Участники уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:15, реферат

Краткое описание

Задачи работы:
- Дать понятие и привести классификацию участников уголовного процесса;
- Рассмотреть правовой статус и функции суда как участника уголовного процесса;
- Исследовать правовое положение государственных органов и должностных лиц, осуществляющих лиц уголовного преследования, правовое положение участников процесса, защищающие свои или осуществляемые права и интересы и иных лиц, участвующие в деле.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие участников уголовного процесса……………………………..4
2. Классификация участников уголовного судопроизводства…………..6
3. Суд…………………………………………………………………………9
4. Государственные орган и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования…………………………………….11
5. Участники процесса, защищаю свои или представляемые права и интересы…………………………………………………………………...20
6. Иные лица, участвующие в уголовном процессе……………………….31
Заключение……………………………………………………………………39
Список использованной литературы………………………………………40

Файлы: 1 файл

участники процесса.docx

— 76.81 Кб (Скачать)

Третья подгруппа – учреждения и организации, принимающие участие в исполнении судебных решений и в связи с этим, принимающие участие в разрешении процессуальных вопросов, возникающих в стадии исполнения приговора. Данную подгруппу составляют: представители администрации, осуществляющие фактическое исполнение приговоров и постановлений, представители врачебных комиссий, давших заключение об освобождений осужденного по болезни, инвалидности или помещении его в больницу, и др.

 Третья классификационная группа, включающая три подгруппы участников процесса, является самой многочисленной. Ей присущи отдельные черты, обособляющие эту группу от иных, в частности:

- их участие продиктовано  необходимостью создания надлежащих  условий для осуществления правосудия; их деятельность носит вспомогательный  характер;

- у этих участников  отсутствуют самостоятельные целостные  процессуальные функции;

- их участие в процесс  является эпизодическим, фрагментарным;

- они оказывают содействие  суду и следствию в целях  полного выполнения последними их процессуальных функций;

- у этих участников  отсутствует какой-либо интерес в деле;

- регламентация их правого  положения, как правового положения,  как правило, дана непосредственно  в нормах, регулирующих порядок  процессуальных действий, проводимых  с их участием.

 

 

 

 

3. Суд

В соответствии с УПК РК, суд рассматривается как отдельный  орган и не относится к государственным  органам и должностным лицам, осуществляющие функции уголовного преследования.

Суд – единственный орган  государства, облеченный правом осуществлять правосудие.

Руководящая роль суда в  процессе предопределена его функцией по разрешению дела по существу посредством  отправления правосудия. (С.Д.Оспанов).

Правосудие по уголовным делам в Республике Казахстан осуществляют:

- Верховный суд;

- областные и приравненные  к ним суды;

- районные и приравненные  к ним суды;

- специализированные межрайонные  суды по уголовным делам, специализированные  межрайонные военные суды по  уголовным делам, специализированные  межрайонные суды по делам  несовершеннолетних; военные суды  гарнизонов (ст.57 ч.3 УПК РК).

В,П.Божьева считает, что большинство уголовных дел до суда проходит стадию предварительного расследования, материалы которого, как и выводы лиц, ответственных за его проведение, имеют для суда лишь предварительное значение. Суд основывает свой приговор на доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании, он не связан при вынесении приговора ничьим мнением.

Как известно с Конституции РК, судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.

Согласно со ст.59 УПК суд правомочен :

○ признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

○ применить к лицу принудительные меры медицинского характера либо принудительные меры воспитательного воздействия;

○ отменить или изменить  решение, принятое нижестоящим судом;

○ санкционировать избранную следователем, органом дознания, прокурором в отношении обвиняемого, подозреваемого меру пресечения в виде домашнего ареста, ареста и продлевать их сроки;

○ пересмотреть судебные акты по вновь  открывшимся обстоятельствам;

○ принимать решение о принудительном помещении не содержащегося под  стражей лица в медицинскую организацию  для производства судебно-психиатрической  экспертизы.

А также в порядке и случаях предусмотренных УПК, суд:

○ рассматривает жалобы на решение  и действия (бездействия) органа уголовного преследования;

○ накладывает административное взыскание;

○ рассматривает жалобы на постановления прокурора о прекращении возбужденного производства в связи отсутствием оснований к возобновлению производства по делу по вновь открывшимся обстоятельствам;

 ○ рассматривает вопросы, связанные с исполнением приговора.

Также, следует отметить, что если при судебном рассмотрении дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные в ходе дознания, предварительного следствия, суд выносит частное постановление, которым обращает внимание соответствующих организации или лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное постановление и в других случаях, если признает это необходимым.

  Для понимания важности места суда в системе органов, ведущих процесс, необходимо учитывать содержание полномочий, которыми наделяется исключительно суд и никакой орган иной орган.

Закон допускает три формы рассмотрения уголовных дел:

  1. Единолично судьей;
  2. Коллегией судей, состоящих из трех судей, включая председательствующего (апелляционная инстанция, кассационная инстанция, рассмотрение дел в Верховном суде)
  3. В составе одного судьи и десяти присяжных заседателей (по делам об особо тяжких преступлениях по ходатайству обвиняемого).

 

  1. Государственные орган и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования.

Прокурор

Прокурор (от лат. слова Procurare - заботиться) – это один из участников уголовного процесса.

