Участники уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:15, реферат

Краткое описание

Задачи работы:
- Дать понятие и привести классификацию участников уголовного процесса;
- Рассмотреть правовой статус и функции суда как участника уголовного процесса;
- Исследовать правовое положение государственных органов и должностных лиц, осуществляющих лиц уголовного преследования, правовое положение участников процесса, защищающие свои или осуществляемые права и интересы и иных лиц, участвующие в деле.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие участников уголовного процесса……………………………..4
2. Классификация участников уголовного судопроизводства…………..6
3. Суд…………………………………………………………………………9
4. Государственные орган и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования…………………………………….11
5. Участники процесса, защищаю свои или представляемые права и интересы…………………………………………………………………...20
6. Иные лица, участвующие в уголовном процессе……………………….31
Заключение……………………………………………………………………39
Список использованной литературы………………………………………40

Файлы: 1 файл

участники процесса.docx

— 76.81 Кб (Скачать)

 В случае несогласия следователя с указаниями прокурора по расследуемому делу, он вправе обжаловать их вышестоящему прокурору.

 Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательно для исполнения всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Орган дознания

Значительная работа по выявлению, расследованию и предупреждению преступлений проводится органами дознания.

Орган дознания – это  определенный законом государственный  орган, наделенный правом, как и следователь, осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в пределах установленной компетенции, а также выполняющий иные функции и задачи, стоящие перед ним.

Законом на органы дознания возлагается:

1) принятие в соответствии с установленной законом компетенцией необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений;

2) выполнение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных действий в порядке, предусмотренном статьей 200 УПК, по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

3) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, в порядке, предусмотренном главой 37  УПК;

4) производство предварительного следствия в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 288 УПК;

5) осуществление упрощенного досудебного производства, установленного главой 23-1 УПК.

Законом установлен круг органов  дознания, это:

1) органы внутренних дел;

2) органы национальной безопасности;

3) органы финансовой полиции;

4) таможенные органы - по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей;

5) органы военной полиции - по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений.

Органы военной полиции Комитета национальной безопасности - также по делам о всех преступлениях, совершенных сотрудниками специальных государственных органов;

6) командиры пограничных частей - по делам о нарушении законодательства о Государственной границе Республики Казахстан, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Республики Казахстан;

7) командиры воинских  частей, соединений, начальники военных  учреждений и гарнизонов, в случае  отсутствия органа военной полиции,  по делам обо всех преступлениях,  совершенных подчиненными им  военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; по делам о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;

8) руководители дипломатических  представительств, консульских учреждений  и полномочных представительств  Республики Казахстан - по делам  о преступлениях, совершенных  их работниками в стране пребывания;

9) Служба охраны Президента Республики Казахстан - по делам о преступлениях, совершенных в зоне проведения охранных мероприятий и непосредственно направленных против охраняемых лиц, перечень которых установлен Законом;

10) органы противопожарной службы - по делам о всех преступлениях, связанных с пожарами.

Права и обязанности органа дознания по досудебному производству и выполнению неотложных следственных действий по делам о всех преступлениях возлагаются также на капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий, других государственных организаций и их подразделений, удаленных от органов дознания, предусмотренных законом,  в период отсутствия транспортного сообщения.

Среди органов дознания основное место занимает органы внутренних дел. Производство ими дознания прямо  вытекает из функции по охране общественного  порядка, борьбы с преступностью  и составляет основную обязанность.

Начальник органа дознания.

В законе четко определены круг должностных лиц, являющихся начальниками органа дознания, и их полномочия.

Начальниками органа дознания являются начальник Главного управления (Департамента), управления, отдела органа дознания и их заместители.

Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений. В порядке, установленном законом, по требованию органа, ведущего уголовный процесс, либо по собственной инициативе направляет для приобщения к уголовному делу результаты оперативно-розыскной деятельности, содержащие фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела.

По делам о преступлениях, подследственных органам предварительного следствия, начальник органа дознания:

1) обеспечивает проведение  неотложных следственных действий;

2) организует выполнение  поручений прокурора, следователя,  в том числе о производстве  отдельных следственных и иных  действий и о применении мер  защиты потерпевших, свидетелей, других лиц, участвующих в уголовном  судопроизводстве;

3) организует выполнение  поручений суда.

В законе установлено, что  по делам о преступлениях, досудебное производство по которым осуществляется органами дознания, начальник органа дознания контролирует своевременность и законность действий дознавателей и вправе:

1) проверять находящиеся  в их производстве дела;

2) давать указания о  производстве отдельных следственных  и иных процессуальных действий, о привлечении в качестве обвиняемого,  о квалификации преступления  и объеме обвинения, о передаче  дела (материалов) от одного дознавателя  к другому; 

3) поручать дознание нескольким  дознавателям;

4) возбуждать уголовное  дело и лично проводить дознание, приняв при этом дело к своему  производству либо выполняя отдельные  процессуальные действия.

