Процессуальная самостоятельность органов и лиц, ведущих предварительное расследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и обобщение теоретических и эмпирических данных, характеризующих историю и современное состояние проблемы процессуальной самостоятельности органов и лиц, осуществляющих предварительное расследование, а также выяснение уровня научного понимания средств разрешения указанной проблемы. Цель исследования также охватывает собой изучение основных понятий, описывающих и объясняющих феномен процессуальной самостоятельности субъектов расследования, а также их некоторые полномочия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность процессуальной самостоятельности по действующему законодательству РФ………………………………….6
Процессуальная самостоятельность следователя……………………12
Процессуальная самостоятельность и некоторые полномочия иных органов, осуществляющих предварительное расследование…….…20
Заключение………………………………………………………………….…27
Список используемой литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Процессуальная самостоятельность органов и лиц, ведущих предварительное расследование.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     11) возвращать уголовное дело следователю  со своими указаниями о производстве  дополнительного расследования;

     12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные  настоящим Кодексом.20

     2. Руководитель следственного органа  вправе возбудить уголовное дело  в порядке, установленном настоящим  Кодексом, принять уголовное дело  к своему производству и произвести  предварительное следствие в  полном объеме, обладая при этом  полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

     3. Указания руководителя следственного  органа по уголовному делу  даются в письменном виде и  обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

     4. Руководитель следственного органа  рассматривает в срок не позднее  5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо о несогласии с требованиями прокурора.

     Таким образом, руководитель следственного  органа, дознаватель, начальник подразделения  дознания являются лицами, которые наряду со следователем выполняют функции предварительного расследования. Именно поэтому каждый из них обладает определенной процессуальной самостоятельностью, которая выражается в совокупности прав и обязанностей, возложенных на то или иное должностное лицо. Каждое из них ограничено некоторыми рамками контроля со стороны вышестоящих органов.

 

      Заключение

     Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем, дознавателем, а также иными лицами, производящими расследование, вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и  справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь либо дознаватель определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального ущерба и так далее.

     Вышеперечисленные задачи решаются в ходе предварительного следствия следователем и руководителем следственного органа, а в ходе дознания – дознавателем и начальником органа дознания. В настоящее время, когда возникла необходимость коренного улучшения деятельности правоохранительных органов, важно правильно определить их процессуальное положение в уголовном процессе. В данной работе были раскрыты  понятие и сущность процессуальной самостоятельности должностных лиц, а также на примере следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, начальника органа дознания раскрыты некоторые полномочия, раскрывающие смысл процессуальной самостоятельности данных лиц в уголовном процессе.

     Следует также отметить, что цель работы была достигнута, а все поставленные задачи выполнены. Хочется надеяться, что представленный в работе материал может быть полезен для теоретического понимания сущности полномочий  некоторых должностных лиц правоохранительных органов.

Список  используемой литературы:

Нормативные акты и иные документы:

  1. Конституция РФ, 1993 г.
  2. Уголовный кодекс РФ, 13.06.1996. в ред. от 23.01.11 // Российская газета, 13.06.09; 23.01.11.
  3. Уголовно – процессуальный кодекс РФ, 22.10.2001в ред. от 23.01.11// Российская газета,  22.10.2001; 23.01.11.
  4. Решение  коллегии  МВД  России «Об  итогах  оперативно-служебной деятельности  органов  внутренних  дел  и  служебно-боевой  деятельности внутренних войск МВД России в 2009 году и задачах органов и подразделений системы МВД России и ФМС России на 2010 год» от 5 февраля 2009 года.
  5. Директива МВД  России  № 1 дсп от 26 декабря 2010 года «О приоритетных направлениях деятельности ОВД и ВВ МВД РФ, ФМС России в 2011году».
  1. Послание  Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 года. //  Российская газета, 30.11.11.

Основная  литература:

  1. Борисов А. Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ с практическими объяснениями официальных органов и постатейными материалами, издание 3-е, перер. и доп.,  издательство «Книжный мир», 2009 г, - 928 С.
  2. Григорьев В. Н., Победкин А. В., Яшин Н. В. Уголовный процесс: учебное пособие / В. Н. Григорьев, А. В. Победкин, Н.В. Яшин. –М,: Эксмо, 2008.
  3. Гриненко А. В. Уголовный процесс. Общая часть: Учебник / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. А. В. Гриненко, - М, ЦОКР МВД России, 2008.
  4. Смирнов А. В. Калиновский К. Б. Уголовный процесс : учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский; под общей редакцией проф. А. В. Смирнова. – 4 е изд., перераб. и доп. - М,: КНОРУС, 2008. – 704 С.

Дополнительная  литература:

  1. Есина А. С.  Уголовно-правовые и процессуальные проблемы отправления правосудия в современной России: материалы Международной научно-практической конференции 29-31 мая 2003 года. - Курск: КГТУ, 2003. - 222 С.
  2. Есина А.С. Арестова Е.Н. Уголовно - процессуальная деятельность органов внутренних дел в качестве органов дознания [Текст] : учебное пособие / А. С. Есина, Е. Н. Арестова. - М. : КНОРУС, 2009. - 224 С.
  3. Клейн  А. А.  Правовые и организационные аспекты процессуальной самостоятельности и независимости следователя органов внутренних дел: автореферат дис. канд. юрид. наук: 12.00.09 / А. А. Клейн. - М.: МВШМ МВД России, 1992. - 26 С.
  4. Проблемы теории и практики применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства и пути их преодоления: материалы региональной научно-практической конференции 28 мая 2009 г. - Белгород : БелЮИ МВД России, 2009. - 83 С.
  5. Цоколова О.И., Власова Н.А., Осипов Д.В., Кузнецова Н.А., Нагаев Е.А. Концептуальная модель досудебного производства по уголовным делам // Проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России, 2008.

Информация о работе Процессуальная самостоятельность органов и лиц, ведущих предварительное расследование