Мотивация трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:32, доклад

Краткое описание

Управление персоналом включает в себя и кадровую политику, и подбор персонала, и психологические аспекты. Но центральное место в науке управления персоналом занимает повышение эффективности трудового процесса посредством мотивации сотрудников. Опытный менеджер обязан выстроить такую систему отношений между сотрудниками организации, чтобы была ощутима положительная ответная реакция со стороны отдельных работников.

Файлы: 1 файл

Мотивация трудовой деятельности.docx

— 50.05 Кб (Скачать)

Человек как личность находится  в постоянном развитии, и при этом расширяются его потенциальные возможности.  Поэтому потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена,  и процесс мотивации поведения человека через потребности не имеет границ.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

• иерархичность мотивов;

• чем выше уровень мотива, тем менее важными становятся чисто материальные потребности;

•  пока неудовлетворенны потребности низшего уровня,  высшие потребности остаются неактуальными;

• с ростом потребностей повышается активность человека в их удовлетворении.

Таким образом, возможность  реализации высших потребностей является большим стимулом активности работника, чем удовлетворение его низших потребностей.

Глава II. Практическое применение

Приемы мотивации персонала. Стимулирование трудовой деятельности. В ходе трудовой деятельности происходит взаимодействие и взаимовлияние работника и организации.  Влияние организации на работника состоит в формировании определенных условий жизнедеятельности экономических субъектов,  регулирующих количественные и качественные параметры трудовой деятельности,  и направленных на обеспечение роста трудовой активности и заинтересованности работника в эффективном труде, придание действиям работника четкой ориентации на достижение заданных целей.

Влияние работника на организацию  осуществляется через количественные и качественные характеристики услуг труда,  которые он,  как собственник труда,  продает работодателю в период найма. Это влияние обеспечено тем,  насколько каждый человек,  став работником организации, готов содействовать реализации целей этой организации и какой вклад способен внести в результаты общего дела.

Стимулирование - это способ управления трудовым поведением работника,  состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности,  используя мотивы,  движущие его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование – это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.

Стимулирование труда  как способ управления трудовым поведением работника в общем случае может быть признано тактикой решения проблем побуждения персонала организаций к высокопроизводительному труду,  в то время как стратегия основана на мотивировании труда. В отличие от мотивирования,  механизма,  предполагающего изменение структуры ценностей и,  соответственно,  иерархии мотивов в соответствии с заданными параметрами,  стимулирование подразумевает ориентацию на фактическую структуру ценностных ориентаций работника, на более полную реализацию имеющегося у него трудового потенциала.

Стимулирование труда  предполагает создание такого механизма,  при котором активная трудовая деятельность,  дающая определенные,  заранее заданные результаты,  становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работников.

Установить взаимосвязь  мотивов и стимулов в управлении персоналом организации возможно следующим образом:

• Получение материальных благ (заработная плата,  материальная помощь, кредитование,  оказание помощи в предоставлении жилья,  оплата проезда в общественном транспорте)

• Социальные гарантии,  безопасность (больничное страхование,  пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности, стабильность трудоустройства и занятости, гибкие компенсационные схемы)

• Жизненное самоопределение,  призвание (предоставление работы по призванию, по интересам; профессиональная ориентация, развитие карьеры,  повышение творческого характера работы)

• Социальное взаимодействие (собрания,  возможность неформального общения с коллегами, руководством; культмассовые мероприятия)

• Признание заслуг и  развитие (возможности служебного роста,  расширение сферы компетенции, награда за успехи в труде, за верность предприятию)

• Статус и самоутверждение (персональные блага, участие в решении важных проблем, в работе закрытых совещаний, членство в престижных клубах)

Мотивация трудовой деятельности выступает как высшая форма стимулирования труда,  которая включает признак индивидуальности,  стремление в процессе стимулирования максимально удовлетворить потребности личности

Система материальной мотивации и ее эффективность

Мотивация трудовой деятельности персонала организации представляет собой единство двух процессов - с одной стороны, внутриличностный процесс самостоятельного формирования мотива как основания для трудового поведения каждого работника,  а с другой стороны,  побуждение себя и других к эффективной трудовой деятельности.

Узловым пунктом,  объединяющим оба аспекта мотивации – внутриличностный и организационный – выступает вознаграждение труда.

Стимулами труда могут  стать любые блага,  удовлетворяющие значимые потребности человека,  если их получение предполагает трудовую деятельность. А благо становится стимулом труда тогда, когда формирует мотив труда.

Оплата труда - это вознаграждение,  исчисленное,  как правило,  в денежном выражении,  которое по трудовому соглашению собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

К финансовым стимулирующим  методам относятся:

• Заработная плата;

• Бонусы;

• Участие в акционерном  капитале;

• Участие в прибылях;

• Планирование дополнительных выплат;

• Оплата транспортных расходов (или обслуживание собственным

транспортом);

• Организация питания;

• Стипендиальные программы;

• Программы обучения;

• Программы медицинского обслуживания;

• Консультативные службы для нужд работников;

• Программы жилищного  строительства;

• Программы финансовой помощи в воспитании и обучении детей;

• Программы страхования  жизни и здоровья;

• Предоставление кредитов;

• Поддержка при временной  нетрудоспособности и потере трудоспособности.

Механизм стимулирования труда – это такой способ активизации трудовой отдачи и формирования устойчивой мотивации к труду,  при котором активная трудовая деятельность,  дающая определенные,  заранее заданные результаты,  становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работников.

