Прокурор в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан. Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранная деятельность россий-ской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граж-дан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подве-домственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка. В этой связи государст-венная политика, направленная на реформирование системы правоохранительных органов в Российской федерации, отвечает сложившейся в настоящий момент ситуации в стране.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
§ 1. Понятие и функции прокурора в уголовном процессе…………………....5
§ 2. Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса…………………………………………………………………………………..4
§ 3. Полномочия прокурора на судебных стадиях уголовного процесса в суде первой инстанции………………………………………………………………..21
3.1. Подготовка прокурора к судебному разбирательству……………..21
3.2. Участие прокурора в судебном разбирательстве…………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………….......30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Для осуществления надзора за исполнением законов в досудебном производстве прокурор наделяется соответствующими полномочиями. Прокурор осуществляет свою деятельность строго в рамках этих полномочий. Он, реализуя свое право на совершение таких действий, вместе с тем и обязан совершить определённое действие[7].

В то же время по смыслу ч. 2 ст. 37 УПК следует, что полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. «Эта статья предусматривает полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу, большинство из которых имеют властно-распорядительный характер (например, отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (п. 10 ч. 2); изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2); передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи и др.)», - утверждает В.Ф. Крюков в своей работе[8].

Вместе с тем не все из полномочий имеют такой характер (например, проверять исполнение требований федерального закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях – п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК), хотя и ими не наделены помощники прокуроров [9]. Однако уголовно-процессуальное законодательство не лишает полномочий помощников прокуроров в иных случаях. Реализация полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в досудебном производстве направлена на то, чтобы органами дознания и органами предварительного следствия были приняты все предусмотренные законом меры по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также меры по защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения её прав и свобод.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законности принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия[10].

Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отказов в принятии сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на то, чтобы лицо, имеющее право осуществлять приём сообщений о преступлениях, выдавало заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

«Генеральный прокурор РФ, придавая большое значение этому участку надзорной деятельности, требует от подчинённых ему прокуроров, своевременной проверки всех находящихся на рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, пресечения случаев проведения не вызванных необходимостью проверочных действий», – пишет в своей работе Н.П. Печников[11].

Следственные действия до возбуждения уголовного дела производиться не могут, кроме оговорённых в законе случаев осмотра места происшествия, освидетельствования и др.

Прокурор должен также следить за тем, чтобы дознаватель, орган дознания, следователь выполняли свои обязанности по принятию, проверке сообщение о любом совершённом или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принимали по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Следует обратить внимание, что по сообщению о преступлении, распространённому в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации, регламентирует ч. 2 ст. 144 УПК.

Представляется, что взаимодействие со средствами массовой информации и общественными организациями следует рассматривать как одно из важнейших направлений работы и осуществлять его, исходя из анализа состояния законности и прокурорского надзора.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный ч. 3 ст. 144 УПК РФ, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток (с обязательным выяснением причин продления сроков проверки).

При осуществлении надзора за соблюдением законов при производстве дознания внимание прокурора, прежде всего, обращено на защиту прав и законных интересов, потерпевших от преступлений, обеспечение внимательного рассмотрения их жалоб и заявлений, принятие всех необходимых мер по восстановлению нарушенных прав.

Законодатель предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

На первоначальном этапе расследования прокуроры, как правило, реализуют полномочие, связанное с дачей согласия на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственного и иного процессуального действия, которые в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК допускаются только на основании судебного решения, что закреплено п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК. К таковым следственным и иным процессуальным действиям в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК относятся:

             избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и продление срока содержания под стражей;

             помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей в медицинский или психиатрический стационар для производства, судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

             производства осмотра жилища при отсутствия согласия проживающих в нём лиц; производство обыска и (или) выемки в жилище; производство личного обыска, за исключением случаев, когда оно производится при задержании подозреваемого;

             производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счётах в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию, дача разрешения на её осмотр и выемку в учреждениях связи, наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности; контроль и запись телефонных и иных переговоров;

             санкционированию производства следственных и иных процессуальных действий, которые допускаются только с согласия прокурора, что закреплено ч. 4 ст. 96, а также ч. 3 ст. 183 УПК.

Прокурор обязан своевременно принять меры по устранению выявленных нарушений закона. В этих целях он может использовать различные формы реализации своих полномочий.

1) Вынесение мотивированного постановления об отмене незаконного и необоснованного постановления следователя о возбуждении уголовного дела в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, на основании которых было возбуждено уголовное дело.

