Судопроизводство в древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 02:31, реферат

Краткое описание

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 46.28 Кб (Скачать)

Судопроизводство  в древней Руси

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и  мужество, были доброта, красота и  истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого  объективного в искусстве и в  науке жизнь показалась бы мне  абсолютно пустой.

Русское искусство в средневековье  определялось христианским мировоззрением. Еще в языческое время на Руси была развита архитектура, в основном древесная: долгое время славились  наши «древодели».   Летописцы оставили нам свидетельство, того что до каменной новогородской Софии на месте Новгородского кремля располагался "тринадцатиглавый деревянный Софийский собор", возведённый новгородцами в конце Х в. Судопроизводство в древней Руси У восточных славян, вполне возможно, были свои деревянные храмы и что они были многоголовыми. Многоглавие, таким образом, было исконно русской чертой зодчества, переняты вдальнейшем искусствоведами Киевской Руси. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храмов, типичная для православных греко-восточных стран.

Судопроизводство в древнем  риме

В то время, Рим был самым могущественным государством. Самая сильная армия, самая большая территория, самый развитый - всё это можно отнести к Риму. На него работало пол мира. Конечно же, это сказалось во всех сферах жизни Великой империи. Остановимся на правой стороне.

Рим являлся лидером в правовом развитии. Именно здесь возникают различные  правовые нормы, законы, обычаи, которые  в дальнейшем распространились по миру, влияние римских норм наблюдается  во многих законодательствах современных  государств. Прошли тысячи лет, а их до сих пор используют.

Законы  Древнего Рима не были идеальны и демократичны. То что в Древнем Риме процветала работорговля - уже о многом говорит. Не будем забывать и о принципе Талиона. Но всё же по сравнению с  другими странами Рим в правовом аспекте шагнул далеко вперёд.

Римское право древнейшего периода отличалось строгостью, формализмом. Особое внимание было уделено урегулированию отношений, связанных с движением имущества  и правом частной собственности, которое рассматривалось как  полное господство собственника над  объектом права.

Уголовное право и судебный процесс в  Римском праве были выбраны нами в качестве темы, в силу того, что  эти правовые институты носят  основополагающий характер и как  следствие имеют значение для  всех отраслей римского права. Это позволяет  в рамках одной работы рассмотреть  целый ряд проблем, касающихся развития римского права и уровня юридической  техники рассматриваемого периода  времени.

В этой главе мы постараемся отразить систему судебных органов в Древнем  Риме.

Рассмотрение  этого вопроса мы считаем необходимым, так как невозможно дать достаточно точную характеристику процесса не представляя  себе тех органов, которые его  непосредственно осуществляют. В  данном случае можно сказать, что  понятие суда как орган а и  суда как непосредственных судебных действий взаимосвязаны : судебный орган, его полномочия и функции, непосредственно определяют предмет разбирательства и форму процесса. В этой работе мы попытаемся в общих чертах показать судоустройство Рима в различные периоды развития государства: царский период, период римской рабовладельческой республики и период империи.

Что касается судебных органов Древнего Рима, то нельзя говорить о какой-либо их системе. В различные периоды  времени их число, структура и  компетенция весьма существенно  изменялись, при этом в Риме не существовало отдельных исключительно судебных органов.

Все органы и должностные лица, выполнявшие  судебные функции, помимо этого занимались так же политической, финансовой деятельностью, административным управлением и  так да лее.

В Царский период ( с.VIII -VI в.д.н.э. ) римское государство еще сохраняло, хотя и в модифицированном виде, практически все органы управления родового строя: Народное собрание ( куриатная комиция ), совет старейшин ( Сенат ) и царскую власть ( Rex ). В этот период истории Рима между органами государственной власти еще не произошло четкого разделения их управленческих функций, и во многом сферы регулируемых ими вопросов часто пересекались. Именно такое положение имело место в отношении судебной власти: и куриатные комиции, и рекс выполняли некоторые судебные функции, о точном содержании которых сведения до наших дней не сохранились.

К VI в.д.н.э. общинная форма государственности изживает себя и ей на смену приходит Римская рабовладельческая республика с ее достаточно сложным аппаратом управления и более четким разграничением компетенции всех органов и должностных лиц. Именно с периодом республики связано появление магистратур, сыгравших огромную роль в становлении всей системы римского права.