Укрупнено финансовые стимулы  можно разделить на три группы:

  • оплата труда:  разработка принципов и системы начисления основной заработной платы;  расширение совершенствование показателей премирования,  учет квалификационных различий, сложности, интенсивности труда и степень влияния на результаты всей хозяйственной деятельности организации;
  • социальный пакет: широта компенсационной политики и разнообразие социальной поддержки;
  • участие в прибыли и акционерном капитале компании Заработная плата

Основные принципы обеспечения  стимулирующей функции заработной платы:

1. Повышение заработной  платы должно быть систематическим и на 15- 45% оклада работника. Эффект от этого длится от 6 мес. до 1 года, после чего падает. Замечено,  если материальное вознаграждение остается на одном и том же уровне,  оно снижает со временем свой мотивационный потенциал;  чтобы этот стимул сохранял свою эффективность,  необходим рост величины вознаграждения.  Общая рекомендация состоит в том,  что повышать заработную плату с тем, чтобы это имело мотивирующий эффект необходимо на 15-45% оклада работника. Эффект от этого длится от 6 мес.  до 1  года,  после чего падает.  Падение мотивации происходит практически всегда, даже если повысить зарплату в 2 раза.

2. Повышение зарплаты  будет более существенным для  роста мотивации в том случае, когда выполняемая работа может измеряться количественно.

3. Связь "результат-вознаграждение" должна быть понятной и короткой во времени. Заработная плата и премия не станет мотивирующим фактором,  если достижение результата в работе будет отмечено материальным вознаграждением длительное время спустя.

4. Оптимальная частота  выдачи зарплаты – 2 раза в месяц. Имеет значение,  как часто человек получает вознаграждение — через короткие или длинные промежутки времени;  во втором случае мотивационный потенциал вознаграждения снижается.  Очевидно,  неслучайно в царской России рабочим заработная плата выдавалась еженедельно.

5. Обеспечение сравнения  параметров зарплаты в пользу предприятия.

Сравнение того, сколько  платят в других компаниях этой отрасли за такую же работу;  сравнение своих усилий и времени затраченного на работу,  с величиной вознаграждения. Мотивирующий эффект заработной платы будет снижаться при большом разрыве в уровне оплаты труда топ менеджеров и работников среднего звена, который, как известно из практики российский предприятий, может составлять от 15 до 35 раз.

6. Оплата труда сама  по себе еще не решает проблемы мотивации труда и производительности, в то время как неправильно (неграмотно) построенная система оплаты труда даже не даст возможности приступить к решению этой проблемы.  Понимание того,  что люди приходят на работу из-за зарплаты,  а работают из-за чего-то другого,  позволяет верно расставить приоритеты в работе руководителя и его организации.

7. Индивидуализация заработной  платы. Современные системы оплаты труда отличаются большой гибкостью формирования заработной платы,  которая предполагает зависимость заработка, во-первых, от индивидуальных качеств и заслуг работников (индивидуализация заработной платы), а, во-вторых, от коллективных результатов деятельности.

Премии

Премия - это то вознаграждение, выплачиваемое дополнительно к оплате труда за результаты, превышающие норму труда.

Премирование - это экономический метод стимулирования заинтересованности работников в решении различных хозяйственных задач.  Впервые было введено в 1918  году для работников тульских заводов в целях поощрения за увеличение производства боеприпасов для борьбы с иностранной интервенцией и силами контрреволюции. На всех последующих этапах социалистического строительства использовалось для поощрения за решение насущных задач народного хозяйства.

Премиальная система - это  совокупность элементов стимулирования труда,  находящихся во взаимодействии между собой и образующих целостный порядок выплаты премий.

В число основных элементов  премиальной системы в России традиционно входят:

• стимулируемые задачи производства,

• показатели и условия  премирования,

• размеры премий,

• источники выплат премий,

• круг поощряемых работников,

• период премирования,

• порядок начисления премий,

• распределение премий между коллективами и отдельными работниками,

• максимальные размеры  премий,

• порядок выплаты премий отдельному работнику.

Поскольку премирование за текущие результаты деятельности является основной формой поощрения работников,  а в современных условиях зачастую и основной расходной статьей по оплате труда,  важно уметь оценить ее экономическую эффективность для предприятия.  Очевидно,  что экономически эффективной следует считать такую систему премирования,  которая формирует уровень оплаты труда в соответствии со степенью выполнения показателей и условий премирования и обеспечивает тому кругу работников,  на которых она распространяется,  достижение эффекта,  по своей величине большего,  чем соответствующая ему премиальная часть заработной платы, или равного этой части (последнее допускается как исключение в тех случаях, когда без этого невозможно поддержание конкурентоспособности продукции или сохранение потребительского рынка).

Социальные трансферты

До сих пор многие руководители говорят о том,  что нет смысла предоставлять сотрудником некоторые ценные, затратные для компании льготы, когда их можно просто выплатить сотруднику деньгами. Однако предоставление льгот обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, очевидно, что  удовлетворенность заработной платы  зависит от баланса между ожидаемым вознаграждением и реально полученным, и какая бы ни была зарплата,  через некоторое время она перестает удовлетворять человека. Этот процесс бесконечен. В тоже время люди хотят получать большее количество денег для того,  чтобы изменить качество жизни, увеличивать уровень комфорта. Больший комфорт – это больший сервис. При этом чрезмерное внимание к комфорту приводит к смещению внимания в сторону неустроенности тех или иных бытовых вопросов в ущерб решению производственных задач.  Выплачивая социальные льготы,  компания дает своим сотрудникам понять,  что понимает и старается решить конкретные проблемы, которые перед ними стоят, изменяя не уровень дохода, а уровень комфорта.  Во-вторых,  это способ компании конкурировать с другими в вопросах удержания сотрудников: тогда, когда объемы денежных выплат на рынке балансируют на каком-либо уровне, конкуренция осуществляется за счет дополнительных льгот.

Информация о работе Мотивация трудовой деятельности