Философия качества Деминга

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

Долгие годы отечественные промышленные предприятия находились в условиях, когда заказы на продукцию и ее продажу распределялись в плановом порядке, исключая при этом конкуренцию. Отсутствие конкуренции позволяло предприятиям не особенно беспокоиться об уровне качества продукции и даже о ее цене. Потребитель (покупатель), не имея возможности выбора, вынужден был покупать то, что ему предлагали.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 СТАДИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ КАЧЕСТВА……………………………….5
2 У.ДЕМИНГ И ЕГО ВКЛАД В УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ………………….14
3 ФИЛОСОФИЯ Э.ДЕМИНГА………………………………………………………17
4 14 ПРИНЦИПОВ Э.ДЕМИНГА……………………………………………………25
5 СООТНОШЕНИЕ 14 ПРИНЦИПОВ Э.ДЕМИНГА С ВЕРШИНАМИ
ТРЕУГОЛЬНИКА ДЖОЙНЕРА…………………………………………………...27
6 ПРИМЕНЕНИЕ 14 ПРИНЦИПОВ Э.ДЕМИНГА НА ПРАКТИКЕ……………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Философия качества УДеминга.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

Можно сказать, что именно на этой фазе обеспечения  качества сложился менеджмент качества в его современном понимании. Противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства в его прежних формах было преодолено - применение новых идей управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство. Потребитель практически во всех странах стал получать товары и услуги высочайшего качества по доступной цене - идея “общества потребления” воплотилась в жизнь. В то же время, концепция стандартизованного качества, согласно которой под качественным изделием понимается изделие, требования к которому определил и зафиксировал в нормах производитель, а потребитель вправе либо купить предложенный продукт, либо отвергнуть его, привела к обострению противоречия между качеством и эффективностью в новой форме, - при ошибке в определении запросов потребителей при выходе годных, с точки зрения производителей, изделий на рынок затраты чрезвычайно велики.

  • Фаза планирования качества .

Эта фаза стала  зарождаться в середине 60х гг. как развитие идей предыдущей фазы в направлении более полного  удовлетворения запросов потребителей. Необходимость развития этой фазы связана с развитием мирового рынка товаров и услуг, резким обострением конкуренции на этом рынке и политикой государственной защиты интересов потребителей.

Все это привело  к ситуации, когда выпуск на рынок  продукции, имеющей “детские болезни” или удовлетворяющей запросы потребителя в меньшей степени, чем изделия конкурентов, связана с одной стороны, с развитием теории надежности изделий, и с другой стороны, с широким внедрением вычислительной техники и САПР в процесс разработки изделий. Основой концепции новой фазы стали:

  • идея, что большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ;
  • перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, а также моделирование процессов производства изделий, что позволяет обнаружить и устранить конструкторские и технологическое дефекты еще до начала стадии производства;
  • место концепции "0 дефектов" заняла концепция "удовлетворенного потребителя";
  • высокое качество необходимо предоставить потребителю за приемлемую цену, которая постоянно снижается, т.к. конкуренция на рынках очень высока.

Основные идеи новой фазы высказаны в работах  Генити Тагути, доктора Мицуно, в научных разработках компаний "Тойота" и "Мицубиси".

Тагути (иногда употребляется написание Тагучи - Taguchi, Genichi) - предложил функцию потерь качества, разработал методику планирования промышленных экспериментов.

В рамках фазы планирования качества удается практически преодолевать противоречие между качеством и эффективностью производства в его существовавших формах, и новая фаза возникает при проявлении новой формы этого противоречия. Например, требования потребителя, чтобы не только продукция, но и производственный процесс были бы экологичными, т.е. не наносили бы ущерб окружающей среде. В настоящее время эта фаза только зарождается, и ее концепция еще окончательно не сформировалась.

Хотелось бы подробнее остановиться на третьей  стадии философии качества (фаза менеджмента качества), поскольку именно на этой фазе обеспечения качества сложился менеджмент качества в его современном понимании.

Рассмотрим  философию качества У. Деминга, так  как именно его 14 принципов управления качеством произвели революцию в японской промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Э. ДЕМИНГ И ЕГО ВКЛАД В УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Де́минг, Уи́льям  Э́двардс (англ. Wílliam Édwards Déming, 14 октября 1900 — 20 декабря 1993), также известен как  Э́двард Де́минг  — всемирно известный  американский ученый, статистик и консультант по теории управления качеством. Наибольшую известность Деминг приобрел за свои инновационные предложения о реорганизации предприятий, широко используемые в Японии и других странах под названием Бережливое производство.

