Качество продукции: показатели, методы оценки и управления качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:14, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение теоретических основ управления качеством продукции на предприятии для последующего применения полученных знаний на практике
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Изучить:
1. Сущность качества и управления им
2. Основные методы оценки и управления качеством

Оглавление

Введение 3
1. Сущность качества и управления им 5
2. Система методов управления качеством 7
3. Система показателей качества продукции 9
3.1 Показатели назначения продукции 12
3.2 Показатели надежности продукции 13
3.3 Экологические показатели 14
3.4 Показатели технологичности продукции 15
3.5 Показатели эргономичности продукции 16
3.6 Эстетические показатели 17
3.7 Показатели патентной защиты и патентной чистоты 18
Заключение 20
Библиографический список 22

Файлы: 1 файл

Готовое_дубль_2.docx

— 445.11 Кб (Скачать)

     Выделяют  следующие показатели технологичности:

     1) удельная материалоемкость изделия;

     2) удельная энергоемкость изготовления  и эксплуатации изделия;

     3) удельная трудоемкость изготовления  изделия;

     4) коэффициент применения ресурсов  материалов;

     5) средняя разовая оперативная  трудоемкость технического обслуживания (ремонта) данного вида;

     6) средняя разовая оперативная  длительность технического обслуживания (ремонта) данного вида

     Технологичность продукции – приспособленность  изделий к изготовлению применительно  к известным освоенным технологическим  процессам и оборудованию.

     3.5 Показатели эргономичности  продукции

     Эргономические  показатели – показатели, отображающие удобство и комфорт использования (потребления) и характеризующие  систему «человек – изделие –  среда использования».[5]

     Термины и определения по эргономическим показателям качества продукции  определены ГОСТ 16035–70.

     Эти показатели учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических  и психологических свойств человека, поэтому выделяют следующие эргономические показатели.

     1. Гигиенические – показатели, применяемые  при установлении соответствия  изделия гигиеническим требованиям  жизнедеятельности и работоспособности  человека при взаимодействии  его с изделием (температура, влажность,  давление, излучение, вибрация, шум,  освещенность).

     2. Антропометрические – показатели, применяемые при установлении  соответствия конструкции изделия  величине, форме и массы человеческого  тела и его отдельных составляющих, входящих в контакт с изделием.

     3. Физиологические и психофизиологические  – показатели, применяемые при  установлении соответствия изделия  физиологическим особенностям (требованиям)  человека и признакам работы  его органов чувств:

     1) соответствие устройства изделия  силовым и скоростным особенностям  человека;

     2) соответствие конструкции изделия  (величины, формы, яркости, контраста,  цвета и пространственного положения  объекта наблюдения) зрительным  психофизиологическим особенностям  человека;

     3) соответствие изделия (формы и  расположения изделия и его  составляющих) осязательным особенностям  человека;

     4) соответствие изделия возможностям  вкуса, обоняния и тактильного  восприятия человека;

     5) соответствие конструкции изделия,  имеющего источник звуковой информации, слуховым психофизиологическим  качествам человека.

     4. Психологические – показатели, применяемые  при установлении соответствия  изделия возможностям восприятия  и переработки информации, психологическим  качествам человека, отражающихся  в требованиях психологии труда,  общей психологии, инженерно—психологических  требованиях и навыках человека, предъявляемых к продукции.

     3.6 Эстетические показатели

     Эстетические  показатели – показатели продукции, характеризующие ее эстетическое влияние  на человека.[5]

     Эстетические  показатели характеризуют:

     1) информационно—художественное оформление пищевой продукции (своеобразие, стилевое соответствие, следование моде);

     2) гармоничность, выразительность;

     3) оригинальность дизайна упаковки;

     4) целостность композиции (пластичность, упорядоченность графических изобразительных  деталей);

     5) рациональность формы (соответствие  формы назначению, функциональному  решению, особенностям технологии  изготовления и используемым  ресурсам);

     6) совершенство производственного исполнения;

     7) соответствие окружающей среде,  стилю и др. Информационная выразительность  обусловливается формой продукции  и характеризуется такими единичными  показателями качества, как знаковость, оригинальность, стилевое соответствие, следование моде.

     Эстетичность  – комплексное качество, воздействующее на чувственное восприятие человеком  продукции с точки зрения ее внешнего вида.

     3.7 Показатели патентной  защиты и патентной  чистоты

     Патент  – государственное свидетельство, выдаваемое изобретателю, удостоверяющее его авторство и обеспечивающее правовую защиту изобретений, которые  удовлетворяют показателям патентоспособности.[5]

     Патент  выдается на определенный срок и требует  поддержания в виде ежегодной  его оплаты патентовладельцем в  пользу государства патентодателя. Срок действия патента может быть продлен по согласованию сторон.

     Патентная чистота – юридически закрепленная возможность свободно использовать технический объект в данной стране без угрозы нарушения действующих  на его территории патентов. В другом государстве этот объект может стать  «нечистым», если он попадет под  действие выданного в этой стране другому лицу патента или авторского свидетельства на подобный объект. Патентная чистота определяется в процессе патентной экспертизы.

