Правовая регламентация правоохранительных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Во все исторические периоды государство как институт права и форма организации публичной власти выступало в качестве регулятора отношений субъекта с обществом, санкционировав для этих целей структурно взаимосвязанную систему правоохранительных органов, являющуюся частью механизма государственного аппарата, которая представлена в настоящее время следующими правоохранительными органами:
- правоохранительными органами внутренней безопасности (МВД, ФСБ);
-правоохранительными органами внешней безопасности (СВР, ГРУ);
-специальными службами (ФСО, ФСНП, ФПС, МЧС, внутренние войска, таможенные органы);

Оглавление

№ стр.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________2

ГЛАВА I.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА_______________________________________________6

ГЛАВА II. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ПРИЗНАКИ И ВИДЫ.______________________________________________________15

ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (ПРАВОВАЯ ОСНОВА) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.___________21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________31

ЛИТЕРАТУРА_________________________________________________32

Файлы: 1 файл

Казанский филиал.docx

— 53.67 Кб (Скачать)

Казанский филиал

ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

___________________________________________________________________________

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

«Правовая регламентация правоохранительных органов »

 

 

По дисциплине:

Правоохранительные  органы

Форма обучения: дневная

Специальность:

«Юриспруденция»

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

Студент 1 курса

103 группы

Гиниятуллин Р.Р.

 

Научный руководитель:

 Толпегин  В.Л.

Ст.  преподаватель 

Подпись научного руководителя:

__________________________

 «____»_____________201___г.

Казань

2010

СОДЕРЖАНИЕ.

 

№ стр.

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________2

 

ГЛАВА I.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА_______________________________________________6

 

ГЛАВА II. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ПРИЗНАКИ И ВИДЫ.______________________________________________________15

 

ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (ПРАВОВАЯ ОСНОВА) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.___________21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________31

 

ЛИТЕРАТУРА_________________________________________________32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ВВЕДЕНИЕ

 

Во все  исторические периоды государство  как институт права и форма  организации публичной власти выступало  в качестве регулятора отношений  субъекта с обществом, санкционировав для этих целей структурно взаимосвязанную  систему правоохранительных органов, являющуюся частью механизма государственного аппарата, которая представлена в  настоящее время следующими правоохранительными  органами:

- правоохранительными органами  внутренней безопасности (МВД, ФСБ);

-правоохранительными органами  внешней безопасности (СВР, ГРУ);

-специальными службами (ФСО, ФСНП, ФПС, МЧС, внутренние войска,  таможенные  органы);

-прокуратурой;

-органами юстиции;

-органами осуществляющими правосудие (Конституционный суд РФ, Верховный  Суд РФ,  суды общей юрисдикции, арбитражные и военные суды);

-адвокатурой;

-нотариатом;

-частными детективными и охранными  подразделениями. 

В современной  юридической литературе под правоохранительными  органами понимаются специальные государственные  органы, основной

функцией  которых является охрана и обеспечение  конституционной законности, правопорядка и защита национальных интересов  и безопасности Российской Федерации, защита прав и законных интересов  человека и гражданина, а также  раскрытие и расследование преступлений

3

и правонарушений в области экономической, финансовой, налоговой и таможенной сферах. Под  системой правоохранительных органов  понимается, таким образом, определенный способ правовой организации общества в виде совокупности взаимосвязанных  государственных органов, создаваемых  для охраны права путем применения соответствующих санкций, распространяющихся на всех членов общества и опирающиеся  в необходимых случаях на меры принуждения и насилия. Юридическое  понятие система правоохранительных органов логически более широкое  понятие чем понятие правоохранительная система, которая представляет собой  совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспеченных Конституцией РФ и Федеральными Законами, обеспечивающих права и свободы  человека, защиту жизни, собственности, здоровья, чести и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.

