Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:11, реферат
Долгие годы отечественные промышленные предприятия находились в условиях, когда заказы на продукцию и ее продажу распределялись в плановом порядке, исключая при этом конкуренцию. Отсутствие конкуренции позволяло предприятиям не особенно беспокоиться об уровне качества продукции и даже о ее цене. Потребитель (покупатель), не имея возможности выбора, вынужден был покупать то, что ему предлагали.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 СТАДИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ КАЧЕСТВА……………………………….5
2 У.ДЕМИНГ И ЕГО ВКЛАД В УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ………………….14
3 ФИЛОСОФИЯ Э.ДЕМИНГА………………………………………………………17
4 14 ПРИНЦИПОВ Э.ДЕМИНГА……………………………………………………25
5 СООТНОШЕНИЕ 14 ПРИНЦИПОВ Э.ДЕМИНГА С ВЕРШИНАМИ
ТРЕУГОЛЬНИКА ДЖОЙНЕРА…………………………………………………...27
6 ПРИМЕНЕНИЕ 14 ПРИНЦИПОВ Э.ДЕМИНГА НА ПРАКТИКЕ……………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..36
Можно сказать, что именно на этой фазе обеспечения качества сложился менеджмент качества в его современном понимании. Противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства в его прежних формах было преодолено - применение новых идей управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство. Потребитель практически во всех странах стал получать товары и услуги высочайшего качества по доступной цене - идея “общества потребления” воплотилась в жизнь. В то же время, концепция стандартизованного качества, согласно которой под качественным изделием понимается изделие, требования к которому определил и зафиксировал в нормах производитель, а потребитель вправе либо купить предложенный продукт, либо отвергнуть его, привела к обострению противоречия между качеством и эффективностью в новой форме, - при ошибке в определении запросов потребителей при выходе годных, с точки зрения производителей, изделий на рынок затраты чрезвычайно велики.
Эта фаза стала зарождаться в середине 60х гг. как развитие идей предыдущей фазы в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей. Необходимость развития этой фазы связана с развитием мирового рынка товаров и услуг, резким обострением конкуренции на этом рынке и политикой государственной защиты интересов потребителей.
Все это привело к ситуации, когда выпуск на рынок продукции, имеющей “детские болезни” или удовлетворяющей запросы потребителя в меньшей степени, чем изделия конкурентов, связана с одной стороны, с развитием теории надежности изделий, и с другой стороны, с широким внедрением вычислительной техники и САПР в процесс разработки изделий. Основой концепции новой фазы стали:
Основные идеи новой фазы высказаны в работах Генити Тагути, доктора Мицуно, в научных разработках компаний "Тойота" и "Мицубиси".
Тагути (иногда употребляется написание Тагучи - Taguchi, Genichi) - предложил функцию потерь качества, разработал методику планирования промышленных экспериментов.
В рамках фазы планирования качества удается практически преодолевать противоречие между качеством и эффективностью производства в его существовавших формах, и новая фаза возникает при проявлении новой формы этого противоречия. Например, требования потребителя, чтобы не только продукция, но и производственный процесс были бы экологичными, т.е. не наносили бы ущерб окружающей среде. В настоящее время эта фаза только зарождается, и ее концепция еще окончательно не сформировалась.
Хотелось бы подробнее остановиться на третьей стадии философии качества (фаза менеджмента качества), поскольку именно на этой фазе обеспечения качества сложился менеджмент качества в его современном понимании.
Рассмотрим философию качества У. Деминга, так как именно его 14 принципов управления качеством произвели революцию в японской промышленности.
2. Э. ДЕМИНГ И ЕГО ВКЛАД В УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Де́минг, Уи́льям Э́двардс (англ. Wílliam Édwards Déming, 14 октября 1900 — 20 декабря 1993), также известен как Э́двард Де́минг — всемирно известный американский ученый, статистик и консультант по теории управления качеством. Наибольшую известность Деминг приобрел за свои инновационные предложения о реорганизации предприятий, широко используемые в Японии и других странах под названием Бережливое производство.
Отдельные черты новой философии качества проявляются уже сейчас, например, в концепции экологического менеджмента и в концепции производственной системы "Тойота".
Является одним из основателей Американского Общества по Контролю Качества, созданного в 1946 г., ему присуждена одна из самых престижных наград, учрежденных этим Обществом — медаль им. У.Шухарта
Э. Деминга называют революционером капитализма, отцом революции качества в Японии. Сам он представлялся доктором философии, консультантом по статистическим исследованиям. Результаты его работы, выполненной в течение примерно 65 лет (он родился в 1900 г. и умер в декабре 1993 г.) положены в основу деятельности различных промышленных предприятий и организаций многих стран мира.
Его жизнь прошла в Америке. Э. Деминг преподавал в Йельском университете, где в 1927 г. он защитил докторскую диссертацию. Затем работал в лаборатории связанного углерода, в которой разработал ряд статистических методов и применил их при планировании экспериментов, сэкономив для фирмы время и деньги. Деминг придавал большое значение статистическим методам в управлении не только производством, но и любых систем деятельности человека.
Во время
второй мировой войны, когда значительная
часть квалифицированных
Несмотря на большую эффективность своих методов Деминг, был известен в США лишь небольшому кругу специалистов. Однако в конце 40-х годов был замечен японцами, прежде всего благодаря результатам обучения специалистов на оборонных заводах и был приглашен в Японию для чтения лекций и консультирования.
