Стадия возбуждения уголовного дела: понятие, задачи, участники, итоговые решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:54, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы – дать понятие стадии возбуждения уголовного дела и ее назначения в уголовном процессе.
Задачи курсовой работы:
- отразить понятие возбуждение уголовного дела;
- дать характеристику стадии возбуждения уголовного дела.

Оглавление

Введение
Глава I. Понятие возбуждения уголовного дела
Глава 2. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела
Глава 3. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.
Глава 4. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
Глава 5.Итоговые решения стадии возбуждения уголовного дела
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат правоохранительные органы.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Обычно заявителем выступает  пострадавший или очевидец преступления, но им может быть и лицо, которому о преступлении стало известно с чьих-то слов.

Анонимные заявления поводом к возбуждению уголовного дела служить не могут. Но отреагировать на подобную информацию (письменную, устную), т.е. не заявление, а сигнал о преступлении обязан орган дознания, прежде всего – оперативные органы  полиции. В соответствии с Приказом МВД РФ № 140 от 1 марта 2012 года4  такое сообщение должно быть проверено оперативным путем и в случае его подтверждения принимаются соответствующие меры, составляют рапорт об обнаружении признаков преступления и материал передают в орган дознания или следствия для проверки  и возбуждения уголовного дела.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о  преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также  даты и времени его принятия.

Второй повод к возбуждению  уголовного дела – явка с повинной. Заявление о явке с повинной определяется как добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ч1 ст.142 УПК РФ). Оно может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление заноситься в протокол, который подписывается явившемся с повинной и дознавателем, следователем или прокурором, составивший протокол. Явка с повинной является особым обстоятельством, смягчающим наказание (п. «и» ст.61 УК РФ). От явки с повинной следует отмечать чистосердечное раскаяние, а также показания, сделанные подозреваемым на допросах после задержания в порядке ст.92 УПК РФ, в которых он признал свою вину.

 К числу сообщении  о  совершенном или готовящемся  преступлении, полученных из иных источников, следует относить любые письменные сообщения от любых предприятии, учреждении, организаций (в том числе общественных), опубликованные в печати статьи, заметки и письма о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, а также факты непосредственного обнаружения органом дознания, следователем. Согласно ст.143 УПК РФ, сообщение принимается лицом, получившим данное заявление, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Данный рапорт призван служить самым первым процессуальным  документом, открывающим  стадию возбуждения уголовного дела в тех случаях, когда извне не поступало никакого другого документального  источника информации о преступлении, т.е. когда орган дознания, следователь признаки такого преступления обнаружили сами, в процессе осуществления своих повседневных правоохранительных функций (дежурная часть, патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные, уголовный розыск и др. службы).

В отличие от сообщений о преступлениях, полученных из иных источников, информация, содержащаяся в постановлении прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, не нуждается в каком-либо дополнительном процессуальном оформлении. Сообщение о преступлении в этом случае поступает в распоряжение органов предварительного расследования уже оформленным в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, в связи с чем оно может и должно сразу по получении использоваться в качестве полноценного повода для возбуждения уголовного дела5.

Сегодня единственным поводом для возбуждения уголовных  дел о налоговых преступлениях (ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ) служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ). Однако ни законодательно, ни ведомственными актами не дано понятие материалов налоговых органов, не установлен перечень этих материалов и не указан конкретный, индивидуально определенный источник, служащий предпосылкой для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении.   Повод как элемент процессуальной формы - это всегда единичный документ: заявление, явка с повинной, рапорт, постановление прокурора. Значит, и применительно к поводу для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении, несмотря на законодательное употребление понятия "материалы", т.е. множество различного рода документов, необходимо определить четко и однозначно тот официальный документ, который является собственно источником первичных сведений о совершенном налоговом преступлении6.

     Перечень  указанных  в ч.1 ст. 140 УПК РФ поводов для возбуждения уголовного дела является исчерпывающим и каждый из них именуется законным поводом.

 Однако, одного повода  для возбуждения уголовного дела недостаточно, ч.2 ст. 140 УПК указывает еще и на необходимость наличия основания, т.е. достаточных данных указывающих на признаки преступления.

Из этого следует  то, что основанием к возбуждению  уголовного дела являются данные о  том, что:

   Во-первых, деяние, о котором поступило заявление или сообщение вообще имело место в действительности.

   Во-вторых, это  деяние действительно содержит  признаки преступления. Неизвестность  лица, совершившего преступление, неясность  тех или иных обстоятельств совершения преступления ни в коей мере не должны препятствовать возбуждению уголовного дела. Все эти обстоятельства будут установлены в стадии предварительного расследования. Но как бы то ни было, материалы, по которым решается вопрос о возбуждении уголовного дела, должны содержать серьезные данные для предположения о том, что в действительности было совершено преступление. Уголовное дело не может быть возбуждено на основании лишь одних догадок и предположений.

   Большое значение  имеет вопрос, каков должен быть объем фактических данных, обосновывающих вывод о наличии преступного деяния. В каждой стадии уголовного процесса все фактические данные оцениваются по внутреннему убеждению соответствующих должностных лиц. Поэтому, вопрос о достаточности данных для вывода о наличии готовящегося или совершенного преступления, в каждом конкретном случае решается тем лицом, которое рассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела. Но во всех случаях эти данные должны быть подвергнуты всесторонней оценке

         Как бы подводя итог, можно сказать что, поводы и основания к возбуждению уголовного дела, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, являются теми правилами, которые обеспечивают законность и обоснованность возбуждения уголовного дела и только лишь их наличие обуславливает производство по уголовному делу.

