Судопроизводство в древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 02:31, реферат

Краткое описание

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 46.28 Кб (Скачать)

Устами своих клиентов логографы выиграли не один судебный поединок. Сам великий оратор Демосфен не брезговал составлением речей  для трудящихся. Но высокооплачиваемый труд логографов не пользовался особым уважением: афинских адвокатов считали  людьми, продающими свои убеждения  за деньги.

Наряду с замаскированной  помощью логографов, оказываемый  как за деньги, так и по дружбе, обвинитель или обвиняемый мог воспользоваться  открытым содействием так называемых «помогающих ораторов». В этом случае обвинитель (обвиняемый) произносил на суде лишь  несколько вступительных  фраз, а главную часть выступления,  с позволения судей доверял другу  или даже нескольким людям, пользующимся уважением сограждан и опытным  оратором. Эта помощь обосновывалась обычно дружбой с тем, на чьей стороне  выступал «помогающий оратор», либо враждой к его противнику, чтобы  избежать позорного подозрения, будто  они наняты за плату. Впрочем, последнее  - несмотря на запрещение закона – случалось  нередко.

По окончании судоговорения  происходила подача голосов судьями. Каждый голосовал, как ему подсказывала совесть, ибо никакого предварительного совещания между судьями закон  не предусматривал. Голосование было тайным: те из судей, которые желали оправдания обвиняемого, бросали в  сосуд белые (или цельные) камешки; те, кто выступал за обвинение, бросали  черные (или просверленные) камешки.

После подсчета камешков глашатай объявлял результаты голосования. При  равенстве голосов (которое было возможно в случае, если один из судей  уклонился от выполнения своего гражданского долга) подсудимый считался оправданным.

 

 

 

 

Развитие права в Древней  Греции осуществлялось в рамках отдельных  полисов, и уровень развития демократических  институтов в отдельных городах  – государствах находил свое отражение  и в праве.

Утверждение полисной системы  имело результатом активизацию  правотворческой деятельности и  ее постепенное освобождение от религиозно – мифологической оболочки.

На смену не писанным обычаям, толкование которых не редко произвольно  осуществлялся светской греческой  аристократией, приходит закон, выраженный в письменной форме.

Государственное право большинства  стран древнего мира закрепляло монархическую  форму правления, будь то деспотия с  характерным для нее обожествлением власти, сосредоточивающим в руках  все отрасли власти, или ограниченная аристократическими учреждениями царская  власть. Однако в маленьких городах  – государствах (точнее: полисах, ибо  не в каждой такой стране имелся хотя бы один город) в середине I тысячелетия до н. э. зародились демократические режимы, которые в некоторых отношениях остаются и поныне образцами для подражания. Родиной классической демократии древности принято считать аттику и ее главный город -  Афины.

 

Судопроизводство  в древней Индии

Существовали  суды: царские и внутриобщинные. Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистию. Большинство дел рассматривалось общинными, кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до наших дней.

Высшей  судебной инстанцией был суд, в котором  участвовал сам царь (вместе с брахманами и опытными советниками) или замещающая его судебная коллегия. Царский суд, который назывался «суд Брахмы», мог вершиться от имени царя «ученым  брахманом», знатоком дхармы соответствующей  касты, области, шрени (ремесленной корпорации), семьи. В шастрах всемерно подчеркивалась необходимость справедливого добродетельного царского суда. Дхарма царя предписывала ему покровительствовать вдовам, несовершеннолетним (ЗМ. ущ 27--29), при этом подробно оговаривалась его ответственность за нарушение правил правосудия, например присвоение краденого имущества.(ЗМ. VIII. 40), понуждение к началу или прекращению тяжбы (ЗМ. VIII. 43) и др. В качестве истолкователя дхармы мог по желанию царя выступить и неученый брахман, но только не шудра.

Также существовали системы правосудия разных уровней: от царского до внутриобщинного и кастового. Индусская политико-религиозная концепция «богоугодного царя» (девараджи) предписывала царю выполнение важных государственных обязанностей, среди которых особое место занимала охрана подданных, а также осуществление правосудия. с помощью опытных брахманов.

 

Большинство дел, однако, рассматривалось общинными  и кастовыми судами, особенно дела представителей низших шудрянских каст и внесетевых «неприкасаемых».

