Прокурор в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:55, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших средств борьбы с преступностью являются уголовно-правовые меры, возникновение и развитие которых связано с реакцией общества и государства на преступления, т.е. правонарушения против личности, общества или государства, признаваемые государственной властью наиболее опасными и запрещенные уголовным законом под угрозой наказания.
Для обеспечения задач, стоящих перед уголовным правом, существует уголовно-процессуальное право и регулируемый им уголовный процесс, который, как и уголовно-процессуальное право, детерминирован уголовным правом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Прокурор как субьект уголовного процесса……………………………….......6
2. Участие прокурора в основных стадиях уголовного процесса. ……...……..11
3. Прокурор в струкруре уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу………………………………………………………………..11
4. Полномочия прокурора в досудебном производстве…………………………18

Заключение……..…………………………………………………………………..22
Список литературы………..………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

прокурор.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Важной особенностью процессуального  положения прокурора на досудебных этапах производства по делу является то, что в содержание его надзорной  деятельности входит право решать по существу процессуальные вопросы, возникающие по делу.

На предварительном следствии  и дознании прокурор вправе выносить постановления по делам, расследуемым следователем или дознавателем, давать указания, обязательные к исполнению названными лицами по вопросам: квалификации преступления; объема обвинения; прекращения уголовного дела; избрания отмены или изменения меры пресечения; производства отдельных следственных действий; соединения и выделения уголовных дел; признания лиц гражданскими истцами или потерпевшими; обеспечения прав участников процесса и т.п. Посвятив ч. 3 ст. 37 УПК указаниям прокурора органам дознания, дознавателю, следователю, законодатель особо связал их обязательную силу с соблюдением письменной формы. Обжалование вышестоящему прокурору органом дознания и дознавателем этих указаний не приостанавливает их исполнения. Обжалование указанных актов следователем влечет аналогичные последствия, за исключением семи случаев, предусмотренных ч.3 ст.38 УПК. Указания следователю (как и дознавателю) могут быть даны по любому делу и на любом этапе расследования. Дача указаний - это процессуальный акт прокурора. В то же время прокурор может дать указания следователю, не принимая решения по делу (как самостоятельного акта). Указания могут быть даны в связи с принятием решения и зафиксированы в постановлении (например, в постановлении о возвращении дела для дополнительного следствия). Указания прокурора обязательны не только для следователей и дознавателей, но и для руководителей следственных отделов и органов дознания.

Кроме того, уголовно-процессуальный закон наделяет прокурора правами: участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых  случаях лично производить отдельные  следственные действия по любому делу; возвращать дела для дополнительного расследования; передавать дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК с обязательным указанием оснований передачи; прекращать уголовные дела (п.2 ч.1 ст.221 УПК); отменять постановления следователя о прекращении дела (ст.214 УПК) и т.д.

Закончив расследование, следователь  составляет обвинительное заключение, а дознаватель - обвинительный акт (утвержденный начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт), передает дело в суд (ст.222, п.1 ст. 226 УПК). При этом обвинение может быть изменено в сторону смягчения (п.2 ч.2 ст.221, ч.2 ст.226 УПК).

Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования распространяется не только на лиц, осуществляющих следствие и дознание, но и на начальников следственных отделов и их заместителей; обвиняемых, подозреваемых и их защитников; потерпевших, гражданских истцов и их представителей, а также на всех других субъектов уголовно-процессуальных отношений.

Генеральный прокурор в приказе  №31 от 18 июня 1997 г. "Об организации  прокурорского надзора за предварительным  следствием и дознанием" потребовал от подчиненных прокуроров: считать  важнейшей обязанностью прокуроров, следователей и органов дознания защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений; внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений; принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, к возмещению причиненного ущерба. При этом он обязал прокуроров использовать всю полноту полномочий для выявления и предупреждения в процессе расследования нарушений законности, прав граждан; тщательно проверять обоснованность применения мер процессуального принуждения, обысков, обеспечения права на неприкосновенность жилища; немедленно пресекать всякие проявления незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при собирании доказательств; осуществляя прокурорский надзор за законностью и обоснованностью задержаний и арестов граждан - исходить из того, что эти действия, связанные с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, должны проводиться в точном соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Генеральный прокурор РФ счел необходимым специально потребовать от подчиненных прокуроров не допускать использования задержания и заключения под стражу как средства получения от подозреваемого или обвиняемого признания вины в совершении преступления.

Придавая важнейшее значение надзору за раскрытием преступлений, и в первую очередь тяжких, Генеральный прокурор предписал:

  • акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления;
  • следить за недопустимостью использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка;
  • проверять, реализуются ли в полной мере возможности процессуального взаимодействия следователей и органов дознания;
  • активно использовать, предоставленное прокурору Законом об ОРД право давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях получения информации об обстоятельствах, имеющих значение для дела, розыска скрывшихся обвиняемых и подозреваемых;
  • принимать своевременные меры к организационному обеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступлений, должному взаимодействию следователей и органов дознания.

Прокуроры, их заместители, либо другие ответственные работники  прокуратуры обязаны лично выезжать на место происшествия по делам об убийствах, о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках.

