Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:15, реферат
Задачи работы:
- Дать понятие и привести классификацию участников уголовного процесса;
- Рассмотреть правовой статус и функции суда как участника уголовного процесса;
- Исследовать правовое положение государственных органов и должностных лиц, осуществляющих лиц уголовного преследования, правовое положение участников процесса, защищающие свои или осуществляемые права и интересы и иных лиц, участвующие в деле.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие участников уголовного процесса……………………………..4
2. Классификация участников уголовного судопроизводства…………..6
3. Суд…………………………………………………………………………9
4. Государственные орган и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования…………………………………….11
5. Участники процесса, защищаю свои или представляемые права и интересы…………………………………………………………………...20
6. Иные лица, участвующие в уголовном процессе……………………….31
Заключение……………………………………………………………………39
Список использованной литературы………………………………………40
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора по расследуемому делу, он вправе обжаловать их вышестоящему прокурору.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательно для исполнения всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Орган дознания
Значительная работа по выявлению, расследованию и предупреждению преступлений проводится органами дознания.
Орган дознания – это определенный законом государственный орган, наделенный правом, как и следователь, осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в пределах установленной компетенции, а также выполняющий иные функции и задачи, стоящие перед ним.
Законом на органы дознания возлагается:
1) принятие в соответствии с установленной законом компетенцией необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений;
2) выполнение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных действий в порядке, предусмотренном статьей 200 УПК, по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
3) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, в порядке, предусмотренном главой 37 УПК;
4) производство предварительного следствия в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 288 УПК;
5) осуществление упрощенного досудебного производства, установленного главой 23-1 УПК.
Законом установлен круг органов дознания, это:
1) органы внутренних дел;
2) органы национальной безопасности;
3) органы финансовой полиции;
4) таможенные органы - по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей;
5) органы военной полиции - по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений.
Органы военной полиции Комитета национальной безопасности - также по делам о всех преступлениях, совершенных сотрудниками специальных государственных органов;
6) командиры пограничных частей - по делам о нарушении законодательства о Государственной границе Республики Казахстан, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Республики Казахстан;
7) командиры воинских
частей, соединений, начальники военных
учреждений и гарнизонов, в случае
отсутствия органа военной
8) руководители дипломатических
представительств, консульских учреждений
и полномочных
9) Служба охраны Президента Республики Казахстан - по делам о преступлениях, совершенных в зоне проведения охранных мероприятий и непосредственно направленных против охраняемых лиц, перечень которых установлен Законом;
10) органы противопожарной службы - по делам о всех преступлениях, связанных с пожарами.
Права и обязанности органа дознания по досудебному производству и выполнению неотложных следственных действий по делам о всех преступлениях возлагаются также на капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий, других государственных организаций и их подразделений, удаленных от органов дознания, предусмотренных законом, в период отсутствия транспортного сообщения.
Среди органов дознания основное место занимает органы внутренних дел. Производство ими дознания прямо вытекает из функции по охране общественного порядка, борьбы с преступностью и составляет основную обязанность.
Начальник органа дознания.
В законе четко определены круг должностных лиц, являющихся начальниками органа дознания, и их полномочия.
Начальниками органа дознания являются начальник Главного управления (Департамента), управления, отдела органа дознания и их заместители.
Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений. В порядке, установленном законом, по требованию органа, ведущего уголовный процесс, либо по собственной инициативе направляет для приобщения к уголовному делу результаты оперативно-розыскной деятельности, содержащие фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела.
По делам о преступлениях,
подследственных органам
1) обеспечивает проведение
неотложных следственных
2) организует выполнение
поручений прокурора,
3) организует выполнение поручений суда.
В законе установлено, что по делам о преступлениях, досудебное производство по которым осуществляется органами дознания, начальник органа дознания контролирует своевременность и законность действий дознавателей и вправе:
1) проверять находящиеся в их производстве дела;
2) давать указания о
производстве отдельных
3) поручать дознание нескольким дознавателям;
4) возбуждать уголовное
дело и лично проводить
Начальник органа дознания утверждает постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, о производстве обыска и наложении ареста на имущество, об отстранении обвиняемого от должности, об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении, приостановлении, возобновлении производства по делу, о направлении обвиняемого (подозреваемого), не содержащегося под стражей, в медицинскую организацию для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, о продлении срока содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей, об этапировании, объявлении розыска обвиняемого; утверждает протоколы о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, протокол упрощенного досудебного производства, протокол обвинения; обеспечивает принятие мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, направляет прокурору уголовное дело с протоколом упрощенного досудебного производства, протоколом обвинения.
Указания начальника органа дознания по уголовному делу не могут ограничивать самостоятельность дознавателя, его права, установленные законом. Указания даются в письменной форме и обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурору. Обжалование дознавателем действий начальника органа дознания прокурору не приостанавливает их исполнения.
Дознаватель
В соответствии с законом дознаватель – это должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции.
Дознаватель имеет право
принимать решение о начале и
осуществлении досудебного
По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознаватель уполномочен по поручению начальника органа дознания возбуждать уголовное дело в случаях, не терпящих отлагательства, а также проводить неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, о чем не позднее двадцати четырех часов обязан уведомить прокурора и орган предварительного следствия.
Дознаватель обязан выполнять поручения суда, прокурора, органа предварительного следствия и органа дознания о производстве отдельных следственных действий, о применении мер обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе.
В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества дознаватель обязан принять меры к установлению имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.
Указания начальника
органа дознания обязательны
для дознавателя. Указания
Акты дознавателя, принятые в пределах его компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя.
Дознаватель наделен правом наряду с процессуальной деятельностью осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Следователь не наделен правом производства оперативно-розыскных функции. Органы дознания обязаны выполнять поручения следователя.
Подозреваемый
Лицо признается подозреваемым в случаях, когда:
Процессуальным актом, на основании которого лицо получает статус подозреваемого, является постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, протокол задержания, составленный в соответствии со ст.134 УПК РК, либо постановление об избрании меры пресечения, предусмотренного ст. 140 УПК РК. Постановление должно содержать решение о признании лица подозреваемым по расследуемому делу. Постановление о признании лица подозреваемым предъявляется этому лицу. Следователь обязан разъяснить лицу, в отношении которого вынесено постановление о признании подозреваемым, права подозреваемого и вручить ему копию этого постановления. Копия постановления о признании лица подозреваемым в течение двадцати четырех часов после его вынесения направляется прокурору.
В случае задержания подозреваемого или применения к нему меры пресечения до предъявления обвинения он должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания или применения меры пресечения при обеспечении права на свидание наедине и конфиденциально до первого допроса с избранным им или назначенным защитником. Задержанный подозреваемый вправе немедленно сообщить по телефону или иным способом по месту своего жительства или работы о своем задержании и месте содержания.
Орган уголовного преследования не вправе удерживать в положении подозреваемого:
1) задержанного - свыше семидесяти двух часов;
2) лицо, к которому применена
мера пресечения, - свыше десяти
суток с момента объявления
подозреваемому постановления
К моменту истечения сроков, установленный законом, орган уголовного преследования обязан освободить подозреваемого из-под стражи, отменить избранную в отношении него меру пресечения либо вынести постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.
Найдя подозрение
Лицо перестает пребывать
в положении подозреваемого с
момента прекращения в