Судебное  дело начиналось с подачи заявления  и показаний в суде истца, затем  ответчика. В зависимости от характера  дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих исполнение решения  суда. Ответчик при этом не имел права  выдвигать встречного иска (исключения дела о ссорах, кражах, соглашениях  торговцев). Рассмотрение дела прекращалось если ответчик признавал свою вину. В противном случае, ему давалась отсрочка для ответа: первый раз - 3-7 дней, второй раз - 1,5 месяца с целью поиска новых доказательств. Истец должен был оспорить показания ответчика в тот же день, в противном случае, он подлежал штрафу. Бегство и истца, и ответчика - признание вины.

Публичность и состязательность признавались необходимыми условиями ведения дел в суде, что усиливалось наличием у истца  права биться об заклад, который  выплачивался проигравшей стороной в виде определенной сумы.

Эти кастовые местные суды, не входившие  в общую систему государственных  судов, решения в которых выносятся  на основе местных обычаев, упрощенного  толкования дхар-машастр, существуют в Индии и сегодня.

В иерархии доказательств Артхашастр Каутильи на первое место ставит «очевидность вещей», например когда преступник был пойман на месте совершения преступления; на втором месте -- собственное признание вины в содеянном, честное рассмотрение показаний обеих сторон, подтверждаемых показаниями свидетелей, логикой и клятвами. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При согласии обоих сторон и при отсутствии доказательств применялся суд божий - ордалии (испытание весами, огнем, водой простой и священной и ядом). Когда отсутствовали достоверные свидетельства и судьи, исследовавшие дело, не знали, как его решить, прибегали к клятве. Брахман клялся "правдивостью", кшатрий-воин - "колесницами и оружием", вайшья - коровами, зерном и золотом, шудра - "всеми преступлениями".

Не  менее трех свидетелей требуется  для изобличения ответчика, отрицающего  свою вину. В оценке показаний свидетеля  господствует критерий качества свидетеля. Это неизбежно для общества, разделенного на резко отграниченные касты. Свидетеля  себе никто не готовит: им становятся по воле случая. Но чтобы шудра был  свидетелем по делу ".высшего", считалось  недопустимым. Важно не столько то, что говорится, сколько то, кто  говорит. Существенной чертой Законов  Ману является правовой формализм. Независимо от имеющихся доказательств и  даже без их рассмотрения судьи могли  объявить истца проигравшим дело, если, например, оказывалось, что он привел свидетеля, не присутствовавшего  при сделке, или если его свидетель  запутывался в показаниях. Истец, безусловно, проигрывал дело и тогда, когда его свидетель в течение  семи дней после показаний заболевал  или с ним случалось несчастье  от огня, или умирал его родственник: во всем этом видели кару богов.

В Законах Ману особо рассматриваются  правила судебного процесса, связанные  с конкретными делами, с неуплатой  долга, случаями насилия, воровства. Общие  требования, предъявляемые к свидетелям, сопровождаются в шастрах характерными исключениями («как ими должна говорится правда»), предписаниями судье об отношении к свидетелям. В Артхашастрах Каутильи заметен некоторый отход от состязательного характера судебного процесса, о чем свидетельствуют положения о хранении в государственном архиве сведений о специальной «науке по поимке воров», о руководстве по организации пыток, применению наказаний, сопряженных с истязаниями. Шастры признавали в качестве доказательства также и те, что были добыты обманным путем. Важным доказательством в суде считалась клятва. Лжесвидетельство считалось тяжким преступлением. Судопроизводство в Древней Индии, было основанно на варновом, кастовом и иных видах неравенства.

К тому же появится наука права, когда  юристы, сравнивая между собой  различные кодексы или системы  права, обнаружат общее между  ними, представление о праве, содержание которого дано в нем самом, о некоем естественном праве, данном самой природой, о некоей вневременной справедливости получит теоретическое обоснование.

Между тем, как мы видели, и Законник Хаммурапи, и Законы Ману считают рабство  справедливым. Точно так же феодальное право будет исходить из справедливости крепостничества. А когда французская  буржуазная революция отвергнет  и рабство и крепостничество, основной аргумент будет тот же -- справедливость!