 

Глава 4.  Процессуальный порядок  возбуждения  уголовного дела

Сейчас УПК РФ обязывает соответствующие органы и должностных лиц не только принять сообщение о любом преступлении, но и проверить его, установлены также и сроки проверки сообщения о преступлениях - 3, 10 и даже 30 суток. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ).

Кроме того, до возбуждения уголовного дела в настоящее  время может быть проведено не одно следственное действие, как это допускалось по УПК РСФСР 1960 г. (осмотр места происшествия), а значительно больше: осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ); осмотр трупа (ч. 4 ст. 178 УПК РФ); освидетельствование (ч. 1 ст. 179 УПК РФ).

Представляется  очевидным, что полноценно "исследовать" документы, предметы и трупы можно только посредством производства судебной экспертизы, назначаемой после возбуждения уголовного дела. К тому же, например, закон предусматривает обязательное назначение судебной экспертизы для установления причин смерти, характера и степени вреда, причиненного здоровью (п. п. 1 и 2 ст. 196 УПК РФ), а это допустимо только после возбуждения уголовного дела. В целях проверки сообщений о преступлениях ежегодно берутся объяснения от многих тысяч граждан, которые в дальнейшем снова вызываются к дознавателю или следователю для допроса в качестве свидетелей. Порой за время проверки утрачиваются важные доказательства по делу, а их можно было бы сохранить, выполняя следственные действия после возбуждения уголовного дела. Очевидцы, например, могут умереть или уехать в другую страну, а преступник может создать для себя ложное алиби и т.д. Отмеченное вполне способно серьезно затруднить расследование преступления, а иногда сделает невозможным его раскрытие.

Следственные  действия, выполняемые в настоящее время до возбуждения уголовного дела, то в юридической литературе применительно к данному обстоятельству верно замечено: "применение таких действий может иметь место только в ходе расследования, т.е. после разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела. В противном случае стирается грань между расследованием как особой формой деятельности государственных органов и иными видами действий, связанных с проверкой данных о совершенном или предполагаемом преступлении. Более эффективному проведению расследования они служить не могут, поскольку их проведение не возбраняется при наличии возбужденного дела. Проведение их до возбуждения уголовного дела противоречит самой природе, принудительному характеру, особому основанию государственно-властного принуждения, применяемого в ходе уголовного процесса. Проведение их до возбуждения уголовного дела противоречит самой природе, принудительному характеру, особому основанию государственно-властного принуждения, применяемого в ходе уголовного процесса 7.

 

Изложенное  позволяет, на наш взгляд, сделать вывод: предварительная проверка сообщений о преступлении законодательно закреплена как обязательная, однако процессуальный порядок  проверочных действий  не урегулирован. 

 

Глава  5. Итоговые решения стадии возбуждения уголовного дела

 

Стадию возбуждения  уголовного дела завершает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела.

При наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь обязан в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело. В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть  указаны день, месяц, год, время (час и минута принятия решения о возбуждении уголовного дела), населенный пункт его составления, должность, звание, фамилия и инициалы должностного лица, которым оно составлено, повод и основание к возбуждению уголовного дела, пункт, часть и статья УК РФ, по признакам которого оно возбуждается, ссылка на ст.145,146 (или 147) ч.1 ст.156 УПК РФ, а также собственно решение о возбуждении уголовного дела, о принятии уголовного дела к производству, о направлении копии постановления заявителя и подозреваемого о принятом решении.

Копия постановления  о возбуждении уголовного дела немедленно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении  уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела может быть обжаловано в судебном порядке (ст.125 УПК РФ).

В возбуждении уголовного дела должно быть отказано не только при  отсутствии оснований для такого возбуждения, но и при наличии  оснований и одновременном наличии обстоятельств, исключающих движение уголовного дела, таких как истечение сроков давности, смерть подозреваемого, отсутствие заявления потерпевшего, когда такое заявление необходимо по закону, наличие акта амнистии и другое (ст.24 и 27 УПК РФ). Отказ о возбуждении уголовного дела из-за отсутствия в деянии состава преступления (п.2 ч.1 ст.47 УПК РФ) допускается лишь в отношении конкретного лица.

Особое значение постановления прокурора в качестве повода для возбуждения уголовного дела выражается в дополнительных гарантиях обоснованности принятия решения при отказе в возбуждении уголовного дела по этому поводу. В соответствии с ч. 1.1 ст. 148 УПК, введенной ФЗ от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ, решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа. Следовательно, если по иным поводам при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела самостоятельно, то по этому поводу следователю требуется согласие руководителя следственного органа8.

Если при отказе в возбуждении уголовного дела выясняется, что сообщение о готовящемся или совершенном преступлении носило характер заведомо ложного доноса (ст.306 УК РФ) или другого уголовно наказуемого деяния, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос, дать ему юридическую оценку и решить вопрос о возбуждении дела публичного обвинения на общих основания и в обычном порядке. Если решение об отказе в возбуждении уголовного дела принято по результатам  сообщения о преступлении,  опубликованного в средствах массовой информации, то информация о таком отказе также подлежит опубликованию с тем, чтобы ложное сообщение о преступлении было аннулировано и общество знало бы о действительном положении дела (ч.3 ст.148 УПК РФ). Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть в течении 24 часов направлена прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел данным органом, и заявителю с обязательным разъяснением права на обжалование и порядка обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Информация о работе Стадия возбуждения уголовного дела: понятие, задачи, участники, итоговые решения