Экспертные методы в процессе разработки решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение методов экспертизы в процессе разработки решения.
Исходя из цели проводимой исследовательской работы, определим задачи:
Изучить способы оценки качеств эксперта
Рассмотреть методы получения количественных экспертных оценок
Рассмотреть методы получения качественных экспертных оценок.

Оглавление

Введение……………….…………………………………………………………......3
1. Основные способы оценки качеств эксперта.………………………………5
2. Качественные и количественные экспертные оценки…………………….10
Тест………………………………...……………………………………………..…14
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………................17

Файлы: 1 файл

УР.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     В зависимости от целей экспертизы, эксперты могут оценивать стоимость  недвижимости, ожидаемый уровень инфляции, изменения валютного курса, надежность эмитента ценной бумаги, рейтинг банка и т.д. Объекты оценки и оцениваемые показатели весьма разнообразны. Если при этом эксперт должен измерить значение количественного показателя (дать количественную оценку), он может указать конкретное числовое значение или интервал, в котором оно лежит. Если же эксперт должен определить значение показателя, который может быть оценен только качественно (дать качественную оценку), то он может использовать для этого вербально-числовые шкалы.

     Итак, экспертная информация может носить как количественный, так и качественный характер. Рассмотрим наиболее распространенные методы ее измерения отдельно для  каждого из этих двух случаев.

     Методы  получения количественных экспертных оценок

     Непосредственная  количественная оценка. Эксперт непосредственно  указывает числовое значение показателя для оцениваемого объекта (альтернативы), например, стоимость квартиры или  земельного участка, предполагаемую емкость рынка и т.п. Если конкретное значение показателя указать трудно, эксперт может определить диапазон, в котором находится это значение.

     Метод средней точки. Этот метод используется, когда альтернативных вариантов, требующих  оценки, достаточно много. В начале эксперт количественно оценивает наиболее предпочтительную альтернативу — f(а1) и наименее предпочтительную — f(а2). Далее он должен подобрать третий альтернативный вариант а3, оценка которого f(а3) расположена в середине между значениями f(a1) и f(a2) и равна половине их суммы. Затем экспертом определяется оценка альтернативы а4, значение которой — f(а4) — расположено посередине между значениями f(а1) и f(а3), и альтернативы а5 — f(а5), значение которой является средним значением между f(а3) и f(а4), и так далее до тех пор, пока не будет дана оценка всех сравниваемых альтернатив.

     Методы  получения качественных экспертных оценок

     Метод экспертной классификации. Этот метод  целесообразно использовать, когда  необходимо определить принадлежность оцениваемых альтернатив к установленным и принятым классам, категориям, уровням, сортам и т.п., например, оценка дегустаторами сортов чая или определение категории отеля. Если классы установлены заранее, то эксперту последовательно предъявляют альтернативные варианты и тот определяет, к какому классу принадлежит данная альтернатива. Если же классы не установлены, то эксперту предъявляют альтернативные варианты парами и просят определить, относятся они к одному классу или к разным. После чего альтернативы предлагаются для оценки последовательно, и выясняется, можно ли каждую из них отнести к одному из образовавшихся классов, или для нее надо образовать новый класс. Процедура повторяется до тех пор, пока не будут оценены (расклассифицированы) все альтернативы.

     Метод ранжирования альтернатив. Сущность этого метода заключается в упорядочивании сравниваемых альтернатив по степени предпочтительности определенного признака. Если таких альтернатив сравнительно немного (не более 20), то эксперту предъявляется весь набор альтернативных вариантов, и он указывает наиболее предпочтительный среди них. Затем эксперт определяет наиболее предпочтительный вариант из оставшихся. И так далее, пока все оцениваемые альтернативы не будут проранжированы. Если же оцениваемых вариантов больше, то сначала производится их разбиение на упорядоченные по предпочтению группы с помощью метода экспертной классификации, а затем ранжирование внутри каждой группы.

     Метод экспертных кривых. Этот метод применяется, когда целью экспертизы является разработка прогнозов на основе анализа динамики изменения показателей, характеризующих объект экспертизы, например, темпов роста ВВП, инфляции, уровня безработицы и т.п. Использование данного метода предполагает построение на основе имеющихся статистических данных графика, отображающего тенденцию динамики анализируемого показателя. Затем, при помощи экстраполяции, эта тенденция продолжается в будущее, что дает возможность оценить значение данного показателя в прогнозируемом периоде. Однако использование экстраполяции может привести к существенным ошибкам, т.к. не учитывает возможность качественных изменений, приводящих к смене тенденции. Поэтому далее, на основе обобщенного мнения экспертов, на графике определяются точки, в которых следует ожидать смены тенденции изменения оцениваемого показателя, что позволяет наглядно представить возможные альтернативные сценарии развития ситуации.

     Двум  рассмотренным выше группам методов  получения экспертных оценок соответствуют  и два типа шкал:

     шкалы количественных измерений;

     шкалы качественных измерений.

     Количественные  шкалы

     Абсолютная  шкала. Если требуется определить количество мест в аудитории или количество работников, необходимых для выполнения определенной операции, то число, являющееся результатом подобных измерений, определяется однозначно и является единственным. В этом и заключается особенность абсолютной шкалы.

     Шкала отношений. Предполагает возможность  производить измерения в различных  системах единиц. Так, например, если оценивать  массу предмета в килограммах, получим  одно числовое значение, в фунтах — другое и т.д. Однако какой бы системой измерений ни пользоваться, отношение масс любых двух предметов будет одинаково и при переходе от одной системы к другой не меняется. То же самое наблюдается и при измерении длины предметов. Это типичные примеры шкалы отношений, в которых отношения числовых оценок остаются неизменными.