Отдельные черты новой  философии качества проявляются  уже сейчас, например, в концепции  экологического менеджмента и в  концепции производственной системы "Тойота".

Является одним из основателей  Американского Общества по Контролю Качества, созданного в 1946 г., ему присуждена одна из самых престижных наград, учрежденных этим Обществом — медаль им. У.Шухарта

Э. Деминга называют революционером капитализма, отцом  революции качества в Японии. Сам  он представлялся доктором философии, консультантом по статистическим исследованиям. Результаты его работы, выполненной в течение примерно 65 лет (он родился в 1900 г. и умер в декабре 1993 г.) положены в основу деятельности различных промышленных предприятий и организаций многих стран мира.

Его жизнь прошла в Америке. Э. Деминг преподавал в Йельском университете, где в 1927 г. он защитил докторскую диссертацию. Затем работал в лаборатории связанного углерода, в которой разработал ряд статистических методов и применил их при планировании экспериментов, сэкономив для фирмы время и деньги. Деминг придавал большое значение статистическим методам в управлении не только производством, но и любых систем деятельности человека.

Во время  второй мировой войны, когда значительная часть квалифицированных специалистов была призвана в армию, Деминг обучил около 35000 инженеров и техников статистическим методам на заводах военного комплекса США. Благодаря этому уровень качества производимой военной техники был высоким.

Несмотря на большую эффективность своих  методов Деминг, был известен в США лишь небольшому кругу специалистов. Однако в конце 40-х годов был замечен японцами, прежде всего благодаря результатам обучения специалистов на оборонных заводах и был приглашен в Японию для чтения лекций и консультирования.

Следует пояснить поучительную историю развития Японской промышленности. Известно, что Япония не имеет природных ресурсов. Нет даже в достаточном размере площадей для выращивания сельскохозяйственных культур. Поэтому Япония закупала сырье для промышленного производства и производства продовольственных товаров только на те средства, которые получала в результате продажи своих изделий низкого уровня качества. Но так как эта продукция стоила дешево, то ее покупали и Япония имела необходимые доходы. После войны экономика была разрушена, возникла реальная возможность голода населения. Японское правительство искало пути выхода из кризиса, стало изучать опыт стран-победительниц и, прежде всего, США. Тогда то и был приглашен Э. Деминг в Японию. Он прочитал 8 лекций, каждая продолжительностью в полный рабочий день, для 230 руководителей крупных компаний. Тема лекций - "Элементарные принципы статистического контроля качества". Безусловно, что лекции касались не только статистических методов контроля. Вспоминая эти лекции Деминг писал: "Я думаю, что в 1950 году я был единственным человеком в мире, который верил, что через пять лет японцы захватят мировые рынки". Это предсказание, высказанное Демингом в Японии, сбылось. Япония выбрала свой путь достижения успехов за счет, в первую очередь, повышения качества продукции. Первостепенное значение качества стало национальной идей, а к воплощению ее в жизнь было привлечено все население страны. Деминг еще не раз приезжал в Японию. Японцы признали заслуги Деминга. Они учредили его именем премию, присуждаемую предприятиям за успехи в области качества. Император Хирохито наградил Деминга высшей наградой - японским орденом. В указе на награждение было сказано, что японский народ обязан Демингу возрождением промышленности и ее всемирным успехом.

В знак признания заслуг Э.Деминг в 1951 г. в Японии была учреждена награда его имени, присуждаемая с тех пор ежегодно компаниям за выдающиеся успехи в деле повышения качества и отдельным лицам за существенный вклад в теорию и практику управления качеством. Награда выдается в виде диплома и серебряной медали с профилем доктора Э.Деминга.

В то время как  японская промышленность набирала силу, в самой Америке вопросы управления качеством еще мало привлекали внимание. В те годы Деминг с сожалением отмечал, что "С багажом знаний и навыков, которые есть у миллионов безработных, и вопиющим недоиспользованием, неправильным использованием и злоупотреблением искусностью и знаниями армии занятых на производстве людей всех рангов во всех отраслях, Соединенные Штаты можно считать сегодня наиболее неразвитой страной мира". Многие из этих слов являются актуальными и для современной российской реальности. Американцы открыли для себя своего выдающегося гражданина значительно позднее, лет на тридцать, чем японцы, т.е. когда Демингу было около 80 лет. Имя Деминга все чаще ассоциировалось с успехами японцев.

