Прокурор в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:55, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших средств борьбы с преступностью являются уголовно-правовые меры, возникновение и развитие которых связано с реакцией общества и государства на преступления, т.е. правонарушения против личности, общества или государства, признаваемые государственной властью наиболее опасными и запрещенные уголовным законом под угрозой наказания.
Для обеспечения задач, стоящих перед уголовным правом, существует уголовно-процессуальное право и регулируемый им уголовный процесс, который, как и уголовно-процессуальное право, детерминирован уголовным правом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Прокурор как субьект уголовного процесса……………………………….......6
2. Участие прокурора в основных стадиях уголовного процесса. ……...……..11
3. Прокурор в струкруре уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу………………………………………………………………..11
4. Полномочия прокурора в досудебном производстве…………………………18

Заключение……..…………………………………………………………………..22
Список литературы………..………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

прокурор.doc

— 112.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство  морского и речного транспорта. 
Федеральное государственное образовательное учреждение. 
Высшего профессионального образования. 
«Волжская государственная академия водного транспорта». 
Кафедра уголовно-правовых дисциплин.

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

«Прокурор в  уголовном процессе»

 

Выполнил : 
студент ЗО 
Спец. «Юриспруденция» 
Гр. Ю-08-1039 
Бекусова А.В. 
 
Проверил : 
доцент, к.ю.н.

Марчук А.Д.

 

 

 

Н.Новгород

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………. 3

1. Прокурор как субьект уголовного процесса……………………………….......6

2. Участие прокурора в основных стадиях уголовного процесса. ……...……..11

3. Прокурор в струкруре уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу………………………………………………………………..11

4. Полномочия прокурора в досудебном производстве…………………………18

 

Заключение……..…………………………………………………………………..22

Список  литературы………..………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших средств борьбы с преступностью являются уголовно-правовые меры, возникновение и развитие которых связано с реакцией общества и государства на преступления, т.е. правонарушения против личности, общества или государства, признаваемые государственной властью наиболее опасными и запрещенные уголовным законом под угрозой наказания.

Для обеспечения задач, стоящих перед уголовным правом, существует уголовно-процессуальное право и регулируемый им уголовный процесс, который, как и уголовно-процессуальное право, детерминирован уголовным правом.

Среди специальных мер, направленных на борьбу с преступностью, важное место занимают уголовно-процессуальные меры, которые в рамках конкретного уголовного дела направлены на раскрытие преступления и установление лиц, его совершивших, осуществление в отношении этих лиц уголовного преследования, установление их виновности и применение к ним в строгом соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательствами наказания либо освобождение от ответственности.

Уголовно-процессуальным правом, как и любой другой отраслью права, регулируется определенная область общественных отношений. С получением сообщения о готовящемся или совершенном преступлении у должностных лиц, ответственных за его рассмотрение и последующее производство по уголовному делу, возникают фактические отношения с другими субъектами; должностными лицами, представителями организаций, гражданами. Эти отношения возникают, развиваются и прекращаются на протяжении всего производства по уголовному делу, а также при исполнении принятых по нему решений. На их регулирование, прежде всего, и направлены нормы уголовно-процессуального права. В них установлены права и обязанности субъектов правовых отношений, реализация которых осуществляется путем совершения тех или иных действий, либо воздержания от них. Следовательно, уголовно-процессуальные действия составляют содержание уголовно-процессуальных отношений (уголовного процесса).

 

Уголовный процесс - это установленная уголовно-процессуальным законом и основанная на конституционных принципах система отношений, ответственных за ведение уголовных дел государственных органов между собой, с гражданами и другими субъектами в связи с выполнением задач уголовного судопроизводства.

Характе6рными особенностями  деятельности государственных органов  в сфере судопроизводства являются:

во-первых, строго определенный круг субъектов - суд, судья, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, орган дознания,

во- вторых, установление ее форм, методов и средств нормами  уголовно-процессуального закона.

УПК РФ принципиально  изменил положение прокурора в судебном производстве. Существенно изменились полномочия прокурора и в сфере дознания и предварительного следствия. Например, появилось принципиально новое положение о том, что уголовное дело публичного обвинения возбуждается следователем, дознавателем с согласия прокурора (ст. 146 УПК РФ). Наука доказала, практика закрепила положение, что материалы предварительного следствия и дознания составляют основу деятельности суда. Издавна известно, что правильное отправление правосудия в значительной мере зависит от того, насколько доброкачественно и полно проведено предварительное расследование.

Следует подчеркнуть, что с ведением в действие УПК РФ на прокурора дополнительно возлагается огромный объем работы и, соответственно, ответственности. Ведь законодатель ввел в УПК требование о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора в целях усиления роли прокурорского надзора именно в начальной стадии расследования - при возбуждении уголовного дела, чтобы исключить необоснованное возбуждение уголовных дел. Тем самым прокурору предоставлена возможность пресечь нарушения закона в самом зародыше.

 

 

1. Прокурор как участник  уголовного процесса.

 

Прокуратура РФ играет важную роль в  охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Осуществляя государственный  надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры  в Центре и на местах принимают  меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме этого, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении уголовных дел судами, опротестовывают противоречащие закону приговоры, определения и постановления судов.

Осуществляя уголовное  преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.