Начальник органа дознания утверждает постановления о возбуждении  или отказе в возбуждении уголовного дела, о производстве обыска и наложении  ареста на имущество, об отстранении  обвиняемого от должности, об избрании, изменении или отмене в отношении  обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу, о  прекращении, приостановлении, возобновлении  производства по делу, о направлении  обвиняемого (подозреваемого), не содержащегося  под стражей, в медицинскую организацию для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, о продлении срока содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей, об этапировании, объявлении розыска обвиняемого; утверждает протоколы о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, протокол упрощенного досудебного производства, протокол обвинения; обеспечивает принятие мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, направляет прокурору уголовное дело с протоколом упрощенного досудебного производства, протоколом обвинения.

Указания начальника органа дознания по уголовному делу не могут  ограничивать самостоятельность дознавателя, его права, установленные законом. Указания даются в письменной форме и обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурору. Обжалование дознавателем действий начальника органа дознания прокурору не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель

 В соответствии с  законом дознаватель – это  должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции.

Дознаватель имеет  право  принимать решение о начале и  осуществлении досудебного производства в формах, определенных УПК,  самостоятельно принимать решения и проводить  следственные и другие процессуальные действия, за исключением случаев, когда  законом предусмотрено утверждение  их начальником органа дознания, предусмотрены санкции прокурора, суда или решение суда.

По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознаватель уполномочен по поручению начальника органа дознания возбуждать уголовное дело в случаях, не терпящих отлагательства, а также проводить неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, о чем не позднее двадцати четырех часов обязан уведомить прокурора и орган предварительного следствия.

 Дознаватель обязан выполнять поручения суда, прокурора, органа предварительного следствия и органа дознания о производстве отдельных следственных действий, о применении мер обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе.

В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества дознаватель обязан принять меры к установлению имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

 Указания начальника  органа дознания обязательны  для дознавателя. Указания начальника  органа дознания по уголовным  делам могут быть обжалованы  прокурору. Обжалование указаний  не приостанавливает их исполнение, за исключением указаний о  квалификации преступления и  объеме обвинения, о направлении  дела прокурору для предания обвиняемого суду или о прекращении уголовного дела.

Акты дознавателя, принятые в пределах его компетенции, имеют  такое же юридическое значение, как  и акты следователя.

Дознаватель наделен правом наряду с процессуальной деятельностью осуществлять оперативно-розыскные мероприятия.  Следователь не наделен правом производства оперативно-розыскных функции. Органы дознания обязаны выполнять поручения следователя.

 

  1. Участники процесса, защищаю свои или представляемые права и интересы.

Подозреваемый

Лицо признается подозреваемым в случаях, когда:

  1. В отношении него возбуждено уголовное дело и об этом ему объявлено следователем, дознавателем;
  2. Оно задержано по основаниям, указанным в ст.132 УПК РК;
  3. В отношении него применена мера пресечения до предъявления обвинения.

Процессуальным актом, на основании которого лицо получает статус подозреваемого, является постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, протокол задержания, составленный в соответствии со ст.134 УПК РК, либо постановление об избрании меры пресечения, предусмотренного ст. 140 УПК РК. Постановление должно содержать решение о признании лица подозреваемым по расследуемому делу. Постановление о признании лица подозреваемым предъявляется этому лицу. Следователь обязан разъяснить лицу, в отношении которого вынесено постановление о признании подозреваемым, права подозреваемого и вручить ему копию этого постановления. Копия постановления о признании лица подозреваемым в течение двадцати четырех часов после его вынесения направляется прокурору.

В случае задержания подозреваемого или применения к нему меры пресечения до предъявления обвинения он должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания или применения меры пресечения при обеспечении права на свидание наедине и конфиденциально до первого допроса с избранным им или назначенным защитником. Задержанный подозреваемый вправе немедленно сообщить по телефону или иным способом по месту своего жительства или работы о своем задержании и месте содержания.

Орган уголовного преследования  не вправе удерживать в положении  подозреваемого:

1) задержанного - свыше семидесяти двух часов;

2) лицо, к которому применена  мера пресечения, - свыше десяти  суток с момента объявления  подозреваемому постановления об  избрании меры пресечения.

К моменту истечения сроков, установленный законом, орган уголовного преследования обязан освободить подозреваемого из-под стражи, отменить избранную в отношении него меру пресечения либо вынести постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.

 Найдя подозрение недостаточно  обоснованным, орган уголовного  преследования обязан освободить  подозреваемого из-под стражи, отменить  избранную в отношении него  меру пресечения до истечения сроков, установленных законом.

Лицо перестает пребывать  в положении подозреваемого с  момента прекращения в отношении  него уголовного преследования, либо с  момента вынесения органом уголовного преследования постановления о  привлечении его в качестве обвиняемого.

Информация о работе Участники уголовного процесса