Контрольная работа по "Управление качеством продукции"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Уже древние греки внесли гигантский вклад в развитие самых разнообразных областей человеческой деятельности, включая философию, политику, демократию, прикладные искусства, математику, науку и технологию. Это произошло, потому что ещё в глубокой древности люди стремились к совершенству, т.е. к высокому качеству. Для достижения такого высокого уровня качества древние мастера использовали различные управленческие средства и технологии. Развитие стандартизации в различных областях обеспечило основу для многих достижений римлян в менеджменте качества. Стандартизация коснулась единиц измерения, размеров и форм строительных материалов, конструктивных элементов и строительных процессов в строительстве, в результате чего был создан своеобразный жилищный стандарт.

Оглавление

Введение...................................................................................................................31. История управления качеством…........……………………………….............4
1.1. Понятия качества и управления качеством...................................................4
1.2. Этапы развития систем управления качеством............................................5
1.3. Развитие науки менеджмента качества и Госстандарт в России...............11
2.Тест…….........………………………………………………………………….15
3. Задача…........………………………………………………………………….16
Список литературы……………......……………………….................................17

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 42.12 Кб (Скачать)

                                             Содержание                                                                                                                                                                                                   

Введение...................................................................................................................31. История управления качеством…........……………………………….............4

1.1. Понятия качества и управления качеством...................................................4

1.2. Этапы развития систем управления качеством............................................5 

1.3. Развитие науки менеджмента качества и Госстандарт в России...............11

2.Тест…….........………………………………………………………………….15

3. Задача…........………………………………………………………………….16

Список литературы……………......……………………….................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

                                                Введение

   Уже древние греки внесли гигантский вклад в развитие самых разнообразных областей человеческой деятельности, включая философию, политику, демократию, прикладные искусства, математику, науку и технологию. Это произошло, потому что ещё в глубокой древности люди стремились к совершенству, т.е. к высокому качеству. Для достижения такого высокого уровня качества древние мастера использовали различные управленческие средства и технологии. Развитие стандартизации в различных областях обеспечило основу для многих достижений римлян в менеджменте качества. Стандартизация коснулась единиц измерения, размеров и форм строительных материалов, конструктивных элементов и строительных процессов в строительстве, в результате чего был создан своеобразный жилищный стандарт.

      Достижение определённого уровня качества всегда было одной из приоритетных целей человеческого общества, однако, если ранее эта цель редко попадала в поле зрения политических лидеров, то в наши дни ситуация кардинально изменилась.  Проблема управления качества чрезвычайно актуальна в наше время. Качество продукции  оказалось в фокусе напряжённой международной конкуренции, а управление качеством стало важнейшей задачей, которую приходится решать компаниям. Качество продукции стало своего рода щитом, защищающим безопасность и здоровье человеческого общества, а также стабильность окружаемой среды.

        Целью контрольной работы является изучение истории управления качеством. Для этого нужно поставить и решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятия качества и управления качеством;
  • ознакомиться с этапами развития систем управления качеством;
  • узнать какова роль развития науки менеджмента качества и Госстандарта в России.

                                       

 

    1. История управления качеством

   1.1  Понятия качества и управления качеством

Качество – емкая, сложная  и универсальная категория, имеющая  множество особенностей и различных  аспектов. Научное обоснование термина  о качестве дается в философии. Качество — философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые  отличают один предмет или явление  от других и придают ему определённость. Качество предмета или явления, как  правило, не сводится к отдельным  его свойствам. Оно связано с  предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него.

Термин Качество продукции  имеет несколько различных определений, например:

Качество продукции1 - совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Качество продукции2 — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции3 — это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

Качество продукции4 — это совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, уровень или вариант которых формируется поставщиками при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей.

 

 

1 ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Издательство стандартов, 1979;

2 Международные стандарты. «Управление качеством продукции». ИСО 9000-9004, ИСО 8402. — М.: Изд-во стандартов, 1988;

3 Международный стандарт ИСО 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000:2005). Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

4 Огвоздин В. Ю. «Управление качеством. Основы теории и практики»: Учебное пособие , 6-е издание, М., Изд. «Дело и Сервис», 2009, 304 с.    

      

 

       Управление качеством продукции (услуги) – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.

