Уголовно-исполнительная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Взаимосвязь между уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политикой. Строгая изоляция осужденных лиц. Цели применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Оглавление

1 Уголовно-исполнительная политика 3
2 Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста 8
3 Решение задачи 14
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 48.30 Кб (Скачать)

Осужденные в арестном доме размещаются по камерам по принципу изолированного и раздельного содержания различных категорий правонарушителей: осужденные мужчины; осужденные женщины; несовершеннолетние; осужденные, ранее  отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость. Такая дифференциация (разделение) необходима в целях обеспечения  безопасности самих осужденных, профилактики правонарушений, а также применения различных форм воспитательного  воздействия с учетом специфики  каждой категории правонарушителей порядка.

К осужденным, отбывающим наказание  в арестных домах, применяется система  специфических мер воздействия - поощрения и взыскания, которые  призваны стимулировать их надлежащее поведение. Основанием применения мер  поощрения выступает хорошее  поведение осужденных, содержание которого закон (ст. 71 УИК) не раскрывает. Очевидно, что хорошим считается поведение, соответствующее Правилам внутреннего  распорядка учреждения (арестного дома), выполнение осужденными всех законных требований администрации, добросовестное отношение к порученной им работе. Закон предусматривает три вида поощрения: благодарность, которая объявляется в устной или письменной форме, досрочное снятие ранее наложенного взыскания и разрешение на телефонный разговор. При этом все поощрения осужденным лицам независимо от вида – объявляются лишь в письменной форме.

За нарушение порядка  отбывания наказания к осужденным могут применяться меры взыскания  в виде выговора или водворения в  штрафной изолятор на срок до десяти суток. Порядок применения мер взыскания  определяется общими положениями ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса  РФ, относящимися к лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы. При применении конкретных мер взыскания  учитываются обстоятельства совершения правонарушения, личность осужденного  лица, его предыдущее поведение –  наличие судимости, тяжесть и  характер нарушения. Взыскание в  виде выговора объявляется в устной или письменной форме, а в виде водворения в штрафной изолятор –  только в письменной. Взыскания налагаются начальником арестного дома или  лицом, его замещающим. Осужденные, находящиеся в штрафном изоляторе, обеспечиваются питанием по пониженной норме, если в медицинском заключении нет к этому противопоказаний.

Материально-бытовое обеспечение  осужденных к аресту осуществляется по нормам, установленным для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание  в условиях общего режима в тюрьме, а несовершеннолетних осужденных - по нормам, установленным для воспитательных колоний. Так, осужденные обеспечиваются индивидуальным спальным местом, постельными  принадлежностями, одеждой по сезону, предоставляется трехразовое питание  по установленным нормам. В камерах  должны быть питьевая вода, туалет, радио, соответствующее освещение, сигнализация, в холодное время температура  в них должна поддерживаться в  пределах 18-20°С тепла.

При всем сказанном, материально-бытовое  обеспечение несовершеннолетних осужденных довольно сильно отличается от иных категорий  лиц, содержащихся в арестных домах. Для них создаются улучшенные жилищно-бытовые условия, также обеспечиваются повышенные нормы питания.

Нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к аресту устанавливаются Правительством РФ и содержатся в Положении об арестных домах. Сверх этих норм осужденные лица могут приобретать необходимые  вещи, разрешенные к использованию  в арестном доме (утепленную, лечебно-гигиеническую  или спортивную одежду) но только за свой счет.

Медицинская помощь осужденным к аресту осуществляется на общих  основаниях для лиц, отбывающих наказания  в исправительных учреждениях. Она  предоставляется, прежде всего, через  медицинские части, которые организуются при арестных домах. Дополнительная лечебно- и санитарно- профилактическая помощь может быть оказана осужденным лицам за их счет лишь при наличии условий ее предоставления в конкретном арестном доме.

Подводя итог данному вопросу, хотелось бы отметить, что в современной  юридической литературе справедливо  подчеркивается несоответствие принципу справедливости (ст. 6 УК РФ), условий  отбывания в арестных домах (аналогичным  тюремному содержанию) лицами, совершившими значительно менее опасные преступления, по сравнению с лицами, отбывающими  наказания в тюрьмах. Этот принцип (принцип справедливости) требует, чтобы  наказание и иные меры уголовно-правового  характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть более справедливыми, то есть соответствовать характеру  и степени общественной опасности  преступления, обстоятельствам его  совершения и личности виновного. На самом деле эти требования не во всем увязываются с сущностью  наказания в виде ареста, что может  в дальнейшем сказаться и уже  сказывается на эффективности исполнения данного вида наказания на практике. В этой связи считается, что необходимы дальнейшие научные и методические разработки, связанные уголовными и уголовно-исполнительными аспектами исполнения наказания в виде ареста, а также проведение подробного и исчерпывающего анализа реальной практики применения исполнения наказания в виде ареста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Решение задачи                                                                                                  

 

В соответствии с пп.42 п.1 ст.5 Уголовно-процессуального кодекса  содержание под стражей – это  пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в  следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - содержание под стражей) осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Оно не является мерой уголовного наказания или дисциплинарного воздействия. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством его целью является выяснение причастности задержанного к преступлению. Основными целями  содержания под стражей являются изоляция лица, представляющего общественную опасность, подозреваемого, или обвиняемого в совершении преступления (как правило, тяжкого), воспрепятствование таким его действиям, которые могут помешать следствию, а также лишение его возможности скрыться до рассмотрения материалов уголовного дела в суде. Таким образом, цели применения меры пресечения в виде заключения под стражу состоят в предотвращении нежелательных последствий для интересов правосудия.  