Прокурорам предписано не реже одного раза в месяц проверять  исполнение законов о мерах по установлению и розыску лиц, совершивших  преступления, по делам, приостановленным производством на основании пп.1 и 2 ч.1 ст. 208 УПК; принимать меры к устранению причин и условий, способствовавших уклонению обвиняемого от следствия и суда.

В процессе осуществления надзора  в стадии предварительного расследования  прокурор обязан следить за:

а) правильным решением вопросов о подследственности;

б) соблюдением порядка  возбуждения ходатайств о продлении  сроков содержания под стражей;

в) выполнением установленных  законом процессуальных сроков;

г) обеспечение представления в  суд достаточных материалов, подтверждающих необходимость ограничения прав граждан в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ (ограничение тайны переписки, телефонных переговоров и т.п., а также неприкосновенности жилища);

д) обоснованностью решений о  соединении и выделении дел;

е) законностью и обоснованностью  процессуальных актов, вынесенных в  ходе расследования;

ж) соблюдением требований УПК при  окончании расследования и др.

Генеральный прокурор специально обратил внимание прокуроров на необходимость  давать согласие на освобождение лица от уголовной ответственности и прекращение дела в связи с деятельным раскаянием, примирением потерпевшего с обвиняемым, изменением обстановки, возможностью исправления несовершеннолетних путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех материалов, подтверждающих доказанность факта совершения преступления, и условий освобождения лица от уголовной ответственности.

Прокурор обязан осуществлять надзор на протяжении всего расследования. Кроме того, законом предусмотрено направление следователем и органом дознания прокурору копий ряда постановлений, а также уведомлений о проведенных действиях.

Следует отметить ту новеллу, которая внесена в порядке  дополнения ч.4 ст.37 в связи с новыми полномочиями следователей и дознавателей. Ее суть состоит в том, что в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному делу.

В обязанность прокурора, наконец, входит рассмотрение жалоб  на действия органов дознания или  следователя (ст. 124 УПК). Деятельность по проверке жалоб - это не только средство обеспечения прав и законных интересов  граждан и организаций, но и способ обнаружения и устранения нарушений закона в ходе расследования.

Следствие, производимое органами прокуратуры  и внутренних дел, хотя и носит  наименование предварительного (окончательное  решение по уголовному делу принимает  суд), тем не менее, при его производстве определяется характер и объем обвинения, правовая оценка преступления, что в свою очередь предопределяет вид и размер наказания, устанавливается круг доказательств по уголовному делу, в пределах которого, как правило, проводится судебное разбирательство. Правильно организованное предварительное следствие и дознание, а также осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов при их производстве представляют собой одну

из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления, его полного, объективного и всестороннего расследования, а в конечном итоге постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

 

Полномочия  прокурора в досудебном производстве.

 

Главное новшество УПК  РФ - передача от прокурора суду полномочий, затрагивающих наиболее важные конституционные права и свободы человека и гражданина.

Закон гласит, что в  ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следующих процессуальных действий:

  • применение мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
  • продления срока содержания под стражей;
  • помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для проведения соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  • производство осмотра жилого помещения при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • производство обыска и выемки в жилом помещении;
  • производство личного обыска;
  • производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
  • наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях;
  • наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или хранении в кредитных организациях;
  • временное отстранение обвиняемого от должности;
  • контроль и запись телефонных и иных переговоров (п.5 ч.2 ст.37 УПК РФ).

Конечно, ответственность  за незаконные аресты и обыски теперь прокурор будет делить с судом, однако ответственность у него остается, так как дача прокурорского согласия на то или иное процессуальное действие - это средство прокурорского надзора и без него суд не вправе не только решить вопрос по существу, но даже принять к рассмотрению соответствующее ходатайство.

К тому же объем работы прокурора не уменьшится, а заметно  увеличится: до дачи согласия он должен будет изучить материалы дела, произвести необходимые следственные действия для того, чтобы уяснить ситуацию. Прокурор будет участвовать в судебном заседании при рассмотрении ходатайства следователя; он обязан позаботиться о том, чтобы постановление судьи своевременно поступило к нему, и проконтролировать его исполнение.

УПК предусмотрел ряд  особенностей производства по уголовным  делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной  Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Федерации; Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты; прокурора, следователя, адвоката.

Решение о возбуждении  уголовного дела в отношении этих лиц, а также о привлечении  их в качестве обвиняемых (если уголовное  дело было возбуждено в отношении  других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления) принимается прокурором соответствующего уровня в порядке, предусмотренном ст.448 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс, таким образом, установил  единый подход к решению вопросов, связанных с привлечением к уголовной  ответственности лиц, обладающих уголовно-правовой неприкосновенностью. По смыслу гл. 52 УПК приведенный в ней перечень лиц, обладающих таким иммунитетом, должен быть исчерпывающим. В то же время не отменены нормы тех законов, которые установили иммунитет для других лиц. Так, в п. 13 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации устанавливает, что член избирательной комиссии, комиссии референдума на период проведения выборов, референдума не может быть привлечен без согласия прокурора субъекта РФ, а член Центральной избирательной комиссии РФ - Генерального прокурора РФ к уголовной ответственности.

Информация о работе Прокурор в уголовном процессе