По своему содержанию правоохранительная деятельность многофункциональна и характеризуется  специфическими признаками:

-правоохранительные  органы осуществляют свою деятельность  в строгом соответствии с  Конституцией РФ и Федеральными законами, а в отдельных случаях в установленной в  законом процессуальной форме;

-правоохранительную  деятельность могут осуществлять  только специальные органы,  уполномоченные государством; лица,

состоящие на службе в этих органах и имеющие  специальную подготовку;

-невоспрепятствование  законной деятельности сотрудников  правоохранительных органов  недопустимо и влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную  ответственность;

 

4

-решения правоохранительных органов,  основанные на законе, подлежат  выполнению  любыми должностными лицами гражданами.

По своему юридическому содержанию правоохранительная деятельность многофункциональна и  охватывает целый ряд направлений (функций), каждому из которых соответствует  определенный вид правоохранительной деятельности: охрана конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности государства, прав и  свобод личности, общественного порядка  и обеспечение общественной, государственной  и экономической безопасности государства, выявление и расследование преступлений, прокурорский надзор за исполнением  законов РФ, судопроизводство (уголовный  процесс), судебная защита и исполнение судебных решений.

Основы  деятельности системы правоохранительных органов определяется системой юридических  правовых норм, в которых контрастно выделяется правоохранительная функция, а правоохранительные органы появляются на определенном этапе, когда имеет  место нарушение правовых норм и  возникает необходимость применения соответствующих санкций. Кроме  того, деятельность правоохранительных органов облачена в правовую форму  и характеризуется специальными специфическими методами и принципами, конституированными в процессуальной форме в УПК РФ, Кодексе об административных правонарушениях, в выполнении задач  по обеспечению законности и правопорядка, борьбе с преступностью, административными, налоговыми и другими правонарушениями в строгом соответствии с законом, отступление от которых или их нарушение само по себе недопустимо  и может явиться правонарушением, влекущим последующую дисциплинарную, административную или уголовную  ответственность.

5

Таким образом, характер правоохранительной  деятельности является сугубо государственным и  определяется сущностью государства, которое санкционирует правовые нормы, формы и юридические методы правовой охраны общественных интересов, а также диапазон прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, будучи тесно связанными с историческим развитием государства, модернизируются  и эволюционируют правовые органы в  системе правоохранительных органов  РФ, совершенствуются правовые основы, а также методы и способы правоохранительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

ГЛАВА 1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА

 

 

Правоохранительная  деятельность - форма обеспечения  государственных интересов. Правоохранительные органы возникли в результате естественноисторического развития, одновременно с государством (как его необходимый атрибут). Первичная родовая организация  общества позволяла обходиться без  специальных органов, призванных обеспечить порядок. Бесклассовая родоплеменная  общность людей основывалась в начале на кровнородственном принципе - “единая  семья”. Сами условия ее существования  предопределили участие подавляющего большинства членов рода в осуществлении  функций, обеспечивающих общественные интересы. К таковым относилось и  поддержание сложившихся обычаев  и порядка, а также наказание  нарушивших его. Социальные нормы родового общества, формами выражения которых  являлись обычаи, традиции, ритуалы, тотемы и табу, предусматривали в качестве высшего наказания изгнание провинившегося из рода, что само по себе приводило  к смерти. Их общей особенностью являлась “мононормность”; они в  большинстве не отделяли прав от обязанностей, поскольку права индивида сливались  с обязанностями .

Власть в  родовом обществе принадлежала вождям, совету старейшин и опиралась  на авторитет вождя и его силу (потестарная власть от лат. potestas -мощь, сила). Эта власть распространялась  на эгалитарное общество, члены которого были равны (политическая власть, как  известно, предполагает неравенство, т. е. деление на управляющих и управляемых)1.Следует отметить, что в тех условиях данные функции не

 

 

7

имели политического  свойства, выражали действительно общий  интерес, осуществлялись органами родоплеменного строя (военачальник, вождь,

совет, дружина, народное собрание), решавшими и  другие задачи, связанные с жизнеобеспечением  общества и не располагавшими специальным  аппаратом принуждения.

