Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и обобщение теоретических и эмпирических данных, характеризующих историю и современное состояние проблемы процессуальной самостоятельности органов и лиц, осуществляющих предварительное расследование, а также выяснение уровня научного понимания средств разрешения указанной проблемы. Цель исследования также охватывает собой изучение основных понятий, описывающих и объясняющих феномен процессуальной самостоятельности субъектов расследования, а также их некоторые полномочия.
Введение………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность процессуальной самостоятельности по действующему законодательству РФ………………………………….6
Процессуальная самостоятельность следователя……………………12
Процессуальная самостоятельность и некоторые полномочия иных органов, осуществляющих предварительное расследование…….…20
Заключение………………………………………………………………….…27
Список используемой литературы…………………………………………...28
2)
принимать уголовное дело к
своему производству или
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4)
давать органу дознания в
5)
обжаловать с согласия
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.14
Также следователь самостоятельно может принимать следующие процессуальные решения:
· признавать доказательства недопустимым (ч.2 ст.88);
· принимать решения о приводе обвиняемого (подозреваемого), а также потерпевшего и свидетеля (ст.113);
· вызывать граждан для допроса (ст.187);
· задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступлений (ст.91), выносить постановления о привлечении их в качестве подозреваемых или обвиняемых;
· выделять из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело (ч.1 ст.154), выносить постановление о выделении из уголовного дела материалов, содержащих сведения о новом преступлении (ст.155) и некоторые другие полномочия.15
Таким
образом, обеспечение процессуальной
самостоятельности следователя имеет
огромное значение при выполнении задач
предварительного следствия. Представление
самостоятельности важно и тем, что таким
образом на следователя возлагается ответственность
за ход и результаты расследования. Ответственность
может возникнуть только на основе свободы
в принятии решений, а не при выполнении
указаний, в правильности которых он не
всегда убеждён. Кроме повышения персональной
ответственности, самостоятельность способствует
строгому и точному соблюдению правовых
предписаний.
3.
Процессуальная самостоятельность
и некоторые полномочия
иных органов, осуществляющих
предварительное расследование
Помимо следователя, функцию осуществления уголовного преследования осуществляют также дознаватель, начальник органа дознания и руководитель следственного органа. Поговорим о них подробнее.
Рассматривая орган дознания, следует отметить, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания по согласованию с прокурором возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК РФ). При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК).
В
каждом случае при поступлении заявления
или сообщения о любом
При установлении признаков преступления, по которому обязательно проведение предварительного следствия, орган дознания после возбуждения уголовного дела должен произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Неотложными следственными действиями закон называет "действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования" (п. 19 ст. 5 УПК).
По выполнении неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения дела, орган дознания обязан передать дело прокурору. Это первое ограничение процессуальной самостоятельности дознавателя. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). В случае передачи прокурору уголовного дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).17
Отказ в возбуждении уголовного дела дознавателем может быть обжалован прокурору или в суд. При рассмотрении жалобы прокурор вправе в течение 48 часов с момента вынесения дознавателем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело. Судья, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит соответствующее постановление не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя.
По делам, по которым предварительное следствие обязательно, прокурор также вправе отстранять дознавателя от производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального законодательства, изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю являются обязательными, обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. Таким образом, в общем виде полномочия дознавателя выглядят следующим образом:
Дознаватель уполномочен:
1)
самостоятельно производить
2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
При этом начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:1819
1)
поручать дознавателю проверку
сообщения о преступлении, принятие
по нему решения в порядке,
установленном статьей 145 настоящего
Кодекса, выполнение
2)
изымать уголовное дело у
3)
отменять необоснованные
4)
вносить прокурору ходатайство
об отмене незаконных или
Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.
При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:
1)
проверять материалы
2)
давать дознавателю указания
о направлении расследования,
производстве отдельных
Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
В свою очередь руководитель следственного органа уполномочен:
1)
поручать производство
2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
3)
давать следователю указания
о направлении расследования,
производстве отдельных
4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
6)
отстранять следователя от
7)
отменять незаконные или
8)
продлевать срок
9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
10)
давать согласие следователю,
производившему