Качество -как главный инструмент в производстве продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:04, доклад

Краткое описание

Улучшение качества определяет выживаемость и
конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Файлы: 1 файл

доклад по качеству.docx

— 28.84 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Татарстан

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра «Экономика предприятия»

 

 

 

 

 

Доклад

 

 

По дисциплине: «Управление качеством»

На тему: Качество -как главный инструмент в производстве продукции

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнил студент гр.45-72

                                                                       Сунгатуллин А.А.

                                                                       Проверила : Глазкова И.Н..

                                                                       «___»_________2009г

 

 

                                              

 

                                        Альметьевск 2009г

Введение

 

       Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является

качество  продукции.    Улучшение   качества   определяет   выживаемость   и

конкурентоспособность  предприятия  в  условиях  рынка,  темпы  технического прогресса, внедрения инноваций, рост  эффективности  производства,  экономию всех видов ресурсов,  используемых  на  предприятии.  А  конкурентные  войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

   Проблема качества касается абсолютно всех товаров и услуг. Особенно остро это  проявляется  при  переходе  к  рыночной  экономике.  К  работе  в

условиях жесткой конкуренции российским производителям  надо  быть  готовыми уже сегодня. Предприятия любой формы собственности,  не  уделяющие  внимания вопросам  качества,  будут  просто   разорены,   им   не   помогут   никакие протекционистские меры государства. Рыночные формы хозяйствования, открытость России для установления торговых отношений с зарубежными странами влечет за собой обострение конкуренции на рынках товаров и услуг, вынуждает многие отечественные предприятия искать все новые и более совершенные инструменты борьбы за потребителя, обеспечивающие устойчивое положение организации на занимаемых сегментах рынка и создающие предпосылки для дальнейшего развития и роста. Для многих предприятий возникает необходимость внедрять инновационные технологии в системе управления качеством.

       Конкуренция  в условиях рыночной экономики  обязывает уделять неослабное  внимание проблемам качества  как важнейшему фактору повышения  уровня жизни населения, его  социальной и экологической безопасности. Все большее число отечественных  специалистов и политиков осознает, что преодоление кризисного состояния  производства лежит на пути  скорейшего освоения конкурентоспособной  продукции с одновременным улучшением  ее качества и снижением цены.

      Успешное  решение проблем качества важно  во многих отношениях. Оно позволяет  установить новые прогрессивные  пропорции между отраслями и  внутри их, например, между металлургической  промышленностью и машиностроением.  Эти пропорции могут быть достигнуты  путем совершенствования технологии  производства и повышения ее  экономичности. Повышение качества  продукции важно и для автоматизации  производственных процессов во  всех отраслях.

 

Сущность качества продукции и ее характеристики.

 

 

 

        Под   качеством продукции  понимают  целостную  совокупность  ее потребительских  свойств,   обуславливающих   степень   пригодности   данной продукции  удовлетворять  определенные  потребности  в  соответствии  с   ее назначением  в  фиксированных  условиях  потребления.   Вообще, существует огромное количество определений качества продукции.  Приведем  еще  одно  из них: «Качество продукции - это определенная совокупность  свойств  продукции или  услуги,  потенциально  или  реально  способных  в  той  ли  иной   мере удовлетворять требуемые потребности  при  их  использовании  по  назначению, включая утилизацию или уничтожение».

 Качество продукции  формируется на этапе разработки  и обеспечивается

в процессе производства,  т.е.  непосредственно  не  связано  с  конкретными

условиями  использования.  Вместе  с  тем  качество  как   мера   полезности

потребительской стоимости  может  быть  реально  оценено  лишь  в  конкретных условиях потребления.

  Свойство  продукции   представляет  собой  объективную   особенность продукции, которая может проявляться при  её  создании.  Качество  продукции формируется на всех этапах жизненного цикла. Свойства  продукции  выражаются показателями качества, т.е. количественными характеристиками.

  Отметим также, что качество может быть только относительным.   Если

необходимо  дать оценку качества продукции, то надо сравнить  данный   набор свойств (совокупность свойств) с  каким-  либо   «эталоном»,  которым  могут быть   лучшие   отечественные   или   международные   образцы,   требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. Тут имеет  место  термин уровень качества (в зарубежной литературе - «относительное качество»,  «мера качества»).

  Таким образом, основное место в оценке качества продукции  занимает потребитель, а стандарты, законы и правила лишь закрепляют и  регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

  То есть, качество- это  общественная оценка, характеризующая  степень удовлетворения  потребностей   в   конкретных   условиях   потребления   той

совокупности свойств, которые  явно  выражены  или  потенциально  заложены  в товаре.

 

Понятие управления качеством продукции на производстве.

 

      Под управлением  в широком смысле понимается  общая функция организованных  систем, обеспечивающая сохранение  их структуры, поддержание режима  деятельности, реализацию ее программы,  цели. Выделяют управление хозяйственными  структурами, в частности управление  организацией (группа работников  и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений). Под организационной структурой понимают распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.