Мы  ознакомились с государственностью и правом древневосточных народов. Конечно, мы увидели немало общих  черт и черт особенных. Иначе и  не могло быть. Но главное прослеживается повсюду: государство - восточно-деспотическое, право - при всех своих даже и существенных различиях - стоит на стороне богатства  и знатности.

Тем не менее, именно здесь, на Востоке, возникли и развились земледелие, скотоводство, ремесла, архитектура и т.д., а  вместе с тем государственность  и право, юридическая литература и культура вообще, оказавшие, как  мы теперь знаем, непреходящее влияние  на культуры Древней Греции и Древнего Рима, а значит, и на их юридическую  культуру: юридическое мировоззрение, кодификации права, суд и процесс  вообще.

Вместе  с тем нельзя не видеть, что все  основное, что происходило в хозяйственной  или правовой жизни стран Древнего Востока, не может быть понято вне  рабства как главного фактора  в жизнедеятельности древневосточных  обществ.

Вне рабства, вне того, что связано  с рабством, нет никаких сколько-нибудь существенных правовых отношений вообще. Имеем ли мы дело с семьей, тотчас выступают наружу отношения, связанные  с наложницей-рабыней и ее детьми; с правом продажи в рабство  членов семьи; с рабыней, которая, обманув  хозяина, отдает своего ребенка свободной  женщине; с "дворцом", когда обнаруживается незаконно отданный на сторону ребенок  дворцовой рабыни; с домашним рабством в его разных формах и т.п. Имеем  ли мы дело с воином и его службой, тотчас возникают проблемы, связанные  с его возможным выкупом из плена - рабства. Имеем ли мы дело с  договорами купли-продажи, мены или  найма, мы должны быть готовы к тому, что в качестве "предмета" договора появится раб или рабыня и их дети. Исследуем ли мы судоустройство и  судопроизводство, особое отношение  к рабу-ответчику станет непременной  существенной частью вопроса. Грани  между свободным состоянием и  рабством и очень резки, и очень  условны. На всяком свободном, исключая, может быть, самых привилегированных, лежит неотвратимая печать рабства.

Эта ведущая тенденция исторического  процесса реализовывалась в условиях многообразия конкретных путей и  форм общественного развития географически  полностью или частично разобщенных  народностей. Неоднозначность природно-климатических  условий во многом определяла дифференцированность этого процесса. Не все страны проходили все его стадии одновременно и одинаково. Древние государства окружал обширный мир племен, да и сами государства, общества их обусловившие, были неоднозначны.

Страны  Древнего Востока внесли большой  вклад в развитие мировой цивилизации. Отражая тенденцию, присущую праву  всех народов, находившихся на первоначальной ступени развития юридической мысли, оно долго оставалось обычным  и лишь постепенно становилось писаным. Право состояло в основном из записей  наиболее часто повторяющихся случаев  из судебной практики. Выражая четко  классовую направленность, оно сохраняло вместе с тем и общенациональное предназначение. Важнейшим дошедшим до наших дней памятником права Древнего Востока - являются законы Ману. При этом законы Ману особенно отчетливо фиксируют один из первых в истории юриспруденции подходов к проблеме совмещения права и морали, права и религии. Нарушение правовой нормы рассматривалось и как нарушение морально-религиозных предписаний.

Вместе  с тем праву стран Древнего Востока была присуща высокая  степень национальной обособленности и соответственно своеобразия и  исключительности. Причиной тому во многом стала их относительная географическая разобщенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Исаев И.А. История  государства и права России: Учебник  1999

2. Романовская В.Б. История права зарубежных стран: Учебное пособие. 1999

3.  Орлянский А.В. Римское право.

4. Древнеиндийская философия. Начальный период.  1963.

5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Юрист, 2002.

1 Романовская В. Б. История права зарубежных стран: Учеб. пособие. - Н.Новгород, ННГУ, 1999. С. 27.

  Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права: Учеб. пособие. - СПб., 1996. С. 92.

2 Там же.

1 Романовская В. Б. История права зарубежных стран: Учеб. пособие. - Н.Новгород, ННГУ, 1999. С. 27.

  Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права: Учеб. пособие. - СПб., 1996. С. 94.


Информация о работе Судопроизводство в древней Руси