Постепенно, около 4-3 тыс. лет тому назад, естественноисторическое  развитие общества привело к замене родовых образований территориальными, к классовому расслоению, зарождению государства. Классовые противоречия, социальная напряженность в связи  с углубляющимся имущественным  неравенством, усложнение взаимосвязей по мере развития экономики объективно вели к усложнению механизма отношений  как внутри родового общества, так  и между отдельными родовыми обществами. Как в том случае, когда государство  предшествовало возникновению частной  собственности и классов (“восточный путь”), так и тогда, когда оно  появилось в результате социальной дифференциации общества, порабощения  и господства, функция обеспечения  правопорядка выступала как важнейшее  средство обеспечения стабильности общества.

Образование функции обеспечения правопорядка связана с образованием государства  и формированием права. Достигалось  это двумя путями: во-первых, государство  санкционировало обычаи, которые  способствовали защите и осуществлению  государственных интересов и  правопорядка; во-вторых, государство  создавало новые правовые нормы, в результате постепенно обычное  право уступало место прецедентному  праву, основой которого становились  административные и судебные решения. Когда на смену прецедентному  праву пришло статутное право (законы), первичное право получило письменные формы выражения, обеспечиваемые государственным  принуждением - законы, кодексы,

8

своды законов  и т. п. Эти процессы способствовали развитию правоохранительной функции.

Итак, правоохранительные органы возникли в результате естественноисторического развития, одновременно с государством (как его необходимый атрибут). Однако особенности становления  государственности в той или  иной стране не могли не накладывать  отпечатки на эти процессы. Так, где  доминирующим началом оформления государства  являлось разделение общества на классы на основе частной собственности, появляются формирования, специально призванные особыми методами разрешать коллизии и противоречия, возникающие на почве  классовой дифференциации.

 Источники возникновения правоохранительных органов и данные об их функционировании свидетельствуют о том, что нет прямой зависимости их от типа государства. Так, если в Риме, Греции и Египте состязательный процесс и соответствующие ему органы существовали в период рабовладельческого государства и на начальном этапе феодализма, то в России они возникли на ранних стадиях феодализма и сохранялись продолжительное время. Это является убедительным свидетельством относительной самостоятельности правоохранительных органов. Наиболее характерными особенностями для периода возникновения правоохранительных органов является то, что они, во-первых, в ходе длительного процесса дифференциации функций государственного управления как бы “выросли”, “отпочковались” от государственных органов общей компетенции, и во-вторых, в значительной мере как результат первого, продолжительное время объединяли в себе как

 

 

 

9

собственно  полицейские, так и судебные, а  равно и карательные (исполнение собственных судебных решений) функции2.

Характерной особенностью при формировании правоохранительных органов (в России - период 9-15 вв.) является сохранение достаточно долгое время  в организации обеспечения существующего  порядка  (правопорядка) общих черт, характерных для родового строя. В исследуемой нами области это  выразилось в том, что вопросами  охраны и обеспечения правопорядка занимались органы общей компетенции, не существовал состязательный (обвинительный) процесс и т. д. Однако постепенно эти задачи стали возлагать на отдельных должностных лиц, поручать их выполнение преимущественно каким-то одним органам. Функции обеспечения  порядка долгое время были объединены с функциями управления, представленном великим князем как высшим звеном государственной иерархии - верховным  управителем, имеющего свою дружину  и подчиненными ему князьями племенных  союзов и князьями племен, имеющими собственные дружины. Государственные  полномочия и управление осуществлял  великий киевский князь и его  военно-дружинная знать либо посредством  специально назначенных наместников, либо через князей союзов племен и  племенных князей, имеющих свои дружины  и подчиняющихся великому киевскому  князю. Дружины представляли собою  специальные военизированные образования  с подчинением и субординацией; они делились на две части: старшую  дружину, в которую входили бояре  и младшую, состоящую преимущественно  из служилых людей (отроков). В функциях дружин прослеживаются элементы правоохранительной деятельности - дружины наделялись особым правом охранять подвластные  им территории,

Информация о работе Правовая регламентация правоохранительных органов