Принципы уголовно-процессуального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:13, курсовая работа

Краткое описание

Принципы - это основные, наиболее общие и руководящие положения какого-либо процесса, явления, они невыводимы из других понятий, первичны. Существует несколько точек зрения относительно некоторых признаков (свойств), присущих принципам уголовного процесса, что в конечном итоге сказывается на их теоретическом определении. Относительно таких признаков как всеобщность, первичность, обязательность к исполнению, объективность наблюдается, в целом, единство взглядов, но такой признак как закрепление в законе наблюдается не у всех учёных.

Файлы: 1 файл

Принципы УПп.docx

— 66.21 Кб (Скачать)

          Система принципов уголовного процесса может рассматриваться также в пределах её внутренних взаимосвязей. В этом случае она может быть представлена как соотношение принципов, имеющих общеотраслевой характер, и принципов нескольких (в том числе образующих подотрасли - доказательственное право и уголовно-процессуальное принуждение) или отдельных уголовно-процессуальных институтов.

    Принцип законности 

         Принцип законности является общеправовым принципом, означающим неуклонное соблюдение Конституции РФ и законов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

         Законность применительно к уголовному судопроизводству означает требование осуществлять производство по уголовному делу в точном соответствии с предписаниями Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и федеральных законов, прежде всего УПК, а также соответствующих им иных правовых актов.

         УПК, как отмечалось выше, регулирует основную массу общих и конкретных вопросов, возникающих и решаемых при производстве по уголовным делам. Он определяет, в частности, задачи, цели (назначение) и принципы процесса, его структуру, круг участников уголовно-процессуальных отношений, их права и обязанности в различных стадиях процесса, правила доказывания, порядок производства следственных и судебных действий. Однако УПК не может и не должен считаться единственным источником уголовно-процессуального права.

          Особую роль в регулировании уголовно-процессуальных отношений играет      Конституция РФ. Она содержит много правовых положений, определяющих содержание основных принципов, в том числе принципов правосудия и уголовного судопроизводства, характеристику судебной власти и системы судов, требований, предъявляемых к судьям, правовую характеристику роли и значения прокуратуры, а также права человека и гражданина и гарантии их осуществления. Существенное значение для характеристики Конституции РФ как источника уголовно-процессуального права имеет положение о том, что при коллизии федерального закона, в том числе УПК, с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом должны применяться Конституция РФ или соответственно федеральный конституционный закон (ч. 1 ст. 15 и ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

         Уголовное судопроизводство регулируется, наряду с УПК, также иными федеральными конституционными законами и федеральными законами. Они, не заменяя УПК, тоже могут содержать (и содержат нередко) правила разрешения вопросов, связанных с уголовно-процессуальной деятельностью, либо создавать условия для наиболее эффективного применения уголовно-процессуальных норм. 

         В соответствии с ч. 2 ст. 1 УПК соблюдение порядка уголовного судопроизводства обязательно для всех без исключения судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания, должностных лиц, а также иных участников уголовного судопроизводства.

         Требования законности при производстве по уголовным делам распространяются на действия, решения и процессуальные документы, отражающие ход производства по уголовному делу. Нарушение порядка собирания, проверки, оценки доказательств влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. Ошибки при проведении процессуальных действий, не связанных с собиранием и исследованием доказательств, ведут к признанию таких действий незаконными, и они не порождают юридических последствий.

         В качестве существенной гарантии законности уголовного судопроизводства ч. 4 ст. 7 УПК предусматривает предписание о том, что действия, выполняемые при производстве по уголовным делам, должны оформляться процессуальными документами (определениями суда, постановлениями судьи, прокурора, следователя, дознавателя), которые должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

          Важными гарантиями законности уголовного судопроизводства являются судебный контроль и надзор прокурора за исполнением законов оперативно-розыскными органами, органами дознания и органами предварительного следствия. Конкретно о гарантиях такого рода речь пойдет во многих последующих главах учебника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принцип публичности 

          Публичный интерес - это охраняемый законом интерес, за которым стоят общество и государство. В уголовном судопроизводстве публичный интерес выражается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное преступление и привлечении к уголовной ответственности виновных. Он выражается также в обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Защищая публичный интерес, уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции, как правило, независимо от воли отдельных организаций и граждан.

