Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:37, курсовая работа
Значительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка, который детально регламентируется законами. Закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях, а это означает, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при соблюдении гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и уголовно-процессуального законодательства. Все процессуальные предписания направлены на установление истины и принятие законного обоснованного и справедливого решения.
В данной работе, рассматриваются суды общей юрисдикции Российской Федерации. В настоящее время суды общей юрисдикции достаточно приближены к народу Российской Федерации. Все основные дела решаются именно в этих судах.
В данной работе, показана значимость в судебной системе судов общей юрисдикции. Раскрыты основные задачи, принципы организации, и компетенцию этих судов.
Дана характеристика каждого из звеньев судов общей юрисдикции. А также указаны требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, процедуру наделения лица полномочиями судьи, характеристику прав и обязанностей судей.
Введение………………………………………………………………………….2-3
1. Понятие, система и структура судов общей юрисдикции в Российской Федерации ………………………………………………………………………..4-5
Законодательство о судах общей юрисдикции………………………………6
1.2 Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации…..7-8
2. Верховный Суд РФ: состав, структура, полномочия ………………………9-12
2.1. Компетенция Верховного суда РФ…………………………………………13
3. Верховные суды республик, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, их место в судебной системе
3.1. Порядок образования верховных судов республик, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов……….14-15
3.2 Компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа………………………………………………………………………………..16
4. Районный суд РФ его компетенция и структура…………………………17-19
5. Военные суды РФ: компетенция и структура……………………………20-27
Заключение …………………………………………………………………….28-29
Список использованной литературы …………………………………………..30
. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:5
1) президиума суда;
2) судебной коллегии по гражданским делам;
3) судебной коллегии по уголовным делам.
. В целях приближения
правосудия к месту нахождения
или месту жительства лиц,
3.2 Компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
. В порядке, установленном федеральным законом, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
4. Районный суд РФ его компетенция и структура.
Районный суд создается
Районный суд может быть создан
также в судебном районе, территория
которого охватывает имеющие общие (смежные)
границы территории нескольких районов
или иных соответствующих им административно-
. Районный суд формируется в
составе председателя
. В целях приближения
Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.
В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.
Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
структура районного суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним.
При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда.
Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ с учетом законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть избраны в том же порядке без ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 65 лет.
Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.
Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (завканцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку.
5. Военные суды РФ его компетенция и структура
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999г. «О военных судах Российской Федерации» военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации. Их создание и упразднение осуществляется на основании федерального закона. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным Судом Российской Федерации.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, его заместители — Советом Федерации по представлению председателя Военной коллегии. Все другие судьи военных судов, включая председателей и их заместителей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов, — указами Президента Российской Федерации, после прохождения соответствующей процедуры отбора и выдвижения на должность.7
В состав военных судов помимо военнослужащих, имеющих офицерское звание, входят и непрофессиональные судьи — присяжные заседатели. Их статус и порядок привлечения к участию в осуществлении правосудия в военных судах определяется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции».
Военные суды — не специализированные суды, а суды общей юрисдикции, т.е. осуществляют правосудие, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Основными задачами при рассмотрении дел, как установлено упомянутым Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г., являются обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, прав и интересов органов государственной власти и местного самоуправления.
Подсудность военных судов включает рассмотрение уголовных дел о преступлениях военнослужащих, а также гражданских и административных дел. Таким образом, в сферу полномочий военных судов включено, во-первых, рассмотрение дел не только в отношении военнослужащих, но и гражданских лиц, и, во-вторых, речь идет не о воинских преступлениях, а о любых преступлениях военнослужащих. .
Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента. Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими. В противном случае в отношении их дело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п. 7 ст. 31 УПК РФ). Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.
Военным судам подсудны
гражданские дела о защите нарушенных
или оспариваемых прав и свобод и
охраняемых законом интересов военнослужащ
Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других.
К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и на неприкосновенность жилища.
Система военных судов согласно упомянутому Федеральному конституционному закону включает три звена: Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.
Военная коллегия действует в составе Верховного Суда Российской Федерации и является непосредственно высшей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Структура Военной коллегии включает председателя, его заместителей, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда Российской Федерации.
К полномочиям Военной коллегии как суда первой инстанции отнесены рассмотрение дел:
-
об оспаривании ненормативных
актов Президента Российской
Федерации, нормативных актов
Правительства Российской
- преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного cvда военнослужащие, депутаты парламента (по их ходатайствам), а также дела, отнесенные федеральным законом к ее подсудности.
Военная коллегия выступает как кассационная инстанция по делам окружных (флотских) судов и как надзорная — по всем делам, рассмотренным военными судами всех уровней.
Председатель Военной
коллегии (заместитель Председателя
Верховного Суда Российской Федерации)
вправе участвовать в рассмотрении
дел Военной коллегией и
Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Окружной суд образуется в составе председателя, его заместителей, президиума суда, судебных коллегии или судебных составов и аппарата суда.
Окружной (флотский) суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции областного и равного ему звена, в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы. Выступает в качестве кассационной и надзорной инстанций по делам, рассмотренным гарнизонными военными судами, и надзорной—по постановлениям и определениям, принятым окружным судом в качестве второй инстанции.