     Шкала интервалов. В шкале интервалов при  переходе от одной системы измерений  к другой отношения числовых значений оцениваемых альтернатив не сохраняются, однако сохраняется отношение разностей числовых оценок. Примером измерений в шкале интервалов является определение температуры, которую, как известно, можно измерять по разным шкалам: Цельсия, Фаренгейта и т.д. Каждый раз мы будем получать разные числа, т.к. в различных шкалах используются различные точки начала отсчета и различные единицы масштаба измерений. Но эти разные числовые оценки соответствуют одной и той же температуре объекта.

     Шкала разностей. Если при переходе от одной  числовой системы измерений к другой меняется лишь точка начала отсчета, такие шкалы называются шкалами разностей. Примером количественных оценок в шкале разностей являются системы летоисчисления, отличающиеся точкой начала отсчета (от рождества Христова, от сотворения мира или от переселения пророка Мохаммеда из Мекки в Медину).

     Качественные  измерения являются гораздо менее  строгими, они носят субъективный характер и для них используются другие типы шкал, основными из которых  являются следующие.

     Качественные  шкалы

     Номинальная шкала (шкала наименований). Суть измерений оцениваемых альтернатив в этой шкале — разбиение их на классы по определенному признаку. Всем альтернативам, попавшим в один класс, должно соответствовать одно и то же число. Примерами измерений в номинальных шкалах может служить разбиение студентов одного курса на группы, разделение изделий по уровням качества (сортам) и т.д.

     Порядковая  шкала. Эта шкала используется для  ранжирования, т.е. определения порядка  предпочтения альтернатив, выраженности того или иного свойства, например важности, срочности и т.п.

     Довольно  часто в ходе экспертизы возникает  необходимость измерения показателей, оценки которых носят заведомо субъективный характер. Так, например, на знаниях  и опыте специалистов основаны оценки степени риска при реализации того или иного инвестиционного проекта, конкурентоспособности определенного вида продукции, уровня компетентности кандидата на вакантную должность и т.п. В этих случаях используют особый тип порядковых шкал — вербально-числовые шкалы. Их особенность как раз и состоит в том, что они позволяют измерить степень интенсивности какого-либо свойства, имеющего субъективный характер. В состав вербально-числовой шкалы входят содержательное (словесное) описание выделенных градаций и соответствующие им (градациям) числовые значения.

     Наиболее  известна широко применяемая на практике шкала Харрингтона, показанная в  табл. 1.

     Таблица 1.

     Шкала Харрингтона

Содержательное  описание градаций Числовое значение
1 Очень высокая 0,8—1,0
2 Высокая 0,64—0,8
3 Средняя 0,37—0,64
4 Низкая 0,2—0,37
5 Очень низкая 0,0—0,2

     Приведенные в таблице числовые значения получены на основе статистического анализа  большого массива данных, благодаря  чему шкала Харрингтона имеет  универсальное применение и может  в соответствующих модификациях (например, в виде шкалы баллов) использоваться для оценки различных показателей качественного характера.

     Подводя итоги изучения экспертных методов, следует отметить, что их значение состоит в том, что они усиливают  элемент коллегиальности в процессе принятия сложных решений и, используя интуицию и коллективную генерацию идей, позволяют находить новые, оригинальные решения проблем, к которым нельзя прийти с помощью только логических рассуждений.

     В то же время между всеми рассмотренными способами разработки и обоснования решений (методами моделирования и экспертными методами) на практике довольно трудно установить четкие границы, т.к. разрешение комплексных проблем современного менеджмента требует и комплексного использования различных логических, статистических, математических и эвристических приемов. Поэтому не какая-то одна, а преобладающая группа способов и формирует тот или иной метод. Области применения методов принятия решений зависят, в основном, от характера решаемых проблем и условий принятия решений.

     Тест.

     1.  Из перечисленных методов разработки  управленческих решений к группе  методов исследования операций  относятся:

     1. метод теории игр;

     2.  метод разработки сценария;

     3. метод Дельфи;

     4. метод управления запасами;

     5. метод линейного  программирования.

     2.  Необходимость согласования принятого  решения вызывается:

     1. бюрократическим характером современных  организаций;

     2. тем, что принятие  решений в организации  является групповым,  а не индивидуальным  процессом;

     3. чрезмерной централизацией управления;

     4. нечетким распределением прав  и ответственности. 

 

Заключение

     Значение  экспертных методов состоит в  том, что они усиливают элемент  коллегиальности в процессе принятия сложных решений и, используя  интуицию и коллективную генерацию  идей, позволяют находить новые, оригинальные решения проблем, к которым нельзя прийти с помощью только логических рассуждений.

     В то же время между всеми рассмотренными способами разработки и обоснования  решений на практике довольно трудно установить четкие границы, т.к. разрешение комплексных проблем современного менеджмента требует и комплексного использования различных логических, статистических, математических и эвристических приемов. Поэтому не какая-то одна, а преобладающая группа способов и формирует тот или иной метод. Области применения методов принятия решений зависят, в основном, от характера решаемых проблем и условий принятия решений.

     Сущность  экспертных методов принятия решений  заключается в получении ответов  специалистов на заранее поставленные перед ними вопросы, обработке полученной информации с помощью специальных логических и математических процедур и преобразовании ее в форму, удобную для выбора наиболее предпочтительной альтернативы решения.

     Подводя итоги работы, можно сказать, что  поставленная цель достигнута, задачи исследования выполнены, им соответствуют следующие выводы:

     Способы оценки качеств эксперта делятся  на три группы: априорные (не учитывающие  эффективность его участия в  предыдущих экспертизах); апостериорные (основанные на реальных результатах  участия специалиста в проведении экспертиз) и тестовые (предполагающие проведение специального испытания для потенциального эксперта).

Информация о работе Экспертные методы в процессе разработки решений