Содержание под стражей подозреваемых  и обвиняемых представляет собой  социально значимую сферу деятельности государства, поэтому она должна подчинятся основополагающим идеям  и принципам. В ст. 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" устанавливается, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений.

Указанные принципы определяют содержание норм указанного Федерального закона, иных законодательных и нормативных  правовых актов, регламентирующих содержание под стражей подозреваемых и  обвиняемых, а также влияют на правоприменительную  практику обращения с подозреваемыми и обвиняемыми.

Приведенные в задаче факты противоречат целям и принципам содержания под стражей. Указанные в Инструкции «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» данные о том, что обвиняемые и подозреваемые женщины получают питания меньше, чем обвиняемые и подозреваемые мужчины, в следующих объемах: хлеба из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной 1 сорта – на 150 г, маргариновой продукции - на 5 г, картофеля – на 50 г. не соответствует принципу равенства всех граждан перед законом. Статья 19 Конституции РФ устанавливает гарантию государства равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола и иных обстоятельств. Данный принцип также нарушает тот факт, что питание обвиняемых и подозреваемых осуществляется по нормам, которые ниже норм питания осужденных.

Приведенный в задаче сравнительный  анализ стоимости предусмотренного для обвиняемых суточного питания в следственных изоляторах Центрального федерального округа в Тверской области, в 2005 г. с содержанием одного заключенного в сутки в шведской тюрьме, США, в германской тюрьме, тюрьмах Швейцарии, в тюрьмах Великобритании идет в разрез с принципом уважения человеческого достоинства и принципом гуманизма, так как подобные суммы не могут обеспечить человеку достойное существование, питание, поддержание здоровья. В статье 7 Конституции РФ говорится о том, что в РФ охраняется здоровье людей.

По поводу непригодных, старых строений, предназначенных для размещения арестованных и осужденных, неприемлемых по площади  камер следует отметить, что несоблюдение данных международных  норм, несоответствие их мировым стандартам содержания людей, также свидетельствует о нарушении принципа законности, гуманности, уважения достоинства человека в России. Кроме того, все перечисленные факты противоречат целям содержания под стражей, т.к. они не являются средствами истязания, причинения нравственных страданий и т.д. Та система, которая существенно не изменилась со времен ГУЛага (равнодушие к осужденным, экономия средств на их питание, строительство тюрем и следственных изоляторов), способствует распространению болезней, злоупотреблений полномочиями должностных лиц и коррупции. В сравнении с другими странами Запада эта система, в основном, ориентируется на наказание, а не перевоспитание.

Действующим законодательством предлагаются пути решения вышеуказанных проблем. Так, например, решению проблемы размещения заключенных способствует предусмотренное статьей 73 УК РФ условное осуждение, также ограничение свободы в виде домашнего ареста. Однако, Строительство новых тюрем в нашей стране широко не обсуждается, хотя проблема стоит достаточно остро. Несмотря на то, что через советские исправительно-трудовые учреждения и тюрьмы прошли миллионы наших граждан, новые тюрьмы в СССР практически не строили. Считалось, при коммунизме необходимость в них отпадет. В итоге на сегодняшний день мы имеем один из самых изношенных тюремных фондов в мире. Возможно, в Африке есть страны, где ситуация хуже, но это слабое утешение. Денег из федерального бюджета на строительство таких учреждений до сих пор выделяется явно недостаточно.

Что касается зарубежного  опыта, то в США эта задача решается за счет строительства частных тюрем. Однако в нашей стране частные лица не спешат этим заниматься из-за больших финансовых затрат.

Кроме того, государство периодически в целях ведения государственной политики в данной области, разрабатывает программы против коррупции, а также целевые программы, например, реконструкцию тюрьм, осуществление так называемой «тюремной» реформы предполагается проводить в рамках федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007–2016 годы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993г.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. №1-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №2. – ст. 198.

3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (ред. от 21.11.2011)// Собрание законодательства РФ. – 1996. – №25. –                    ст. 2954.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №52 (ч.I). –                    ст. 4921.

5. ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995г. №103-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – №29. – ст. 2759.

6. ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993г. №5473-1 (ред. от 03.12.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – №339. – ст. 1316.

7. Вандышев В. В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части /           В. В. Вандышев. – М.: Контракт, 2010. – 702 с.

8. Гуськова А., Зиннуров Ф. Уголовный процесс / А. Гуськова,                  Ф. Зиннуров. – М.:  Юнити-Дана, 2010. – 664 с.

9. Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право / С. М. Зубарев – М.: Юрайт, 2011. – 176 с.

10. Иванов А. А. Индивидуализация исполнения наказания в России. Теория, история и практика / А. А. Иванов. – М.:  Юнити-Дана, 2010. – 240 с.

11. Конегер П. Е., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право России / П. Е. Конегер, М. С. Рыбак. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2010. – 624 с.

12. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право / В.Б. Малинин, Л.Б. Смирнов. – Спб.: проф. Малинина - СПб ГКА, 2009. – 350 с.

13. Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право: учебник /                В.И. Селиверстова. - М.: Проспект, 2009. – 400 с.

14. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. Трунова И.Л. – М.: Эксмо, 2010. – 788 с.

15. Уголовный процесс / под ред. В. С. Балакшина, Ю. В. Козубенко,              А. Д. Прошлякова – М.: Wolters Kluwer, 2011. – 1056 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Уголовно-исполнительная политика Российской Федерации