В соответствии со статьей 62 УПК, прокурор - должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, упрощенного досудебного производства, дознания, следствия и судебных решений, а также уголовное преследование на всех стадиях уголовного процесса: Генеральный прокурор Республики Казахстан, Главный военный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, районные, городские прокуроры, военные прокуроры, транспортные прокуроры и приравненные к ним прокуроры, их заместители и помощники, прокуроры по отрасли надзора, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов прокуратур. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет интересы государства путем поддержания обвинения и является государственным обвинителем.

Прокуратура не применяет наказаний  к правонарушителям, но обязана использовать всю силу власти для восстановления нарушенной законности и привлечение  виновных к ответственности.

Конституция РК возлагает на прокуратуру  осуществление высшего надзора  за точным и единообразным применением  законов, указов Президента РК и иных нормативно-правовых актов, за законностью  оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного  и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и  устранению любых нарушений законности (ст.83).

Одной из важных сфер проявления прокурорского  надзора за законностью служит надзор, осуществляемый прокурором в уголовном  судопроизводстве.

Прокурор вправе предъявить обвиняемому или лицу, которое несет имущественную ответственность за его действия, иск в защиту интересов:

1) потерпевшего, не способного самостоятельно воспользоваться правом предъявлять и отстаивать иск в силу своего беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам;

2) государства.

При осуществлении своих  процессуальных полномочий прокурор независим  и подчиняется только закону.

Генеральный Прокурор в пределах своей компетенции принимает  нормативные правовые акты по вопросам применения норм настоящего Кодекса, обязательные для исполнения органами дознания и  следствия.

Нормативные правовые акты органов, осуществляющих дознание и  следствие, принимаются в пределах их компетенции по согласованию с  Генеральным Прокурором.

Начальник следственного отдела

Для организации следствия и осуществления контроля за процессуальными сроками, принятия мер к наиболее полному, объективному производству расследования уголовно-процессуальным законом предусмотрено должностное лицо, именуемое начальником следственного отдела.

В соответствии со ст.63 УПК, начальник следственного отдела - начальник следственного подразделения органа, осуществляющего предварительное следствие или упрощенное досудебное производство, и его заместители, действующие в пределах своей компетенции.

 Закон предоставляет  право начальнику следственного  отдела:

- поручать  производство  следствия или упрощенного досудебного производства следователю;

- осуществлять контроль за своевременностью действий следователей по находящимся в их производстве уголовным делам,

- осуществлять контроль за соблюдением следователями сроков предварительного следствия и содержания под стражей, за исполнением указаний прокурора,

- дать указания по делам; 

- поручать производство  предварительного следствия нескольким  следователям;

- в предусмотренных законом  случаях отстранять следователя  от производства по делу;

- в пределах своей компетенции  изымать  уголовное дело из  одного следственного подразделения  подчиненного ему органа, осуществляющего  предварительное следствие, и  передает в другое следственное  подразделение этого или иного  подчиненного ему органа, осуществляющего  предварительное следствие; 

- направлять оконченные  уголовные дела прокурору. 

Также следует отметить, что начальник следственного отдела вправе возбуждать уголовные дела, принимать уголовные дела к своему производству и лично производить предварительное следствие или упрощенное досудебное производство, пользуясь при этом полномочиями следователя.

Указания начальника следственного  отдела по уголовному делу не могут  ограничивать самостоятельность следователя, его права, установленные законом. Указания даются в письменной форме  и обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурору. Обжалование следователем действий начальника следственного отдела прокурору  не приостанавливает их исполнения, за исключением указаний о квалификации преступления и объеме обвинения, направлении  дела прокурору для предания обвиняемого суду или о прекращении уголовного дела.

Следователь

Ведущая роль в расследовании  преступлений принадлежит органам  предварительного следствия, так как  подавляющее большинство преступлений расследуется в форме предварительного следствия.

В соответствии с законом, следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие или упрощенное досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции: специальный прокурор, следователь органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности и следователь органов финансовой полиции.

Место нахождения следователя в том или ином ведомстве не влияет на его процессуальное положение. При расследовании любого дела следователь независимо от ведомства (МВД, КНБ, финансовая полиция) обладает равнозначным объемом процессуальных полномочий и занимает одно и тоже процессуальное положение (С.Д.Оспанов).

Содержание и направление деятельности следователя определяется задачами быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона (ст. 8 УПК).

Следователь вправе возбуждать уголовное дело, производить по нему предварительное следствие и  выполнять все следственные действия, предусмотренные УПК.

Законом предусмотрено, что следователь обязан принимать все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, избрания ему в соответствии с настоящим Кодексом меры пресечения, составления обвинительного заключения. В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества следователь обязан принять меры к установлению имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. При производстве предварительного следствия по уголовным делам о коррупционных преступлениях, преступлениях, совершенных в составе организованной группы, преступного сообщества (преступной организации), а также транснациональной организованной группы, транснационального преступного сообщества (транснациональной преступной организации) или устойчивой вооруженной группы (банды), следователь обязан принять меры также к установлению имущества, добытого преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, переданного в собственность других лиц.

 Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора суда или решения суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение. Незаконное вмешательство в деятельность следователя влечет уголовную ответственность.

Информация о работе Участники уголовного процесса