Различного  рода судебные функции выполнялись  следующими магистратами: народными  трибунами, преторами, диктаторами  и провинциальными магистратами из числа бывших преторов и консулов.

Народный  трибун, в частности, имел право по своему усмотрению арестовывать любого человека и производить его публичный  допрос.

Претор, большую часть компетенции которого занимали судебные полномочия, непосредственно  производил процессуальные действия, а в ряде случаев ( например экстраординарный процесс).

Кроме того, преторам принадлежало право  толкования законов, что в свою очередь  существенно расширяло их судебные полномочия. На период установления диктатуры  вся полнота власти ( в том числе  и судебной ) принадлежала диктатору, который имел право выносить любые  решения не подлежащие обжалованию.

В провинции власть магистратов «была, по существу, неограниченной», Плиний. Естественная история. XVIII.3.12.8 - 9. то есть им принадлежала вся полнота власти, в том числе и судебной. Кроме того, в период республики несколько возрастает роль народных собраний ( они принимали судебные решения, в отношении которых Сенат не имел права их изменения), сам же Сенат судебным органом не являлся, но мог назначать судебные комиссии и «давать указания о производстве по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов и злонамеренном убийстве» весь материал излагается по «Римскому частному праву» проф.

Дождева Д.В..

С 82 г.д.н.э. по 27 г.д.н.э. в Древнем Риме существовал целый ряд военных диктатур, во время которых судебные правомочия некоторых органов и должностных лиц несколько изменились.

При Сулле произошло значительное снижение роли народных собраний, а Сенат  при обрел ряд судебных правомочий, при Цезаре диктаторская власть включала в себя власть на родных трибунов и  т.п.

С окончанием периода военных диктатур в Риме начинается период империи, состоящий  из двух временных отрезков: принципата и домината. С точки зрения компетенции  судебных органов разница между  этими отрезками времени невелика. В период принципата еще сохранялись  республиканские органы государственной  власти и управления, которые теоретически выполняли ряд судебных функций, но фактически вся судебная власть была сосредоточена в руках императора - ( Октавиан обладал правом высшего гражданского и уголовного суда, Август отнял судебные полномочия у народных собраний плюс был организован ряд новых государственных органов, подчинявшихся непосредственно императору, в состав которых входил и юридический отдел канцелярии), а в период домината ( с 284 г.н.э.) все республиканские органы были упразднены, а магистраты превратились в муниципальных должностных лиц, что означало переход всех судебных органов и должностных лиц в непосредственное подчинение императора.

  Формирование специальных уголовных  судов

Развитие  римского уголовного права, превращение  его в целостную систему было неразрывно с новой организацией уголовной юстиции. Основой этой новой организации стали специальные  суды - постоянные комиссии (quaestio perpetuae), каждой из которых поручался суд по своей категории дел. В большинстве случаев фактом создания особой комиссии для рассмотрения обвинений по новой категории дел и признавалась безусловная наказуемость того или иного действия, что ранее оставалось на усмотрении магистратов, а не закона. Первая постоянная комиссия была организована в 149 году до н. э. по специальному закону, которым было признано наказуемым должностное вымогательство со стороны магистратов, находившихся при исполнении должности. В конце 2-го века до н. э. было признано, что за преступление обвинение может быть возбуждено против любого лица, исполнявшего административную или судейскую должность. Создание системы комиссий пришлось на первую половину 1-го века до н. э., а подавляющее большинство было организовано единовременно по законам Корнелия Суллы, диктатора в 81-79 гг. до н.э.

По  законам Суллы стало 8 постоянных комиссий (с учетом реорганизации  прежних), в которых подлежали  рассмотрению обвинения:

В преступлениях против величия римского народа, или против республики.

Сюда  относились действия, направленные к  уменьшению величия богов, города, сената, оставление армии, а также восстание  против магистратов, попытки их отстранения, умаления власти трибунов. Судебная интерпретация  преступлений была весьма разнообразной (само понятие умаления величия было введено в 102 г. до н. э.). Детализированную квалификацию дал особый закон Юлия Цезаря, который включил в посягательства на величие римского народа передачу врагу земли или людей, поддержку врага, отпуск пленных, дезертирство, заговоры. Наказываться эти преступления должны были преимущественно «запрещением огня и воды».