Следует пояснить поучительную историю развития Японской промышленности. Известно, что Япония не имеет природных ресурсов. Нет даже в достаточном размере площадей для выращивания сельскохозяйственных культур. Поэтому Япония закупала сырье для промышленного производства и производства продовольственных товаров только на те средства, которые получала в результате продажи своих изделий низкого уровня качества. Но так как эта продукция стоила дешево, то ее покупали и Япония имела необходимые доходы. После войны экономика была разрушена, возникла реальная возможность голода населения. Японское правительство искало пути выхода из кризиса, стало изучать опыт стран-победительниц и, прежде всего, США. Тогда то и был приглашен Э. Деминг в Японию. Он прочитал 8 лекций, каждая продолжительностью в полный рабочий день, для 230 руководителей крупных компаний. Тема лекций - "Элементарные принципы статистического контроля качества". Безусловно, что лекции касались не только статистических методов контроля. Вспоминая эти лекции Деминг писал: "Я думаю, что в 1950 году я был единственным человеком в мире, который верил, что через пять лет японцы захватят мировые рынки". Это предсказание, высказанное Демингом в Японии, сбылось. Япония выбрала свой путь достижения успехов за счет, в первую очередь, повышения качества продукции. Первостепенное значение качества стало национальной идей, а к воплощению ее в жизнь было привлечено все население страны. Деминг еще не раз приезжал в Японию. Японцы признали заслуги Деминга. Они учредили его именем премию, присуждаемую предприятиям за успехи в области качества. Император Хирохито наградил Деминга высшей наградой - японским орденом. В указе на награждение было сказано, что японский народ обязан Демингу возрождением промышленности и ее всемирным успехом.
В знак признания заслуг Э.Деминг в 1951 г. в Японии была учреждена награда его имени, присуждаемая с тех пор ежегодно компаниям за выдающиеся успехи в деле повышения качества и отдельным лицам за существенный вклад в теорию и практику управления качеством. Награда выдается в виде диплома и серебряной медали с профилем доктора Э.Деминга.
В то время как
японская промышленность набирала силу,
в самой Америке вопросы
В июне 1980 г. в США был показан документальный фильм о Деминге: "Если может Япония, почему не можем мы?". И наконец, заслуженная известность пришла к Демингу. Его стали разыскивать американские промышленники. Э. Деминг организует знаменитые четырехдневные циклы лекций. На этих лекциях Деминг рассказывал об основах философии управления качеством. Он рассказывал о 14 принципах управления, которые вытекают из философии управления, и других важных положениях. Некоторые их этих положений будут описаны ниже. Сначала приведем 14 принципов Деминга:
3. ФИЛОСОФИЯ У. ДЕМИНГА
"Потребитель
должен получить то, что он
хочет, когда он этого хочет
и в той форме, в какой
он этого хочет. Компания
В философии Деминга ставка делается на максимально полное использование интеллектуального потенциала всего персонала и на идее сотрудничества как внутри, так и вне предприятия, обеспечивающего условия для оптимизации всех процессов. Поэтому существенной частью его философии является переход к настоящей командной работе. Сконцентрировано и наглядно проиллюстрировал идеи философии качества Деминга её пропагандист Джойнер в виде треугольника (рисунок 2).
Одержимость качеством |
||
|
||
Все одна команда |
Научный подход |
Рисунок 2 – Треугольник Джойнера
"Одержимость качеством" - означает создание климата в коллективе, при котором качество стало бы главной ценностью каждого, захватывающей идеей. При этом такая увлеченность обосновывается и прагматическими соображениями, которые Деминг демонстрировал в своих лекциях в Японии, изображая структурную схему, которая впоследствии была названа цепной реакцией Деминга (рисунок 3).
Улучшайте качество
Совершенствуется, расширяется производство
Улучшается качество
Рисунок 3 – Цепная реакция Деминга
Эта цепная реакция
высвечивает тот факт, что уменьшение
затрат, успех дела и увеличение прибыльности
- это естественные следствия улучшения
качества.
"Треугольник
Джойнера" показывает, что такое всеохватывающее
качество достигается путем совместного
действия двух сил: "Общекомандной работы"
и "Научного Подхода".
Научный Подход
требует глубокого понимания природы
вариаций, в особенности деления на управляемую
и неуправляемую компоненты, обусловленные
соответственно общими и особыми (конкретными)
причинами.
Этот важнейший
аспект своего учения, который Деминг
называет "Глубинными Знаниями",
затрагивает все стороны менеджмента.
Только правильно диагностируя наиболее
важные источники изменчивости и затем
уменьшая идеи даже уничтожая их, можно
улучшить качество во всех его проявлениях
(надежность, однородность, предсказуемость,
взаимозаменяемость и т.д.).
Тезис "Все как одна команда" утвердившийся в Японии в значительной степени отличается от той идеологии взаимоотношений, которая сложилась в западном мире на основе тейлоровской теории, господствующей уже сто лет. Её принцип: "Разделяй работу, устанавливай требования, контролируй, применяй власть – выигрывают сильные".
Исторически сложилось
так, что бурное развитие промышленности
в США на пороге 20 века потребовало
привлечения значительного