Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:16, курсовая работа
Суд считается основным участником уголовного процесса. Только суду принадлежит право признать лицо виновным в совершении преступления, назначить ему определенную меру наказания, применить к лицам, участвующим в уголовном судопроизводстве определенные принудительные меры, ограничивающие конституционные права и свободы.
Только суду предоставлена возможность осуществлять судебную власть. Никакие иные государственные органы и должностные лица пользоваться судебными полномочиями не могут. Только суду принадлежит право осуществлять правосудие, что закреплено в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом".
2. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ СУДА
2.1. Функции и полномочия суда на досудебных стадиях
Судебный контроль за законностью предварительного расследования уголовных дел предусматривался еще уставом уголовного судопроизводства 1864 г. В то время он осуществлялся в двух формах – контроля за рассмотрением окружным судом жалоб на действия судебного следователя и заключений прокурора о прекращении или приостановлении предварительного следствия и за деятельностью судебной палаты в качестве камеры предания суду. При этом последний порядок звался в литературе ревизионным и считался обычным, а первый – исключительным.
Соблюдению процедуры
обжалования действий судебного
следователя придавалось
Нельзя не отметить мудрость
подхода дореволюционных
Если же обратиться к действующему
УПК РФ, то окажется, что объем
судебно-контрольной
Реализация полномочий суда в досудебном производстве осуществляется с помощью различных процедур, которые существенно отличаются друг от друга. Схематично их можно разбить на следующие группы3:
- избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и продление срока содержания под стражей (ст. ст. 107, 108, 109 УПК РФ);
- помещение подозреваемого,
обвиняемого, не находящегося
под стражей, в медицинский
или психиатрический стационар
для производству судебно-
- временное отстранение обвиняемого от должности (ст. 114 УПК РФ);
- рассмотрение жалоб на
действия (бездействие) и решения
прокурора, следователя,
Статьей 118 предусмотрены
полномочия суда по наложению денежного
взыскания за неисполнение участниками
уголовного судопроизводства процессуальных
обязанностей, в том числе допущенных
в ходе досудебного производства.
Вопрос об обращении в доход государства
залога на различных стадиях
Наиболее существенное отличие
процедур друг от друга заключается
в сроках рассмотрения ходатайств и
жалоб. Так, при решении вопроса
об избрании меры пресечения в виде
заключения под стражу или домашнего
ареста постановление о возбуждении
соответствующего ходатайства судья
обязан рассмотреть в течение 8 часов
с момента поступления
Предложенная УПК модель
судебного контроля над предварительным
следствием не свободна от внутренних
противоречий, связанных с определением
статуса суда. Широкие полномочия
в досудебном производстве предоставлены
суду при явном недостатке процессуальных
прав, необходимых для их надлежащего
отправления. В частности, при решении
вопросов, отнесенных к компетенции
суда в предварительном
Скупость российского
законодателя при наделении суда
полномочиями по осуществлению судебного
контроля ясно выявляется при обращении
к зарубежному
Противоречива и уголовно-процессуальная функция суда в досудебном производстве. Если прокурор, давая согласие на обращения следователя (дознавателя) в суд с ходатайством об избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения (ч. 3 ст. 108 УПК РФ) либо, например, о производстве обыска в жилище (ч.1 ст.165 УПК РФ), считается осуществляющим уголовное преследование, то суд, явно способствующий своими решениями уголовному преследованию, провозглашается законом органом правосудия, разрешения дела.
Между тем реализованная в УПК РФ модель судебного контроля являлась безальтернативной. Предлагалось вернуться к модели судебного контроля, предусмотренной УПК РСФСР 1923 г. В соответствии со ст. 212 УПК 1923 г. жалобы участников уголовного процесса на действия следователя, нарушающие или стесняющие их права, подавались прокурору того района и суда, где состоял следователь. В случае несогласия жалобщика с постановлением прокурора последнее могло быть обжаловано им в губернский суд.
Такое решение представляется предпочтительным.
Во-первых, оно охраняет суд от опасных крайностей - превращения в фактического руководителя предварительного расследования, что ставит под сомнение его беспристрастность, либо обращения в «камеру штемпелевания» решений органов, ведущих предварительное расследование.
Во-вторых, путем преобразования
в орган, преимущественно разрешающий
жалобы на постановления прокурора,
суд действительно, а не формально
освобождается от осуществления
обвинительной деятельности. В-третьих,
предотвращается возможность
В рамках предлагаемой новой
(УПК РФ) ипостаси суда как органа
по большей части разрешения жалоб
на постановления прокурора права
суда должны быть расширены. В частности,
суд не может быть связан содержанием
поступивших жалоб, должен иметь
право истребовать у
Уголовно-процессуальная функция суда в досудебном производстве должна определяться с учетом:
а) назначения досудебного производства;
б) необходимости предотвращения смешения уголовно-процессуальных функций прокурора и суда.