В вымогательстве и взяточничестве со стороны магистратов или других должностных лиц. Здесь исследовались (с предварительным заключением  особой сенатской комиссии) преступления, совершенные только при исполнении служебных обязанностей. Наказаниями  были штрафы, ограничение в правах, а по закону Юлия Цезаря 59 г. до н. э. (где было дано общее понятие этого  преступления) - изгнание, а также  исключение из членов Сената.

  В злоупотреблениях государственной  казной - это был еще один вид  должностных преступлений, одним  из проявлений которого было, например, хищение священного имущества,  нарушение целостности городских  стен и укреплений. Старое право  придерживалось практики назначения  за это изгнания, а с закона  Юлия Цезаря и здесь применяли  «запрещение огня и воды».

В нарушениях предвыборных правил и подкупе. Впервые понятие этого преступления было введено в 159 г. до н. э., а законы с конкретными запретами появились  в 1-м веке до н. э. За организацию  чрезмерных пиров для избирателей, подкуп влиятельных лиц, а также  за давление на судью в уголовном  разбирательстве виновных ждало  изгнание и связанное с этим ограничение  или лишение прав гражданина.

  В убийстве и приравненных  к нему преступлениях, где главное  место занимало убийство родственников.  По римскому праву далеко не  всякое убийство подлежало преследованию  (так, здесь не разбирались  убийства детей, рабов, иностранцев), но только такое, где можно  было усмотреть посягательство  на величие римского народа, т.е.  убийство гражданина. Сюда же  позднее были отнесены, поджег  на корабле, вытравление плода  женщиной, другие особо злостные  действия, последствия которых однозначно  влекли гибель одного или многих  людей. Наказанием за это прежде  всего была смертная казнь.

В отравлении, что считалось одним  из наиболее опасных преступлений. К самому преступлению приравнивалось также изготовление ядов, разного  рода магические действия с одурманивающими  веществами. Как правило, ответственности  подлежали все, кто прямо или  косвенно обнаружил причастность к  этим действиям. Поэтому несколько  позднее в компетенцию этой комиссии вошли обвинения в бандитизме. Основным наказанием за эти преступления была смертная казнь.

  В публичном насилии, которое  включало в себя действия, помешавшие  магистрату отправлять свои обязанности,  а также все, что нарушило  общественное спокойствие. Сюда  же позднее отошли и обвинения  в насилии против частных лиц  (не связанные ни с оскорблениями,  ни с отнятием имущества; что  считалось частными деликтами). Виновных  в публичных насилиях наказывали  «запрещением огня и воды»,  «Римское частное право» под  ред. проф. Новицкого И.Б. и проф. Перетерского И.С.

  В обмане, куда входили самые  разнообразные по виду преступления: от фальшивомонетчества до злоупотребления  доверием при частных сделках,  включая обмеривание, обвешивание,  изготовление фальшивых завещаний  и т.д. Преступление это считалось  также недостойным для римского  гражданина и наказывалось «запрещением  огня и воды».

Законодательство  Суллы не только создало восемь основных категорий преступлений, но внесло и существенные коррективы в старые понятия частных деликтов. Многое из того, что ранее входили в  сферу чисто гражданской ответственности, было криминализировано: избиение, нанесение  телесных повреждений, вторжение в  чужой дом для этих действий - и от ныне наказывалось штрафами и  лишением чести. По обвинениям в коррупции  было введено новое наказание  в виде 10- летнего запрета избираться в магистраты.

Председателями  комиссий были преторы - число их было увеличено до восьми (либо особый судья  без прав магистрата). От руководства  комиссиями отстранялись только городской  и перегринский преторы. Хотя комиссии назывались постоянными, состав их был различен и непостоянен: в каждую назначалось от 350 до 450 судей. Судьями считались внесенные в особые судейские списки граждане высших сословий - сенаторы и всадники, которые судили и гражданские дела (это было единственное, что роднило римское уголовное и гражданское судопроизводство). Членами комиссий не могли быть народные трибуны, квесторы, военные трибуны первых четырех легионов, родственники сенаторов, а также лица моложе 30 и старше 60 лет. Для каждого процесса из общего списка судей, числящихся за нею, избиралось свое количество, либо начинали слушать дело все судьи комиссии, а далее их число сокращалось. Рассмотрение дел по существу обвинения коллегией граждан - фактически судом присяжных стало важнейшим принципом развитой уголовной юстиции в Риме.5

Информация о работе Судопроизводство в древней Руси