В июне 1980 г. в  США был показан документальный фильм о Деминге: "Если может  Япония, почему не можем мы?". И  наконец, заслуженная известность  пришла к Демингу. Его стали разыскивать  американские промышленники. Э. Деминг организует знаменитые четырехдневные циклы лекций. На этих лекциях Деминг рассказывал об основах философии управления качеством. Он рассказывал о 14 принципах управления, которые вытекают из философии управления, и других важных положениях. Некоторые их этих положений будут описаны ниже. Сначала приведем 14 принципов Деминга:

 

3. ФИЛОСОФИЯ У. ДЕМИНГА

"Потребитель  должен получить то, что он  хочет, когда он этого хочет  и в той форме, в какой  он этого хочет. Компания должна  стремиться не только удовлетворить ожидания потребителя. Это самое малое, что ей необходимо сделать. Компания должна стремиться к тому, чтобы заставить потребителя восторгаться, предоставляя ему даже больше того, что он мог ожидать. Вот тогда ваши боссы могут быть в экстазе, совет директоров - на верху блаженства, а ваша компания - стать легендой на Уолл-стрит. Но если ваш потребитель не в восторге - значит, вы еще не начали достигать качества" (У. Деминг).

В философии  Деминга ставка делается на максимально  полное использование интеллектуального потенциала всего персонала и на идее сотрудничества как внутри, так и вне предприятия, обеспечивающего условия для оптимизации всех процессов. Поэтому существенной частью его философии является переход к настоящей командной работе. Сконцентрировано и наглядно проиллюстрировал идеи философии качества Деминга её пропагандист Джойнер в виде треугольника (рисунок 2).

 

 

Одержимость качеством

 
 

 

Все одна команда

 

Научный подход




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Треугольник  Джойнера

 

"Одержимость качеством" - означает создание климата в коллективе, при котором качество стало бы главной ценностью каждого, захватывающей идеей. При этом такая увлеченность обосновывается и прагматическими соображениями, которые Деминг демонстрировал в своих лекциях в Японии, изображая структурную схему, которая впоследствии была названа цепной реакцией Деминга (рисунок 3).

Улучшайте качество 

 
Затраты уменьшаются за счет меньшего количества ошибок, переделок, задержек, лучшего использования оборудования и материалов 
 
Повысится  производительность 
 
Вы занимаете рынок, предлагая лучшее качество за более низкую цену 
 
Остаетесь в бизнесе 
 
Сохраните и умножите рабочие места

Совершенствуется, расширяется производство

Улучшается качество

 

Рисунок 3 – Цепная реакция Деминга

Эта цепная реакция высвечивает тот факт, что уменьшение затрат, успех дела и увеличение прибыльности - это естественные следствия улучшения качества.  
"Треугольник Джойнера" показывает, что такое всеохватывающее качество достигается путем совместного действия двух сил: "Общекомандной работы" и "Научного Подхода".

Научный Подход требует глубокого понимания природы вариаций, в особенности деления на управляемую и неуправляемую компоненты, обусловленные соответственно общими и особыми (конкретными) причинами. 
Этот важнейший аспект своего учения, который Деминг называет "Глубинными Знаниями", затрагивает все стороны менеджмента. Только правильно диагностируя наиболее важные источники изменчивости и затем уменьшая идеи даже уничтожая их, можно улучшить качество во всех его проявлениях (надежность, однородность, предсказуемость, взаимозаменяемость и т.д.).

Тезис "Все как одна команда" утвердившийся в Японии в значительной степени отличается от той идеологии взаимоотношений, которая сложилась в западном мире на основе тейлоровской теории, господствующей уже сто лет. Её принцип: "Разделяй работу, устанавливай требования, контролируй, применяй власть – выигрывают сильные".

Исторически сложилось  так, что бурное развитие промышленности в США на пороге 20 века потребовало  привлечения значительного количества из аграрного сектора неквалифицированных  рабочих. Для обеспечения высокой  производительности и достаточного для того времени качества американский менеджмент прекрасно освоил методы разложения сложных задач на простые, где от исполнителя не требуется высокая квалификация, а требования к действиям просты и понятны:

Информация о работе Философия качества Деминга