     В управление включают не только целенаправленные управляющие воздействия, но и саму постановку целей, выработку политики, принятие решений. Управление связывают с упорядочением какого-либо многообразия или отождествляют понятие управления с понятием контроля, руководства, менеджмента.

     По международным стандартам ИСО для разработки политики и целей введен термин система менеджмента (управления), где система означает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Система менеджмента организации является комплексной и включает следующие системы менеджмента:

- систему общего менеджмента  (общие намерения и направление  деятельности организации в области  управления по целям отраслевого  менеджмента);

- систему менеджмента  качества (система менеджмента для  руководства и управления организацией  применительно к качеству);

- систему управления окружающей  средой - экологического менеджмента  (часть системы менеджмента, которая  включает в себя организационную  структуру, планирование, ответственность,  методы, процедуры, процессы и  ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и  поддержания экологической политики);

- административное управление  качеством.

    По международным стандартам ИСО рассматриваются три направления в управлении качеством.

1. Общее управление качеством  (административное управление качеством) - те аспекты общей функции  управления, которые определяют  политику в области качества, цели и ответственность, а также  осуществляют с помощью таких  средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение  и улучшение качества в рамках  систем менеджмента качества.

2. Оперативное управление  качеством в международных стандартах  ИСО определяется термином управление  качеством - это методы и виды  деятельности оперативного характера,  используемые для выполнения  требований к качеству.

3. Долговременное управление  качеством и организацией в  целом в международных стандартах  ИСО определено термином всеобщее  руководство качеством. Этот подход  к руководству организацией, нацеленный  на качество, основанный на участии  всех ее членов и направленный  на достижение долгосрочного  успеха путем удовлетворения  требований потребителя и выгоды  для членов организации.

     В теории управления существуют следующие понятия.

     Цель управления - это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будущем. Процесс осознания и формулирования цели управления носит наименование целеполагания; он является одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Прогноз целеполагания тесно связан с прогнозом и планом и находится как бы между ними. Главная цель управления дифференцируется и конкретизируется в целевых подсистемах системы управления в виде целевых функций, выполнение которых жестко связано с выходными количественными показателями предприятия

       Функция управления - это своего рода «поле» управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления.

      Законы управления - это общие, существенные и необходимые связи явлений, изучаемых наукой управления. Законы управления хотя и объективны, но как бы вторичны по отношению к фундаментальным законам экономики. Объективность законов управления по отношению к субъективным факторам управления регламентирует взаимоотношения науки и искусства управления.

      Принципы управления - это основные правила, общие требования, руководящая идея, которым следуют руководители в осуществлении управления; они являются одной из основных форм сознательного использования объективных законов управления в практике управления.

     Система управления качеством продукции является элементом управленческой деятельности предприятия. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000-2000 система управления качеством продукции должна базироваться на информационной системе, поддерживающей автоматизированную обработку данных, документирование процессов обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла изделия и автоматизированное управление этими процессами, данными и документацией. В этом смысле система управления качеством продукции становится неотъемлемой частью интегрированной автоматизированной системы управления предприятием и может быть отнесена к технологиям информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий. Это означает, что информация, циркулирующая в системе управления качеством продукции, должна быть представлена в форматах, регламентированных стандартами информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий, и состоять из набора информационных объектов, входящих в интегрированную информационную среду предприятия.

    

 

Методы обеспечения  качеств

 

     Основными элементами механизма управления качеством продукции на предприятии являются: стандартизация и сертификация продукции; внутренние системы качества; государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил; внутрипроизводственный и технический контроль качества. 

   Стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной отрасли.

   Стандартизация охватывает установление:  
- единиц измерений, терминов и обозначений;  
- требований к качеству продукции, сырья, материалов и производственных процессов;  
- единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля;  
- требований, обеспечивающих безопасность труда и жизни людей, а также сохранность материальных ценностей;  
- единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства и т.п. 

   Основой стандартизацией являются стандарты и технические условия. 

     Стандартом называется нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции, а в необходимых случаях к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.

     В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения нормативно-технические документы подразделяются на: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты научно-технических и инженерных товариществ, стандарты предприятий (СП), а также международные стандарты. 

     Технические условия - нормативно-технический документ, устанавливающий требования к конкретной продукции (моделям, маркам).   

    Сертификация - это установление соответствия продукции конкретным стандартам (в основном международным - ИСО серии 9000) или техническим условиям и выдача соответствующего документа (сертификата).

   Сертификация - важнейший фактор улучшения продукции, действенный механизм управления ее качеством, дающий возможность объективной оценки ее конкурентоспособности, пригодности, соответствия требованиям экологической чистоты. 

Государственный надзор за качеством осуществляет Государственный  комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации и его  территориальные органы - центры стандартизации, метрологии и сертификации. 

    Внутрипроизводственный технический контроль на предприятии осуществляет отдел технического контроля (ОТК), главной задачей которого является обеспечение необходимого уровня качества, зафиксированного в нормативно-технических документах, путем непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на условия и факторы, формирующие его. 

Информация о работе Качество -как главный инструмент в производстве продукции