Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:53, доклад

Краткое описание

Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в нарте 1987 г. и обновленных в 1994 г.
Стандарт ИСО 9000 содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности фирмы. Стандарт ИСО 9004 — это методические указания для общего руководства качеством на предприятии (фирме), а стандарты ИСО 9001—9003 — это модели систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса.

Файлы: 1 файл

стандартизация.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

• отклонение.

Документ QSA предназначен для оценки действующей на предприятиях фирмы-собственника системы обеспечения качества и устанавливает возможные варианты процедуры оценки:

• оценка первой стороной (самооценка);

• оценка второй стороной (потребителем);

• оценка третьей стороной (органом по сертификации);

• аудит потенциального поставщика при его выборе (до заключения контракта

на поставку комплектующих).

Руководство SPC содержит разъяснения по статистическим методам управления производственным процессом и преследует цель предупреждения сбоев, анализа их причин для непрерывного совершенствования производства.

Руководство MSA посвящено вопросу обеспечения достоверности результатов оценки готового продукта и производственного процесса, что определено как "качество результатов измерений".

Руководство APQP предназначено для унификации процесса планирования качества у субпоставщиков и потребителя с целью удовлетворения запросов последней. В нем предложено шесть этапов планирования качества перспективной продукции, причем каждому этапу соответствуют конкретные интересы потребителя, от степени удовлетворения которых будет зависеть качество продукта.

Руководство FMEA описывает методы анализа возможных отказов применительно к процессу разработки технологии производства.

С 1997 г. этот стандарт QS 9000 объявлен обязательным для всех субпоставщиков указанных выше восьми компаний и будет обязательным для всех, кто к нему присоединится.

Все это говорит о  дальнейшем развитии стандартизации в  области системного управления качеством продукции.

Система обеспечения  качества разрабатывается и внедряется на предприятии после формирования и документального оформления политики руководства предприятия в Области качества.

Особенность современной  системы управления качеством, как это следует из стандартов ИСО 9000, состоит в направленности на обеспечение качества конкретной продукции. Поэтому на предприятии, выпускающем несколько видов продукции,, должны существовать подсистемы, различающиеся теми или иными элементами. Так, например, финская фирма "Нокия" имеет несколько автономных систем обеспечения качества ("кабели", "бытовая электроника" и др.);

Система обеспечения  качества должна действовать на всех стадиях петли качества, причем по характеру воздействия в системе могут быть установлены три направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества (рис. 6.2). Каждое из этих воздействий отличается характерным содержанием. Обеспечение качества продукции складывается из планирования и систематического осуществления мероприятий, которые должны создать такие условия для реализации каждого из этапов петли качества, чтобы качество продукции соответствовало заданным требованиям.

Потери

из-за плохого качества

Планируемые мероприятия  обычно включаются в программу обеспечения качества (например, целевые научно-технические программы повышения качества продукции). Программа разрабатывается под конкретную продукцию и содержит задания, касающиеся технического уровня и качества продукции, требования по обеспечению петли качества необходимыми ресурсами (оборудованием, сырьем и вспомогательными материалами, комплектующими изделиями, средствами измерений, производственным персоналом и т.д.). Должны быть также продуманы меры по реализации установленных требований.

Систематически проводимые мероприятия по обеспечению качества складываются из тех работ, которые постоянно или периодически выполняются предприятиями (изучение рынка, повышение квалификации работников, непрерывное образование персонала и т.п.). Определяющее значение в этих мероприятиях имеет предупреждение тех или иных отклонений.      

В стандарте ИСО 9004 подчеркивается, что "философия" качества предполагает следующее: система обеспечения качества должна так работать, чтобы предупреждать проблемы, а не выявлять их после возникновения. Среди

 

предупредительных мер  могут быть своевременное обновление инструмента, плановый ремонт оборудования, наличие соответствующей документации на рабочих местах и др.

Управление качеством  — деятельность, носящая оперативный характер. Это воздействие на процессы, выявление несоответствий на всех стадиях петли качества и устранение их, а также причин этих отклонений. Например, технологический процесс можно регулировать с помощью контрольных карт статистического контроля, что позволяет не устранять, а предотвращать отклонения от нормы. Управляющие решения принимаются по результатам контроля, анализа причин нарушений режима, анализа накопившейся информации.