Указанное полномочие прокурора закреплено ч. 4 ст. 146 УПК и направлено на восстановление конституционных прав лиц, незаконно и необоснованно вовлеченных в уголовное судопроизводство, в случае, если отсутствуют достаточные основания к возбуждению уголовного дела или уголовного преследования.

Согласно п. 10 Приказа председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. №5 «О мерах по организации процессуального контроля»,  руководители следственных органов, получив постановление прокурора об отмене решения о возбуждении уголовного дела, направляют его следователю для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо возобновлении проверки.

2) Вынести постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. Указанное право является одним из основных полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

После принятия Федерального закона от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ за прокурором оставлена функция осуществления уголовного преследования, закрепленная в ст. 21 и ст. 37 УПК. В то же время названным Федеральным законом в УПК фактически отменен существовавший процессуальный механизм реализации данной функции прокурора. Так, прокурор был лишен права возбуждения уголовного дела в соответствии с нормами гл. 20 УПК РФ, права производства следственных действий в отношении подозреваемого, обвиняемого и др. Однако, в декабре 2010 г. ФЗ № 404-ФЗ от 28.12.2010 г.  ч. 1 ст. 140 УПК дополнена п. 4, согласно которому поводом и основанием для возбуждения уголовного дела служит постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании[12]. Эта еще один шаг законодателя к расширению полномочий прокурора, как участника уголовного процесса.

3) Требование устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Законодатель не регламентирует, в какой форме – письменной или устной – излагается данное требование прокурора. Возможны оба варианта. При осуществлении прокурором своего полномочия по непосредственному организационному участию в расследовании преступлений путем присутствия при выполнении следственных действий (ст. 164 УПК) он при установлении нарушений федерального закона вправе в устной форме выразить требование следователю об их устранении, которое следователь обязан в соответствии со ст. 166 УПК РФ отразить в протоколе следственного действия. Это требование прокурор вправе изложить в протоколе собственноручно. В любом случае содержание требования удостоверяется подписью прокурора, как это предусмотрено ч. 6 ст. 166 УПК РФ. При ознакомлении с материалами расследования по представленным материалам уголовного дела прокурор устанавливает факты нарушения федеральных законов. В этом случае требование об устранении нарушений федерального законодательства он выражает в письменной форме.

Независимо от формы выражения требование прокурора должно содержать конкретные факты нарушения федерального законодательства, в нем должны быть указаны должностные лица, допустившие нарушения. Мотивировка вынесения требования прокурора должна быть ясной, грамотной, аргументированной. В ней должны быть указаны нарушенные правовые предписания материального и процессуального федерального законодательства, последствия, которые наступили или могут наступить в результате допущенных нарушений (признание доказательств недопустимыми; возвращение уголовного дела на дополнительное расследование; постановление оправдательного приговора лицу, причастному к совершению преступления; незаконное возбуждение уголовного дела или привлечение к уголовной ответственности и т.д.). Также, в требовании прокурора должны излагаться конкретные предложения следователю, руководителю следственного органа (по уголовному делу, производство которого проводится в форме предварительного следствия), начальнику органа дознания, начальнику подразделения дознания (по уголовному делу, производство которого проводится в форме дознания) по устранению допущенного нарушения.

Следует иметь в виду, что письменные требования прокурора начальнику органа дознания, а также начальнику подразделения дознания являются для них обязательными к исполнению и обжалование ими требования прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

4) Письменные указания дознавателю о направлении расследования и производстве процессуальных действий.

Такие указания в пределах своей компетенции прокурор может давать по любому уголовному делу, находящемуся в производстве органа дознания, и по любому следственному действию, в частности, об избрании, изменении или отмене мер процессуального принуждения, о проведении судебных экспертиз, о составлении и вручении письменного уведомления о подозрении в совершении преступления в соответствии со ст. 223.1 УПК РФ, о розыске преступников, о направлении дела в суд.

Указания прокурора должны даваться в письменной форме, как гласит п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК и быть конкретными. Письменные указания являются процессуальными документами, а поэтому приобщаются к делу и копии их хранятся в наблюдательном производстве. Согласно ч. 4 ст. 41 и ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ дознаватель вправе обжаловать указания прокурора – вышестоящему прокурору, не приостанавливая их исполнения.

5) Решение по письменной информации следователя о несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Рассмотрев письменные возражения следователя по существу, прокурор вправе не согласиться с ними и, руководствуясь ч. 6 ст. 37 УПК РФ, а также п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК, принять новое решение по устранению нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Принятие такого решения является самостоятельной формой осуществления надзорной деятельности прокурора.

Информация о работе Прокурор в уголовном процессе