Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:09, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение стандартизации в зарубежных странах, а именно в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии.
Мы рассмотрим какие организации являются национальными организациями по стандартизации в своих странах. Рассмотрим историю их образования, организационную структуру, каждой организации. Выделим какие организации являются государственными, какие частными, некоммерческими.
Введение 3
1. Американский национальный институт стандартов и технологии
2. Британский институт стандартов
3. Французская ассоциация по стандартизации
4. Немецкий институт стандартов
5. Японский комитет промышленных стандартов
Заключение 19
Список использованной литературы 20
• представление Франции в международных организациях по стандартизации.
Помимо непосредственно стандартизации, деятельность AFNOR включает
сертификацию, метрологию, управление и контроль качества.
Таковы современные
1980-1990 гг.
Началом национальной
стандартизации во Франции
правительственным декретом была создана Постоянная комиссия по
стандартизации, направившая свои усилия на унификацию типов изделий
машиностроительных отраслей. Эта предшественница AFNOR просуществовала
недолго, хотя результаты ее работы были весьма нужными и полезными.
Французская ассоциация
по стандартизации была
Будучи частной некоммерческой структурой, она, тем не менее, возглавила
деятельность по стандартизации в стране. Эта деятельность привлекла
пристальное внимание правительства, принявшего в 1941 г. закон о должности
комиссара по стандартизации, который представляет правительство в AFNOR.
Заинтересованность
связи с чем внимание к этой деятельности постоянно. Так, в 1984 г. декретом
правительства создается Высший совет по стандартизации при Министерстве
промышленности, который должен играть роль связующего звена с другими
министерствами и определять приоритетные направления работ по
стандартизации, вести консультирование по составлению годовых программ и
утверждать эти программы.
Очередные крупные изменения в национальной французской стандартизации
произошли в 1991 г. Их вызвала необходимость адаптации к переменам,
происходящим в международной и прежде всего европейской стандартизации,
связанным с созданием объединенной Европы. К этому времени уже был
осуществлен анализ состояния национальной стандартизации и выявлен ряд
недостатков. Наиболее существенные из них, по мнению министра
промышленности, — слабое вовлечение предприятий и других потенциально
заинтересованных сторон в процесс разработки стандартов и отсутствие
должной координации между участниками процесса стандартизации в стране.
Были сформулированы основные задачи на ближайшие годы: активизация участия
в стандартизации мелких и средних предприятий и стимулирование их
налоговыми льготами; упрощение процедур национальной системы стандартизации
и усиление координации этой работы; расширение участия французских
специалистов в европейской стандартизации и др.
В результате реформы 1991 г. изменилась оргструктура и самой
национальной ассоциации по стандартизации. Оргструктура AFNOR пересмотрена
в целях ее наибольшего соответствия выполнению основных задач. Принята
трехуровневая структура: вместо Высшего совета по стандартизации – Комитет
по ориентации и планированию; Комитет по стратегическому планированию в
отраслях экономики, а в рамках каждой программы — Генеральные комиссии. Во
главе AFNOR стоит Административный совет, постоянными членами которого
являются представители министерств. Кроме того, Генеральная ассамблея на
своих регулярных собраниях избирает членов этого совета на определенный
срок. Административным советом выбираются президент и вице-президент
ассоциации (бюро Административного совета). Прошедшая реорганизация
направлена не на усиление давления государства, а на дальнейшее развитие
взаимопонимания и сотрудничества органов по стандартизации и государства.
В национальной системе стандартизации Франции под методическим
руководством AFNOR действуют отраслевые бюро по стандартизации (их более
30). Их организует Административный совет AFNOR, а утверждают
государственные органы управления. Отраслевые бюро выполняют основную
нагрузку по стандартизации в отрасли, однако далеко не все отрасли имеют
бюро по стандартизации.
Если подобное отраслевое
работ по стандартизации, то AFNOR создает специализированную комиссию из
представителей промышленных предприятий, научно-исследовательских и
технических центров, общества потребителей, которая и становится основным
рабочим органом. Процедура подготовки и принятия национального стандарта
проходит еледующие этапы:
• исследования, направленные на изучение потребности в стандарте и
планирование работы;
• разработка стандартов группами экспертов в бюро или комиссиях по
стандартизации;
• рассмотрение и
оценка стандарта в
• утверждение стандарта президентом AFNOR;
• регистрация и публикация. Весь период от разработки до публикации
занимает 1-1,5 года.
Основным принципом работ по стандартизации во Франции считается
использование программно-целевого метода; в настоящее время реализуется 19
долгосрочных целевых программ, направленных на решение приоритетных задач в
различный областях экономической деятельности. При этом приоритетами в
международной стандартизации признаны информационные технологии, в
европейской — транспорт и
безопасность и
Постоянный штат AFNOR насчитывает около 400 сотрудников, но к работ
привлекаются в качестве экспертов или консультантов около 25 тыс.
специалистов из разных организаций, предприятий, научных центров,
лабораторий и др.
4. Немецкий институт стандартов
В 1917 г. был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что
считается датой возникновения национальной системы стандартизации в
Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. — Германский комитет
стандартов и 1975 г. — Немецкий институт стандартизации (DIN).