Улучшение качества заключается  в постоянной работе по повышению технического уровня, качества изготовления продукции, улучшению условий производства, совершенствованию системы обеспечения качества. Учитывая актуальность этой проблемы и накопленный определенный опыт в мировой практике. Международной организацией по стандартизации (ИСО) разработала в качестве приложения к стандарту ИСО 9004 документ "Улучшение качества. Общее руководство".

В деятельности по улучшению  качества возможно осуществлять воздействие  на любой элемент как производства, так и системы обеспечения качества.

Целью постоянного улучшения  качества должно быть повышение степени  соответствия товара требованиям потребителя, создание новой модификации товара в расчете на новый рыночный сегмент и т.п., что в конечном итоге способствует укреплению конкурентных позиций фирмы. Постоянное улучшение качества может стать частью политики фирмы в области качества.

Все описанные выше особенности  современных методов управления качеством продукции, воплощенных  в международных стандартах ИСО 9000, необходимо учитывать российским предприятиям при внедрении или совершенствовании действующей системы качества. Особенно это актуально для тех предприятий, которые будут экспортировать продукцию на внешние рынки.

Следовательно, перед  отечественными предприятиями стоит  нелегкая задача — воплотить в жизнь положения ИСО 9000. Выше отмечалось, что в них описано, то, что надо сделать, а в каждом конкретном случае необходимо решать, как оформить документально и внедрить на практике элементы системы обеспечения качества.

Госстандартом РФ созданы "Рекомендации по разработке элементов системы качества", дополняющие ГОСТ 40.9001-40.9003.

Особенно актуальны  рекомендации для внедрения тех  элементов, которые полностью отсутствуют  в действовавших ранее на отечественных  предприятиях комплексных системах управления качеством (КС УКП). Например, раздел "Ответственность руководства" включает рекомендации, касающиеся "политики в области качества", "организации", "анализа со стороны руководства". В указанном выше документе отмечается, что руководство поставщика товара обязано определить и документально оформить свою политику, цели и обязательства в области качества. Политика в области качества формулируется как принцип деятельности по таким основным направлениям, как улучшение экономического положения на предприятии вследствие повышения качества выпускаемой продукции; расширение объема сбыта продукции за счет высокого качества или нахождения новых рыночных сегментов; достижение более высокого технического уровня продукции, чем у конкурентов; разработка модернизированных изделий;

улучшение основных показателей  качества товаров, определяющих спрос  на данном рынке сбыта; снижение уровня дефектности выпускаемых изделий; совершенствование сервиса.

Политика предприятия  в области обеспечения качества оформляется документально и может быть представлена в виде отдельного документа либо в стандарте предприятия "Управление качеством продукции. Основные положения". Допускаются и другие формы. Необходимо создание на предприятии должностных инструкций, в которых для каждого работника предприятия изложены задачи, мера ответственности и полномочия в области обеспечения качества. Например, инструкция для работника основного производства включает следующие положения:

• "... выполнять операции в строгом соответствии с технологическим процессом, контролировать в соответствии с установленным для него планом контроля качество производимой им продукции или технологического процесса;

• вести контрольную  карту;

• помещать в специальное  место продукцию, произведенную с дефектом;

• приостанавливать производство в случае, если по условиям производства продукция не может быть изготовлена  без дефектов;

• информировать бригадира (мастера) о дефектной продукции  и неудовлетворительных условиях производства;

• проводить профилактику оборудования в начале смены и контрольные измерения первых изделий после проведения профилактики и др.".

Ответственность, полномочия и характер взаимодействия персонала  должны быть установлены в процессе проектирования системы обеспечения  качества, причем уже на этой стадии необходимо определить, какие подразделения предприятия или отдельные работники по роду своей работы непосредственно влияют на качество производимого товара. Например, за качество изготовления целесообразно возложить наибольшую степень ответственности на рабочего, мастера, начальника цеха, зам. директора по производству, а не на сотрудников и начальника ОТК. Ответственность за изучение спроса возлагается на отдел сбыта (или отдел маркетинга).