Участники уголовного судопроизводства (уголовного процесса) по-разному вовлекаются  в сферу уголовно-процессуальных отношений: одни - в силу должностных  обязанностей (суд, судья, прокурор, следователь, дознаватель); другие - посредством реализации своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, их законные представители); третьи - по воле должностных лиц (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, понятой и др.); четвертые - путем исполнения поручения, полученного от иного субъекта (защитник, представитель и т.п.).

Участники уголовного судопроизводства - это лица, наделенные сообразно  их процессуальному положению уголовно-процессуальным законом правами и обязанностями. Все они вступают в уголовно-процессуальные отношения с другими участниками (субъектами) уголовно-процессуальных отношений.

Участники уголовного процесса могут быть классифицированы по различным  признакам. Наиболее предпочтительным представляется такой подход, при  котором учитываются: цель участия субъекта в процессе, направление его деятельности, связь последней с задачами уголовного процесса, отношение к результатам производства по уголовному делу. С учетом этого УПК выделяет следующие группы участников уголовного судопроизводства:

1) суд; 

2) участники уголовного  судопроизводства со стороны  обвинения; 

3) участники уголовного  судопроизводства со стороны  защиты;

4) иные участники уголовного  судопроизводства.

Прокурор - наделенный властными  полномочиями участник уголовного

судопроизводства, который  может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех стадиях судопроизводства. УПК определяет прокурора как  должностное лицо, уполномоченное в  пределах компетенции, установленной  УПК РФ, осуществлять от имени государства  уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1 ст.37).

Самим термином "прокурор" УПК  обозначает круг должностных лиц  прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, участвующих в уголовном судопроизводстве (п.31 ст. 5 УПК РФ).

Наиболее широкими полномочиями Федеральный закон "О прокуратуре  Российской Федерации" и УПК РФ наделяют прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства - в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Определяя основные направления  деятельности прокурора в указанной  сфере, Закон о прокуратуре констатирует, что прокурор осуществляет:

а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

б) уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации;

в) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ч.2 ст.1).

Формулируя предмет  надзора прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства, Закон о прокуратуре включает в него (глава 3. Закона):

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

- установленный порядок  разрешения заявлений и сообщений  о совершенных и готовящихся  преступлениях;

- проведение расследования;

- законность решений,  принимаемых органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Рассмотрение вопросов деятельности прокурора применительно к сфере  оперативно-розыскной деятельности в связи с уголовно-процессуальной деятельностью обусловлено рядом  обстоятельств. Во-первых, оперативно-розыскные меры нередко применяются во взаимодействии (например, при привлечении к работе следственной группы должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) с мерами процессуальными (следственными).

Во-вторых, основаниями  для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут быть поручения следователя или указания прокурора (п.5 ч.2 ст. 157 УПК, п.3.ч.1 ст.7 ФЗ "Об опреративно-розыскной деятельности"). В-третьих, оперативно-розыскные действия подчас предшествуют уголовно-процессуальным. Все это позволяет сделать вывод, что для следователя (как, впрочем, и для суда) совсем не безразлично соблюден ли закон при проведении оперативно-розыскных мероприятиях, не нарушены ли при этом права граждан. Поэтому результаты прокурорского надзора за действиями органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, могут оказать влияние на ход и результаты расследования.

Прокуратура наделена функцией расследования преступлений. Согласно Закону о прокуратуре она осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции (п.1 ч.2 и п.2 ч.3 ст. 151). Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователями других органов предварительного расследования (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими же полномочиями.

Процессуальное положение  прокурора в ходе судебного производства дано в УПК лишь в общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение  стороны в состязательном судопроизводстве. На него, как представителя власти, возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч.4 ст.37 УПК). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК РФ, он вправе отказаться от осуществления уголовного преследования (ч.5 ст.37). В случаях, когда предварительное расследование проводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, проводящему дознание по данному уголовному делу.

 

 

 

 

2. Участие прокурора в основных стадиях уголовного процесса.

 

Прокурор в  струкруре уголовного преследования  в досудебном производстве по уголовному делу.

 

Конкретные полномочия прокурора  по надзору за исполнением законов  в досудебных стадиях производства по делу, как это видно из содержания ч.2 ст. 37 УПК РФ, весьма обширны. Они включают:

а) осуществление действий по проверке исполнения федерального закона в части обеспечения законности при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлении (пп. 1, 2, 4 ст.37 УПК);

б) принятие конкретных мер по осуществлению  быстрого и качественного расследования  уголовных дел (пп. 2, 6-9 УПК);

в) дачу согласия следователю, дознавателю  на возбуждение перед судом ходатайства  об избрании меры пресечения или о  производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 УПК);

г) принятие в ходе расследования  по конкретным делам промежуточных (пп. 5-12 УПК) и заключительных (пп. 13-16 УПК) решений; вынесение решений  об отмене незаконных постановлений по делу, принятых нижестоящими прокурорами, следователями, дознавателями (п.10 УПК).

Для обеспечения более  оперативного и конкретного надзора  за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела УПК  установлено правило о незамедлительном направлении следователем, дознавателем постановления о возбуждении уголовного дела прокурору. Последний, получив постановление и прилагаемые к нему документы, обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение уголовного дела либо вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, или о возвращении материалов для дополнительной проверки (срок такой проверки - не более 5 суток). Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч.2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

Информация о работе Прокурор в уголовном процессе