Основополагающий стандарт DIN 820 определяет принципы деятельности
немецкой национальной организации по стандартизации:
. добровольность, обеспечивается правом любого лица принимать участие
в создании
стандарта, а нормативные
характер;
. гласность, реализуется публикацией всех проектов стандартов и
принятием во внимание каждого критического замечания;
. участие всех заинтересованных сторон — равноправие всех участвующих
в стандартизации юридических лиц;
. единство и непротиворечивость, выражаются в установлении правил и
процедур, обеспечивающих
единство всей системы
обязательной
проверке вновь принятых
с действующими нормативными документами;
. конкретность, состоит в обязательном соответствии стандарта
современному научно-техническому уровню;
. ориентированность на общую выгоду, определяется правилом:
. польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны;
. ориентированность на экономические реальности, состоит в том, что в
стандарт закладываются только абсолютно необходимые требования, так
как стандартизация — не самоцель;
. международный характер стандартизации — деятельность DIN направлена
на устранение
технических барьеров в
рынка в Европе, на применение международных и европейских
стандартов.
DIN состоит из основной организации и дочерних подразделений. Всего в
общем штате института 750 человек. Членами DIN являются фирмы (предприятия)
или другие юридические заинтересованные лица, а также отдельные
специалисты, ученые, практики.
Члены DIN на собрании избирают Президиум (50 человек), куда входят
президент и его заместители, председатель финансового комитета, директор
института, а также представители: промышленности, мелкого бизнеса, торговли
и сферы услуг!, научно-исследовательских институтов, испытательных
лабораторий, служб контроля и надзора, общественных организаций (союзов
потребителей, профсоюзов, экологических обществ) и правительственных
учреждений.
Рабочие органы — комитеты DIN, которые не только разрабатывают
национальные стандарты, но и обеспечивают работу германской части
технических комитетов на международном и европейском уровнях.
В комитетах состоит около 40 тыс. внештатных сотрудников — специалистов
фирм, институтов, предприятий и др.
Национальной стандартизацией в Германии охвачены следующие отрасли:
строительство, электротехника, химические производства, точная механика
и оптика, фотография и кинематография, документация и делопроизводство,
здравоохранение, атомная техника, сельское хозяйство, производство красок,
машиностроение и судостроение, авиация, спорт и досуг, часовое, ювелирное и
зубоврачебное дело, водное хозяйство и канализация и некоторые другие.
Особое место отводится
товаров и услуг, защиты окружающей среды и созданию основополагающих
стандартов.
Дочерние организации DIN — издательство "Бойт", общество DIN
"Программное обеспечение", Издательство нормативных документов, Немецкое
общество по информации и продукции, Немецкое общество по сертификации
систем обеспечения качества, Немецкое общество по маркировке продукции. Ими
руководит Головной отдел института по административным делам, издательскому
делу и информации.
Национальные немецкие
стандарты носят
рассматриваются не как юридические нормы, а как "общепризнанные правила
техники". В сфере производства применение стандартов считается мерой
безупречного технического поведения. Обязательный характер национальный
стандарт приобретает, если он распространяется на такую сферу, где
действуют федеральные законодательные нормы.
Между институтом и правительством заключено соглашение, согласно
которому DIN обязуется действовать в интересах всего общества и вносить
вклад в устранение технических барьеров в торговле, а также в охрану труда,
защиту потребителей и окружающей среды. Так, после принятия Закона о
безопасности технических устройств (1980 г.) значительное число
национальных стандартов, принятых DIN в рамках договора о сотрудничестве с
правительством и в развитие данного закона, стало обязательным как для
немецких изготовителей, так и импортеров промышленной продукции.
Аналогичную роль сыграло и правительственное постановление о безопасности
медицинских приборов, которые применяются как в исследовательских, так и в
лечебных целях. Когда вступил в силу Закон об охране окружающей среды (1980
г.), стандарты на требования к чистоте воды, атмосферы и допустимому уровню
шума превратились в обязательные юридические нормы. Стандарты в области
охраны здоровья населения стали обязательными на основании Закона о
продуктах питания и товарах массового потребления.
Деятельность DIN финансируется
на основе договоров с
сторонами — заказчиками нормативных документов. Так, например, в первой
половине 90-х годов Союз немецких металлургов заплатил 20 млн. марок за
разработку стандартов по своей отрасли. Расходные статьи бюджета на 64%
покрываются доходами от издательской деятельности, на 18% — взносами
заказчиков. Дотации государственных органов составляют 18%.
Крупные германские фирмы выделяют на стандартизацию 0,24% ежегодного
валового оборота, средние — 0,17%. В то же время с учетом прибыли крупных и
средних фирм от вложений в стандартизацию эффективность стандартизации в
ФРГ, по подсчетам немецких специалистов, составляет от 300 до 500% на
вложенный капитал.
Институт заинтересован в оптимизации расходов на стандартизацию, считая
существующую структуру
|ПОИСК стандартов в фондах нормативных документов |29 |
|
|НАУЧНЫЕ исследования по