Разработка документа, устанавливающего степень ответственности за выполнение работ, связанных с качеством, необходима для создания на предприятии системы стимулирования персонала за высокое качество продукции.

Стандарты ИСО 9000 предусматривают  обязательную внутреннюю проверку системы качества, которой занимаются прошедшие специальную подготовку сотрудники. Это положение является еще одной важной стороной организационного аспекта. Проверки могут быть периодическими, которые планируются, и внеплановыми — при организационных изменениях на предприятии, в случае часто повторяющихся дефектов, при разработке новой программы повышения качества и т.п.

Порядок и организация  проведения проверок могут быть документально  оформлены в виде стандарта предприятия. В нем необходимо определить объекты  и методы проверки; критерии оценки состояния проверяемых объектов; требования к работникам, осуществляющим проверки; порядок проведения проверки и т.п. Объектами проверок обычно являются параметры качества выпускаемых товаров, организационная структура действующей системы, рабочие инструкции, состояние производственного оборудования, рабочих мест, документации по системе обеспечения качества. По результатам проверки составляется отчет, в котором

 

следует отразить случаи обнаружения дефектов и их причины; неудовлетворительное состояние отдельных элементов системы качества, если это имеет место;

те процедуры в обеспечении  качества, которые не выполняются  и др. Отчет должен содержать оценку выполнения мероприятий, предложенных по результатам предыдущей проверки, а также предложения по устранению обнаруженных недостатков. Результаты проверки представляются руководству предприятия, которое после анализа данных отчета дает оценку действующей на предприятии системе качества и принимает соответствующие управляющие решения.

Стандарты ИСО 9000'предусматривают, что представитель руководства  со стороны поставщика несет постоянную ответственность за выполнение требований к системе качества. В зарубежных фирмах и на некоторых российских предприятиях имеются менеджеры по качеству, подчиняющиеся непосредственно первому руководителю. Они занимаются созданием и внедрением системы качества, обеспечивают ее надлежащее состояние.

Кроме проверок, стандарты  рекомендуют практиковать периодический анализ эффективности действующей системы качества. Целесообразность анализа определяется изменившимися внешними условиями деятельности, например, при внедрении производимого товара на новый (зарубежный) рынок. Анализ обычно проводится внутренними силами фирмы или независимыми специалистами по назначению руководства. Изменения, которые необходимо внести в действующую систему, могут быть включены в целевую научно-техническую программу по повышению качества продукции.

27.1. Метрология  — наука об измерениях

Метрология (от греч. "метро" -мера, "логос" - учение) — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности1.

Современная метрология включает три составляющие: законодательную  метрологию, фундаментальную (научную) и практическую (прикладную) метрологию.

Метрология как наука  и область практической деятельности возникла в древние времена. Основой  системы мер в древнерусской  практике послужили древнеегипетские единицы измерений, а они, в свою очередь были заимствованы в древней  Греции и Риме. Естественно, что каждая система мер отличалась своими особенностями, связанными не только с эпохой, но и с национальным менталитетом.

Наименования единиц и их размеры соответствовали  возможности осуществления измерений "подручными" способами, не прибегая к специальным устройствам. Так, на Руси основными единицами длины были пядь и локоть, причем пядь служила основной древнерусской мерой длины и означала расстояние между концами большого и указательного пальца взрослого человека. Позднее, когда появилась другая единица — аршин — пядь (1/4 аршина) постепенно вышла из употребления.

Мера локоть пришла к  нам из Вавилона и означала расстояние от сгиба локтя до конца среднего пальца руки (иногда — сжатого кулака или большого пальца).

   С XVIII в. в  России стали применяться дюйм, заимствованный из Англии (назывался он "палец"), а также английский фут. Особой русской мерой была сажень, равная трем локтям (около 152 см) и косая сажень (около 248 см).

, Указом Петра I русские  меры Длины были согласованы  с английскими, и это по существу — первая ступень гармонизации российской метрологии с европейской.

Информация о работе Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции