Сертификация продукции и систем качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:56, контрольная работа

Краткое описание

Сертификация как форма подтверждения соответствия давно существовала в нашей стране в виде государственных испытаний, как один из способов контроля качества продукции (ГОСТ 16504 – 81).
Подтверждение соответствия – это любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются.
В 1992 г. в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», в России начались работы по сертификации продукции и услуг, возглавляемые национальным органом по сертификации – Госстандартом России. Сегодня можно сказать, что первый и необходимый этап вхождения российской сертификации в рыночную экономику пройден. Для решения текущих задач по организации подтверждения соответствия в нашей стране принят Федеральный Закон «О техническом регулировании».

Оглавление

Защита прав потребителей
Международный опыт защиты прав потребителей

Файлы: 1 файл

Сертификация продукции и систем качества.docx

— 55.30 Кб (Скачать)

В первом случае орган по  сертификации  выдает предприятию сертификат на  систему   качества  после его регистрации в Государственном реестре. Во втором случае предприятию назначается срок для устранения обнаруженных несоответствий, после чего по его заявке  сертификация  продолжается, но по упрощенной схеме. При положительных результатах предприятие получает сертификат. Если результат проверки отрицательный, предприятие имеет право, будучи подготовленным, на повторную  сертификацию  по полной программе.

Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества проводится в двух формах: как плановый (не реже одного раза в год) и как внеплановый. Основания для внепланового контроля: поступление в орган по  сертификации  сведений о претензиях к  качеству  продукции предприятия; введение существенных изменений в технологический процесс или в конструкцию (состав) продукции; изменение организационной структуры или кадрового состава предприятия.  

Сертификация   систем   качества  на российских предприятиях постепенно развивается, проблема признания отечественных сертификатов также не остается без внимания. Наряду с тем, что для устранения препятствий на пути признания российских сертификатов за рубежом создан Регистр систем качества в структуре системы ГОСТ Р, используются и другие возможно-сти. Одной из них стала совместная  сертификация .

Так, ВНИИС заключил Соглашение о совместной сертифи-кации с фирмой Дет Норске Веритас (ДНВ), которая хорошо известна в мире, поскольку, имея штаб-квартиру в Осло, ак-кредитована в 30 странах в  качестве  органа по  сертификации  и имеет там свои отделения. Российский орган по  сертификации  - ВНИИС -" сотрудничает с аккредитованным в Италии орга-ном ДНВ. Цель этого Соглашения - осуществление добро-вольной совместной  сертификации  для повышения конкурен-тоспособности российских фирм и их продукции за рубежом.  

Сертификация  в рамках Соглашения может проводиться по совместной схеме ВНИИС/ДНВ, а также одним из этих орга-нов либо каждым по своей схеме. Так, в 1996 г. была проведена совместная  сертификация  на предприятии АО "Белэнергомаш", находящемся в г. Белгороде: сертифицирована  система  обеспече-ния  качества  производства трубопроводов для тепловых и атомных электростанций. По итогам  сертификации  предпри-ятие получило сразу два сертификата соответствия - в  системе  ГОСТ Р и ДНВ. Эффект совместной  сертификации  заключается в том, что сертификаты заносятся сразу в два реестра (ГОСТ Р и ДНВ), а в тех странах, где признаются сертификаты ДНВ, есте-ственно, будет признан и сертификат, полученный АО "Белэнергомаш". Но итальянские предприятия также заинтере-сованы в получении совместного сертификата, так как обладая сертификатом соответствия ГОСТ Р, по Закону "О защите прав потребителей" иностранная фирма не имеет никаких затрудне-ний, связанных с таможенными правилами при ввозе своих то-варов в Россию.

Кроме этого пути, некоторые  российские предприятия ис-пользуют и другие возможности: непосредственно обращаются с заявками в признанные во всем мире фирмы по сертифика-ции, такие, как Тюф-СЕРТ, Регистр Ллойда.