 

      1.2. Этапы развития систем управления качеством

      В истории развития документированных систем качества можно выделить пять этапов:

    Первый этап соответствует начальным задачам системного подхода к управлению, когда появилась первая система — система Тейлора (1905 г). Организационно она предполагала установление технических и производственных норм специалистами и инженерами, а рабочие лишь обязаны их выполнять. Эта система устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков и вводила определенные шаблоны, настроенные на верхнюю и нижнюю границы допусков — проходные и непроходные калибры. Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества — инспекторы (в России — технические контролеры). Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием. Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).

     Отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия (детали).

      Второй этап. Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица). Однако продукция – это результат осуществления производственных процессов, и вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.

      В 1924 г. в «Bell Telephone Laboratories» (ныне корпорация AT&T) была создана группа под руководством Р.Л. Джонса, заложившая основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные В. Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом, ставшие началом статистических методов управления качеством, которые в последствии благодаря Э. Демингу получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране. Деминг выдвигает идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы, т. к. по его мнению, они создают атмосферу страха, способствуют краткосрочному вкладу в работу, игнорируя долгосрочные задачи, и разрушают работу в командах.

       Опираясь на точку зрения Э. Деминга и развивая ее, Д. Джуран ввел термин качества в духе «соответствия требованиям потребителя», в значительной степени ориентированный на требования потребителей. Он показал ответственность менеджмента за хронические последствия несоответствий и дополнил статистические методы контроля качества систематическими методами решения проблем качества. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, понимающими, что такое вариации и изменчивость, а также знающими, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность — инженер по качеству, который должен анализировать качество и причины дефектов изделий, строить контрольные карты и т. п.. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем определения причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.  Более сложной стала мотивация труда, т. к. теперь учитывалась точность настроенности процесса, анализ тех или иных контрольных карт, карт регулирования и контроля. К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали более сложными и отношения поставщик — потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы и статистический приемочный контроль.

      Третий этап. В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) контроля качества – TQC (Total Quality Control). Ее автор, американский ученый А. Фейгенбаум, который опубликовал в 1957 г. статью «Комплексное управление качеством». К главным задачам TQC относятся прогнозированное устранение потенциальных несоответствий в продукции на стадии конструкторской разработки, проверка качества поставляемой продукции, комплектующих и материалов, а также управление производством, развитие службы сервисного обслуживания и надзор за соблюдением соответствия заданным требованиям к качеству. Фейгенбаум призвал обратить внимание на вопросы изучения причин несоответствий и первым указал на значение системы учета затрат на качество.

     Для обеспечения комплексности контроля и управления качеством необходимо учитывать все этапы производства, четкую взаимосвязь подразделений, участвующих в решении проблем качества. Например, для рассмотрения претензий потребителей заранее должны быть установлены исполнители, порядок и сроки рассмотрения и удовлетворения этих претензий.

       В Японии идеи TQC были встречены с восторгом и получили дальнейшее развитие в работах профессора К. Исикавы, который рассматривал качество как задачу менеджмента; требовал участия всех сотрудников в мероприятиях по его улучшению и ввел термин «отношения потребитель – поставщик». В отличие от американских концепций, он говорил об «управлении качеством в масштабе компании. Филип Б. Кросби (Германия) является одним из известнейших приверженцев всеобщей концепции качества. В начале 60-х гг. ХХ в. он подробно изложил свою программу «ноль дефектов», вызвавшую в Германии острые дискуссии. Кросби сконцентрировал внимание на задачах в области управления предприятием, предложил внедрять предпринимательскую культуру, в основе которой лежит осознание значения качества и образ мышления, ориентированный на достижение «нуля дефектов».

    На этом этапе появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества. Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, а моральное увеличивалось. Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание должностей коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи. Все большее внимание уделяется учебе. В Японии и Южной Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до месяца, используя в том числе и самообучение.

      В странах Европы большое внимание стали уделять документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной. Системы взаимоотношений «поставщик — потребитель» также начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству исходных материалов в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

    Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза – было рождено много отечественных систем.

     Четвертый этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества -–-стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

     Если TQC — это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQМ — еще и управление целями и самими требованиями. В TQМ включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Система TQМ (рис.1.) является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться, не останавливаясь на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин «постоянное улучшение качества» (quality improvement).

Информация о работе Контрольная работа по "Управление качеством продукции"