     Алгоритм  проведения патентных исследований:

     1) разработка заданий на проведение  каких—либо изобретений;

     2) разработка правил и установление  сроков поиска информации;

     3) поиск и отбор патентной и  другой необходимой для данного  изобретения информации;

     4)обобщение  итогов изобретения и составление  отчетов в соответствии с целями  изобретения. В соответствии со  спецификой какой—либо отрасли  данный алгоритм может видоизменяться.

     Патентные исследования – исследования уровня и ориентаций развития объектов какой—либо отрасли, их патентоспособности и патентной  чистоты в целях получения  основополагающих сведений для создания конкурентоспособного изобретения, результативного  применения современных научных  открытий, исключение неправомерного повтора исследований и разработок.

     Патентование  изобретений – комплекс мер по установлению новизны, эффективности  и патентной чистоты объекта  изобретения, определению его патентоспособности и патентно—правовой защиты.

     Патентно—правовой уровень продукции определяется двумя безразмерными показателями: показателем патентной защиты (или патентоспособности) и показателем патентной чистоты.

     Государственным документом, подтверждающим патентную  защиту и патентную чистоту продукции, является патентный формуляр, выполняемый  в соответствии с ГОСТ 2.110–68.

     Показатель  патентной защиты – показатель, характеризующий количество и весомость  новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии (в т. ч. и сформированных при его  разработке), т. е. определяет уровень  защиты изделия принадлежащими отечественным  фирмам авторскими правами в стране и патентами за границей с учетом важности некоторых технических  решений.

     Показатель  патентной чистоты – показатель, характеризующий возможность свободной  реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.

     При определении показателя патентной  чистоты продукции нужно учитывать, что изделия, производимые для реализации только внутри страны, не должны нарушать действующие патенты исключительного  права, выданные в Российской Федерации, а товары, которые могут стать экспортируемыми, не должны нарушать действующие патенты третьих лиц, выданные в государствах—экспортерах.

Заключение

     В условиях глобального рынка, в который  интегрируется экономика России, для предприятий необходим менеджмент, обеспечивающий преимущества перед  конкурентами по критериям качества. Постепенно приходит понимание, что  для выпуска продукции необходимого качества уже не достаточно наличия  отдела технического контроля.

       Все большее число предприятий  в целях повышения своей конкурентоспособности  осознает необходимость создания  у себя системы менеджмента  качества, и приведения ее сертификации  на соответствие требованиям  международных стандартов.

       Качество – это задача номер  один в условиях рыночной экономики.  Именно с помощью современных  методов менеджмента качества  передовые зарубежные фирмы добились  лидирующих позиций на различных  рынках. Российские предприятия  пока еще отстают в области  применения современных методов  менеджмента качества. Между тем,  повышение качества несет поистине  колоссальные возможности. Однако  повышение качества невозможно  без изменения отношения к  качеству на всех уровнях. Призывы  к повышению качества не могут  быть реализованы, если руководители  различных уровней не станут  относиться к качеству как  к образу жизни.

       Между качеством и эффективностью  производства существует прямая  связь. Повышение качества способствует  повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат  и повышению доли рынка. Отсюда  вытекает актуальность затронутой  темы методов контроля качества продукции и показателей качества выпускаемой продукции.

     Я работаю на предприятии ОАО «УК  «Кузбассразрезуголь» (крупнейшая в России компания по добыче высококачественного угля открытым способом). В нашей компании из рассмотренных выше методов применяются контрольные листы, гистограммы и диаграммы Парето. Также используются следующие показатели качества продукции (показатели назначения):

     Рис. 1 Показатели качества на примере Кедровского разреза.

     Также, хочется, добавить, что на нашем предприятии  активно развивается политика в области качества продукции и в 2011 интегрированная система менеджмента угольной компании Кемеровской области и России ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»  прошла сертификационный аудит на соответствие международным стандартам ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001.

           Для российских и зарубежных  партнеров сертификаты на соответствие ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001 лишний раз  подтверждают профессионализм, высокое  качество работы компании «Кузбассразрезуголь», которая располагает высококвалифицированными специалистами, имеет систему управления качеством, поддерживает свои стандарты в области экологии и охраны труда на уровне мировых эталонов.

           Ассоциация по сертификации «Русский  регистр» в рамках надзора  за сертифицированными системами  менеджмента передала ОАО «УК  «Кузбассразрезуголь» право на использование знаков соответствия, включая знак IQNet – Международной Сети Сертификации. 
 

Библиографический список

     1) Азарова В. Н. Управление качеством.  Том 1. основы обеспечения качества. М.: МГИЭМ, 1999.

      2) Аристов О. В. Управление качеством:  Учебник.- М. : ИНФРА - М, 2007

      3) Гиссин В. И. Управление качество (2е издание). - М: ИКЦ «МарТ» Ростов-н-Д: издательский центр «МарТ», 2003

      4) Леонов И. Г., Аристов О. В.  Управление качеством продукции:  Учебное пособие. - 2е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство стандартов, 1990

      5) Михеева Е. Н. Управление качеством:  учебник/ Е. Н. Михеева, М.  В. Сероштан - М.: издательско-торговая  корпорация «Дашков и Ко», 2009 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Качество продукции: показатели, методы оценки и управления качеством продукции