Хорошие результаты достигнуты и предприятиями, которые воспользовались услугами созданного в 1995 г. совместного российско-германского  предприятия "RWTUV" - "Интерсергафика". Сер-тификация систем качества этим предприятием дает право на по-лучение сесертификата TUV-CERT (Тюф-СЕРТ), который при-знается практически всеми странами, поскольку отделения этой фирмы действуют в 40 странах . К числу таких предприятий принадлежат Калужский турбинный завод, "Иркутсккабель", Электростальский машиностроитель-ный завод и др. Всего в России и Украине выдано за последние годы более 40 сертификатов TUV-CERT.

Цель  этого совместного предприятия - не только оценка действующей системы  и выдача сертификата, но и содействие внедрению систем обеспечения качества на российских предприятиях. На это  направлена деятельность 15 учебно-консультационных центров, созданных совместным предприятием.

Защита прав потребителей

Одним из важных направлений  деятельности предприятий по управлению качеством является также отслеживание и безусловное выполнение действующего законодательства в области качества. Ответственность за нарушение законодательства обусловлена, прежде всего, наличием общественно  значимых обязательных требований по безопасности продукции для населения  и окружающей среды, а также узаконенными правилами взаимоотношений между  потребителями и поставщиками в  области качества.

8.2.1. Международный опыт  защиты прав потребителей

За рубежом защита интересов  общества и потребителей от некачественной продукции имеет солидную историю. Например, в США в 60 - 70-х гг. было принято около 150 законов, устанавливающих  ответственность за качество продукции. В 1962 г. был принят билль «О правах потребителей». В 1966 г. - Закон о достоверности  рекламных средств и этикеток. В 1969 г. - Закон о защите детей и  безопасности игрушек. В 1972 г. - Закон  о контроле за уровнем шума и т.д. Также в США издается ежемесячный журнал для потребителей - «Консьюмер Ньюс». Один раз в два года выпускается справочник, содержащий информацию о 2000 фирм, и 2 млн. экземпляров справочника распространяется бесплатно.

В Японии действует более 50 общенациональных законов в области  качества. В 1968 г. был принят основной закон об охране интересов потребителей, кроме него есть еще ряд законов:

  • о предотвращении физического и материального ущерба;
  • о мерах и весах, контролируемых государством;
  • о стандартизации;
  • о продуктах питания;
  • о маркировке сельскохозяйственной продукции;
  • антимонопольные законы и т.д.

В Великобритании действует  Закон о качестве 1988 г. В 1984 г. Министерство торговли и промышленности опубликовало «Белую книгу», посвященную безопасности товаров.

В Австрии насчитывается  около двухсот законов о защите прав потребителей.

Во многих странах организовалось общественное потребительское движение - объединения и организации индивидуальных потребителей для совместных действий по защите своих прав. Это движение зародилось в США в конце 20-х  гг. прошлого века, когда возникли независимые  лаборатории, которые проверяли  качество товаров и публиковали  антирекламу. Движение получило название «Консьюмеризм» (от англ. Consumer - потребитель) и приняло международный характер, когда в 1960 г. в Гааге (Нидерланды) была организована Международная организация потребительских союзов.

Важность защиты прав потребителей была подтверждена на уровне Организации  Объединенных Наций, которая в 1985 г. приняла Руководящие принципы для  защиты интересов потребителей.

В СССР потребительское движение начало развиваться в 80-е гг. В 1991 г. был принят закон «О защите прав потребителей», преобразованный в 1992 г. в федеральный закон, переизданный с изменениями в 1996 г.

8.2.2 Защита прав потребителей  в Российской Федерации. 

Отношения в области защиты прав потребителей регулируется Гражданским  кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и принимаемыми в  соответствии с ними иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Закон РФ «О защите прав потребителей»  регулирует отношения, возникающие  между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже  товаров. Устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах, просвещение, государственную и  общественную защиту их интересов, а  также определяет механизм реализации этих прав.

Закон требует от продавца (изготовителя), чтобы товар был  безопасным и соответствовал обязательным требованиям стандартов и условиям договора. При продаже товара с  недостатками потребитель вправе требовать  от продавца либо безвозмездного устранения недостатков, либо замены на аналогичный товар. Продавец обязан удовлетворить требование потребителя, если продавец не докажет, что недостатки в товаре возникли по вине потребителя. Закон предусматривает обязательную сертификацию продукции, если на нее установлены требования по безопасности для населения и окружающей среды.

Закон «О защите прав потребителей»  кроме общих положений включает разделы:

  • Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям.
  • Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
  • Государственная и общественная защита прав потребителей.

Пользуясь этим законом, можно  реально отстаивать свои права на получение качественного товара и возмещение убытков, в том числе  в судебном порядке. Для этого  необходимо обратиться с письменной претензией в магазин, а если она  не будет удовлетворена, то с исковым  заявлением в суд. Немаловажным обстоятельством  при этом является освобождение потребителей от уплаты пошлины при подаче иска в суд.

В 1993 г. в России были приняты  законы: «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и «Об обеспечении  единства измерений". Вместе с законом  «О защите прав потребителей» эти  законы образуют юридические границы, определяющие права, обязанности и  ответственность изготовителей, потребителей и государства в области качества.

До принятия Закона РФ «О стандартизации» регулирование  деятельности по стандартизации в России осуществлялось постановлениями Правительства  и Госстандарта. Характерной особенностью государственных стандартов в то время было то, что все включенные в стандарты характеристики являлись обязательными. Их нарушение преследовалось по закону. Но рыночные отношения диктовали  другие правила игры: необходимо было разделить требования стандартов на обязательные, имеющие общественную значимость, и рекомендуемые, которые  могли быть предметом договора между  поставщиком и заказчиком. В этой связи Совет Министров СССР постановлением «О совершенствовании организации  работы по стандартизации в СССР»  № 1340 от 25 декабря 1990 г. поручил Госстандарту пересмотреть действующую систему  стандартизации с разделением требований стандартов на обязательные и рекомендуемые. В результате в России впервые был принят Закон о стандартизации.

Этот закон устанавливает  организацию работ по стандартизации, виды стандартов, требования к их содержанию и порядок их применения, а также  государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов и ответственность  за нарушение закона.

Стандартизация в законе определена как деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

  • безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;
  • технической совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
  • единства измерений;
  • безопасности хозяйственных объектов и т.д.

Управляет деятельностью  по стандартизации Госстандарт России. Стандарты могут быть государственными, отраслевыми, стандартами предприятий, научно-технических обществ и  других общественных объединений.

Общие правила проведения работ по стандартизации установлены  в стандартах Государственной системы  стандартизации (ГСС):

ГОСТ Р 1.0-92 ГСС. Основные положения.

ГОСТ Р 1.2-92 ГСС. Порядок разработки государственных стандартов.

ГОСТ Р 1.4-92 ГСС. Стандарты предприятия.

ГОСТ Р 1.5 - 92 ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Требования по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, а также  по совместимости включены в стандарты  как обязательные требования к продукции. За выполнением требований осуществляется государственный контроль и надзор.

Включаемые в стандарты  потребительские характеристики, методы их контроля, требования к упаковке, хранению и применению не являются обязательными и определяются договорами между поставщиками и потребителями.

Как уже было отмечено, организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. В Законе РФ «О сертификации продукции и услуг» установлены обязанности изготовителей, испытательных лабораторий и органов по сертификации. Законом предусмотрено, что импортируемая продукция, подлежащая обязательной сертификации, должна иметь сертификат качества. При этом необходимо руководствоваться нормативным документом «Порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации».

Согласно закону запрещается  рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую  сертификата. Закон предусматривает  также государственный контроль и надзор за проведением обязательной сертификации продукции.

Многие показатели качества существуют в виде конкретных количественных характеристик. Поэтому важнейшее  значение при управлении качеством  имеет единство и точность измерений  этих характеристик, когда результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности измерений не выходят  за установленные границы. Закон  РФ «Об обеспечении единства измерений» устанавливает порядок, обеспечивающий единство и точность измерений и  направлен на защиту прав граждан  от недостоверных результатов измерений.

Закон предусматривает государственное  управление единством измерений  со стороны Госстандарта России, учреждает  метрологические службы, государственный  метрологический контроль и надзор, порядок поверки средств измерений, их калибровку и сертификацию.

Информация о работе Сертификация продукции и систем качества