        Реализация данного принципа  направлена на обеспечение неотвратимости  наказания для любого лица, виновного  в совершении преступления, а в конечном счете, в идеале, - на полную ликвидацию преступности в определенной стране. Нельзя не отметить, на наш взгляд, тесную связь содержания этого принципа с высказанной еще в 1764 г. знаменитым итальянским юристом Чезаре Беккариа идеей: «Не в жестокости, а в неизбежности наказания заключается один из наиболее эффективных способов предупредить преступность…неизбежность наказания, даже умеренного, всегда производит более сильное впечатление, чем страх подвергнуться самому суровому наказанию, если при этом существует надежда на безнаказанность».

          Совершение преступления должно влечь за собой уголовную ответственность. Предпосылкой наступления такой ответственности является уголовное преследование, под которым понимается прежде всего деятельность, осуществляемая, как отмечалось выше, прокурором, следователем, дознавателем, другими участниками со стороны обвинения. Суд исключен из числа органов, осуществляющих уголовное преследование (ч. 3 ст. 15 УПК). Если первичная информация о готовящемся или совершенном преступлении поступает в суд, то она должна незамедлительно направляться органу или должностному лицу, наделенному полномочиями по проверке такого рода информации и принятию соответствующих решений.

        В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая поддержание обвинения в суде, подразделяется на три вида - публичное, частно-публичное и частное. Соответственно принято различать три категории уголовных дел - дела публичного, частно-публичного и частного обвинения.

         О правомерности ссылок на принцип публичности как на одну из основ уголовного судопроизводства говорит так же то обстоятельство, что подавляющее большинство составляет первая из названных трех категорий уголовных дел - дела публичного обвинения.

      Принцип публичности господствовал  в уголовном процессе России  в досоветский период ее истории.  Так, В.К. Случевский публичность  называл основным принципом процесса. Принцип этот по его мнению, заключался в том, что совершившееся преступное посягательство на охраняемую государством правовую норму создает право государства на применение уголовной кары, осуществляемое в установленном законами процессуальном порядке уполномоченными на то лицами, независимо от воли потерпевшего лица.

       Закрепление принципа публичности  в соответствующих нормах Конституции  РФ и УПК, признание наличия  данного принципа в уголовном  процессе России многими учеными-процессуалистами, в том числе и в учебниках  по уголовному процессу, не может  устранить такой недостаток УПК,  как отсутствие рассматриваемого  принципа в его гл.2. Данный  недостаток законодателю необходимо  устранить.

       Нужно отметить, что предложения  о включении в УПК принципа  публичности вносились неоднократно. Так, в подготовленной и изданной  Институтом государства и права  Академии наук СССР в 1990 г.  теоретической модели УПК ст. 10 называлась «Публичность производства  по уголовным делам». Сущность  принципа публичности в этой статье излагалась так: « Суд, судья, прокурор, следователь и дознаватель обязаны, в пределах своей компетенции, проявлять инициативу в обнаружении преступлений, своевременно возбуждать уголовные дела, активно предпринимать все предусмотренные законом действия для установления виновных и применения к ним уголовного наказания или иных мер воздействия, равно как проявлять инициативу в реабилитации невиновных. Они обязаны также обеспечивать возмещение причиненного преступными действиями имущественного вреда, выявлять причины преступлений и условия, способствовавшие их совершению».

        
 
 
 
 
 

Принцип уважения чести и  достоинства личности 

         В основе данного принципа лежат положения Конституции РФ, определяющие, что достоинство личности охраняется государством и что никакие обстоятельства не могут быть основанием для его умаления (ст. 21). Там же безоговорочно определено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

          Применительно к уголовному процессу рассматриваемый правовой принцип конкретизирован и развит рядом правил, зафиксированных в УПК. Среди них особого внимания заслуживает, к примеру, положение о недопустимости при производстве следственных действий применения насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создания опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц (ч. 4 ст. 164). Под насилием понимается не только физическое, но и психическое воздействие на личность. Именно поэтому нарушение порядка и продолжительности допроса более 8 часов без перерыва на отдых и принятие пищи представляют грубое нарушение закона (ст. 187). Как психическое насилие с целью получения «нужных» показаний расценивается также повторный допрос обвиняемого без его личной просьбы по поводу одного и того же обвинения в случае, когда он отказался от дачи показаний на первом допросе (ч. 3 ст. 173).

