соответствие японским стандартам, объясняя отказ сложностью и
дороговизной этом процедуры, а также требованием японской стороны
предоставления информации, которая с точки зрения американцев
конфиденциальна. Как выход из положения японская сторона предложила
заменить сертификацию продукции проверкой действующих на американских
фирмах систем обеспечения качества командированными туда (за счет
американской стороны) японскими правительственными инспекторами. Но
американские круги
По-другому проблемы сертификации на соответствие японским стандартам
решаются с Францией. Между Японской ассоциацией по безопасности
потребительских товаров и Французской национальной испытательной
лабораторией заключен договор о признании в Японии результатов испытаний,
проведенных в указанной французской организации, но на право использования
знака SG, а не JIS. Знак SG подтверждает безопасность потребительских
товаров. Около 500 млн. изделий, ежегодно предлагаемых на японском рынке,
маркируются этим знаком, и японские потребители доверяют ему.
В 1995 г. Комитет по долгосрочному планированию, в составе которого
работают несколько десятков ученых из университетов, научно-
исследовательских центров, представителей фирм и отраслевых промышленных
ассоциаций, опубликовал доклад о важнейших задачах стандартизации и
сертификации, стоящих перед Японией на будущий период. В нем отмечается,
что роль стандартов JIS возрастает по сравнению с предшествующим периодом
времени в таких областях, которые имеют высокую общественную значимость, —
это защита потребителей, попечение о престарелых и охрана окружающей среды.
По мнению авторов доклада, обязательного законодательства не достаточно для
регулирования в этих сферах, японская система стандартизации должна в еще
большей степени отражать социальные потребности. Намечено проведение
специальных научных исследований
для выявления приоритетов
этих социальных сферах.
Особые потребности и объекты торговых сделок полностью должны быть
исключены из национальной стандартизации как предмет фирменной
стандартизации.
Социальные требования и разнообразие потребительских предпочтений
стимулируют принятие мер по активизации участия представителей потребителей
в разработке и обслуживании проектов стандартов на потребительские товары.
Пересмотрено содержание маркировки товаров знаком JIS, который не содержит
информацию об экологических свойствах продукта, в то время как именно они
стали все чаще определять выбор покупателя. Теперь знак соответствия
национальному стандарту дополняется надписями экологического и социального
содержания ("использовано вторичное сырье", "попечение престарелых" и
т.п.).
Тенденция более широкого применения национальных стандартов
поддерживается расширением информации о стандартах, стимулированием
дискуссий по сертификации в частном секторе, принятием оперативных и
обоснованных решений по проектам стандартов.
Новый подход реализуется в стандартизации высокотехнологичной
продукции: этапы исследований и разработок продукта и стандарта должны идти
параллельно.
Большое значение придается стандартизации в частном секторе, особенно
введению в национальные нормативные документы результатов фирменной
стандартизации. Для снижения степени риска при использовании фирменного
стандарта на готовое изделие признано целесообразным разрабатывать стандарт
на его составные части. Сроки принятия фирменного стандарта в качестве
национального будут сокращаться в том числе и за счет сокращения периода