Назначение досудебного производства по уголовному делу состоит в том, чтобы собрать необходимые и достаточные доказательства для решения вопроса о виновности подсудимого в судебном заседании.
В судебном разбирательстве на суд возложена обязанность рассмотреть и разрешить уголовное дело, поэтому при осуществлении своих полномочий в досудебном производстве он заинтересован в законном, полном, всестороннем и объективном расследовании. Однако ведущая роль в решении задач досудебного производства отводится не суду, а прокурору. Его государственно-правовая функция блюстителя законности проявляется там, в норме уголовно-процессуальной функции надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст.37 УПК РФ). Выполнение этой функции должно обеспечить эффективное и успешное решение задач предварительного расследования и осуществление уголовно-процессуальной функции прокурора в судебном разбирательстве – обличения подсудимого перед судом. Что касается указанного в ч. 1 ст.37 УПК РФ в качестве функции прокурора уголовного преследования, то этот вид уголовно-процессуальной деятельности представляет собой одну из форм осуществления процессуальных функций прокурора (а также следователя, дознавателя), но не саму функцию. Поэтому нельзя разделить позицию законодателя, причислившего указанных субъектов к стороне обвинения (гл. 6 УПК РФ).
Рассмотрим теперь полномочия суда при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции.
2.2. Функции и полномочия суда при разрешении уголовных дел в суде первой инстанции
В науке уголовного процесса общепризнано, что функцией суда в стадии судебного разбирательства является осуществление правосудия путем разрешения уголовного дела. Поэтому необходимо рассмотреть понятие правосудия (применительно к уголовному процессу).
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 118 Конституции РФ «судебная власть осуществляется посредством... уголовного судопроизводства», «Правосудие в РФ осуществляется только судом»4. Термин «правосудие» используется в Конституции для обозначения важнейшего направления деятельности суда при осуществлении судебной власти путем судопроизводства (например, уголовного). Однако «правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности», – отмечается в комментарии к Конституции РФ. Из этого следует, что правосудие осуществляется не во всех стадиях уголовного процесса, ибо, в частности, признать обвиняемого виновным и назначить ему меру наказания можно лишь приговором, а он постановляется только по итогам судебного заседания суда первой или апелляционной инстанции (п. 28 ст. 5 УПК РФ).
Однако в соответствии с п. 50 ст. 5 УПК судебное заседание есть процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу. Иными словами, в уголовном судопроизводстве деятельность суда в любом судебном заседании признается осуществлением правосудия. Таким образом, по сравнению с Законом «О судоустройстве РСФСР» содержание понятия правосудия в УПК существенно расширено: по сути, законодатель попытался отождествить «осуществление судебной власти путем уголовного судопроизводства» и «осуществление правосудия по уголовным делам». Решение более чем спорное, поскольку правосудие есть важнейшее, но не единственное полномочие судебной власти и суда как ее носителя.
Наука уголовного процесса
не выработала общепризнанное определение
правосудия. В процессуальной литературе
имеется несколько точек
А.Д. Бойков считает, что правосудие по уголовному делу есть «государственная деятельность, осуществляемая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел об общественно опасных деяниях и иных правонарушениях, влекущих применение (или отказ от применения) путем принятия общеобязательного решения (акт правосудия) существенных мер государственного принуждения... в целях борьбы с правонарушениями и преступностью, укрепления социалистического правопорядка, защиты интересов государства, прав и свобод советских граждан».5
К.Ф. Гуценко понимает под правосудием «осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.6
О.Л. Васильев полагает, что правосудие по уголовному делу это основанное на законе всестороннее, полное и объективное исследование судом всех его обстоятельств, для установления события преступления и лиц, виновных в его совершении, а также для справедливого наказания преступников.7
Как видим, в главном – определении основных признаков правосудия – приведенные понятия совпадают.
Собственный подход к определению правосудия предлагает В.Л. Нажимов. Правосудие он рассматривает как особый вид государственной деятельности по охране общественных отношении путем применения права к конкретным общественным конфликтам с использованием в необходимых случаях существенных мер государственного принуждения. Приведенные выше определения В.Л. Нажимов считает тавтологичными: с одной стороны, суд – орган правосудия, с другой – правосудие есть деятельность суда. Это ценное замечание. Получается, что принцип осуществления правосудия только судом лишен самостоятельного содержания, так как не предполагает существования альтернативного решения.
Информация о работе Суд как обособленный участник уголовного судопроизводства