        Воспринимая вышеприведенные и  иные конституционные установления, законодатель применительно к  регулированию общественных отношений  в сфере уголовного судопроизводства  однозначно запретил осуществление  действий и принятие решений,  унижающих честь участника уголовного  судопроизводства, а также обращение,  унижающее его человеческое достоинство  либо создающее опасность для  его жизни и здоровья.

       В уголовно – процессуальном  законе содержится много установлений, направленных на охрану чести  и достоинства личности. Это в  частности, установление случаев  возбуждения и дальнейшего движения  уголовных дел с учетом воли  потерпевшего ( ч.2 и 3 ст. 20, ст. 25 УПК); запрещение унижать честь и достоинство граждан при проведении освидетельствования (ч. 4 и 5 ст. 179 УПК). В целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц закон допускает проведение закрытых заседаний суда (ч. 2 ст. 241 УПК), считает возможным ограничение гласности при проведении предварительного расследования (ч.3 ст. 161), а также наделяет следователя правом при проведении следственных действий предупреждать участвующих в них лиц о недопустимости без его согласия разглашения данных предварительного следствия. УПК возлагает на следователя обязанность принятия мер к тому, чтобы не получили оглашения выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лиц, в помещении которых были проведены следственные действия ( ч. 7 ст. 182, ч. 2 ст. 183). Одной из целей обеспечения интересов этих лиц является предоставление им юридической помощи путем допуска адвоката лица, в помещении которого производится обыск (ч. 11 ст. 182 УПК), при допросе лица в качестве свидетеля ( ч. 5 ст. 189 УПК), при проведении с его участием очной ставки (ч. 6 ст. 192 УПК). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 

Принцип неприкосновенности личности 

       Данный принцип, сформулированный в ст. 10 УПК, является конкретизацией и развитием более общего положения (принципа), провозглашенного в ч. 1 ст. 22 Конституции РФ. Право на свободу и личную неприкосновенность отнесено к числу общепризнанных принципов международного права. Это обусловлено тем, что обеспечение свободы и неприкосновенности личности является одним из фундаментальных устоев демократического общества.

        В соответствии с этим положением-принципом «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». А это значит, что всем, кто правомерно находится на территории Российской Федерации, декларирована возможность пользоваться неотъемлемыми для каждого человека, живущего в современном цивилизованном обществе, по меньшей мере, двумя благами. Это - свобода выбора им самим своего образа жизни и совершения поступков, а также уверенность в том, что никто не будет совершать действия, произвольно ограничивающие такой выбор либо посягающие на его жизнь, здоровье, личную жизнь, иные предоставленные ему по закону ценности.

         Естественно, такого рода возможность не может реализоваться сама по себе, автоматически. Поэтому в Конституции РФ провозглашены также различного рода гарантии (экономические, политические, правовые и пр.), направленные на то, чтобы более или менее полно осуществлялась возможность каждого быть свободным, и на то, чтобы реально обеспечивалась его уверенность в том, что никто не может быть подвергнут мерам, ограничивающим произвольно и свободу, и личную неприкосновенность.

        Из всей суммы доступных, по идее, гарантий претворения в жизнь названных благ в ч. 2 ст. 22 Конституции РФ выделена особо одна. Ее суть - в установлении юридических средств защиты от неправомерного применения таких мер, как арест, заключение под стражу и содержание под стражей. Меры эти допускаются, как правило, только по судебному решению. Без него разрешено лишь задержание на срок до 48 часов.

        В некоторых случаях для достижения  назначения уголовного судопроизводства  органы, ведущие производство по  уголовному делу, вынуждены прибегать  к ограничению свободы личности. Такая необходимость может возникнуть, например, когда имеются достаточные основания полагать, что лицо, обвиняемое в совершении преступления, может скрыться от расследовании и суда. Конечно возможность существенного ограничения прав личности государственными органами и должностными лицами ставит перед законодателем задачу создать действенные гарантии защиты гражданина от необоснованного лишения свободы.

Информация о работе Принципы уголовно-процессуального права