Потерпевший и его процессуальное положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

В истории нашего государства защита прав и свобод конкретного человека ставится на одно из первых мест. В частности, в теории и практике уголовного процесса основное внимание сосредотачивается на личности обвиняемого. Безусловно, в уголовном судопроизводстве личность нуждается в защите, а ее права – в гарантиях обеспечения их реализации. Однако, названная выше «исключительность» обвиняемого вызывает возражение, поскольку существует и другая личность – личность потерпевшего, которая остается вне должного внимания законодателя, а ее права на практике зачастую, если и не игнорируются совсем, то в значительной мере ущемляются.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1 Потерпевший и его процессуальное положение………………………5
Понятие потерпевшего в уголовном процессе………………………5
Процессуальный статус потерпевшего………………………………7
Права и обязанности потерпевшего………………………………….9
2. Соединение и выделение уголовных дел
2.1. Понятие, значение и виды предварительного следствия
2.2. Дознание и его формы
2.3 Понятие и значение общих условий предварительного расследования
2.4 Особенности соединения и выделения уголовных дел
Заключение
Задача
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

уголовный процесс.docx

— 50.37 Кб (Скачать)

14. Участвовать в судебном  разбирательстве уголовного дела  в судах первой, второй и надзорной  инстанции.

15. Выступать в судебных  прениях.

16. Поддерживать обвинение.

17. Знакомиться с протоколом  судебного заседания и подавать  на него замечания.

18. Приносить жалобы на  действия (бездействие) и решения  дознавателя, следователя, прокурора  и суда.

19. Обжаловать приговор, определение,  постановление суда.

Действующий УПК РФ устанавливает  следующие обязанности потерпевшего:

1. Являться по вызову  органов предварительного расследования,  прокурора и суда.

2. Давать правдивые показания.

3. Не разглашать данные  предварительного расследования. 

Согласно статье № 41 УПК  РФ потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. Также согласно этой же статье по иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

Исходя из статьи № 42 УПК  РФ потерпевший не вправе:

1. Уклоняться от явки  по вызову дознавателя, следователя  и в суд;

2. Давать заведомо ложные  показания или отказываться от  дачи показаний;

3. Разглашать данные предварительного  расследования, если он был  об этом заранее предупрежден;

При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу.

За отказ от дачи показаний  и за дачу заведомо ложных показаний  потерпевший несет ответственность  в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. За разглашение  данных предварительного расследования  потерпевший несет ответственность  в соответствии со статьей № 310 УК РФ.

По уголовным делам  о преступлениях, последствием которых  явилась смерть лица, права потерпевшего, предусмотренные статьей № 42 УПК  РФ, переходят к одному из его  близких родственников.

В случае признания потерпевшим  юридического лица его права осуществляет представитель. Участие в уголовном  деле законного представителя и  представителя потерпевшего не лишает его прав, предусмотренных статьей  № 42 УПК РФ.

2. Соединение и  выделение уголовных дел

2.1 Понятие, значение и виды предварительного следствия

Для выявления преступлений, всестороннего и объективного их расследования возбуждается уголовное дело. Преступление считается раскрытым после утверждения прокурором обвинительного заключения. Возбуждение уголовного дела было выделено в отдельную стадию производства по уголовным делам.  Непосредственно за стадией возбуждения уголовного дела следует стадия предварительного расследования. Ее содержанием является деятельность органа дознания, следователя и прокурора, направленная на то, чтобы с помощью производства следственных действий по сбору доказательств быстро и полно раскрыть преступление, всесторонне и объективно установить обстоятельства дела, изобличить виновных в совершении данного преступления, обеспечить привлечение их к уголовной ответственности и подготовить материалы уголовного дела для судебного разбирательства. Кроме этого по конкретному уголовному делу необходимо выяснить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, принять меры к их устранению, а также принять меры к возмещению причиненного преступление ущерба. Расследование определяется как предварительное, потому что оно осуществляется до судебного разбирательства дела, в ходе которого, как известно, решается вопрос о виновности лица в совершении преступления и назначается наказание за совершенное деяние. Однако в судебном заседании исследуются в основном материалы, собранные на предварительном следствии. Поэтому для того, чтобы суд имел возможность разрешить уголовное дело и вынести приговор, орган расследования должен собрать достаточные доказательства, которые могут быть положены в основу приговора. Помимо этого на предварительном следствии могут быть установлены обстоятельства, дающие основание прекратить уголовное дело.

Предварительное расследование  проводится по подавляющему большинству  дел, направляемых для разбирательства  в суд. Особый порядок прохождения  уголовных дел предусмотрен лишь по делам частного обвинения (ст. 389 УПК РК) и по делам с протокольной формой досудебной подготовки материалов (гл. 37 УПК РК). Однако и по ним в  определенных случаях может быть проведено предварительное следствие  при дознании.   Предварительное расследование бывает двух видов: предварительное следствие и дознание.  Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к этому виду производство по большинству уголовных дел, кроме исключительных (в соответствии со ст. 191 УПК РК), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может вестись и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает суд или прокурор необходимым. Предварительное следствие по уголовным делам производится следователями Комитета национальной безопасности, органов внутренних дел и налоговой полиции (ч. 3 ст. 191 УПК РК). В исключительных случаях его могут производить начальники следственных отделов, а также прокуроры. При этом на них распространяются все полномочия следователей. Следователь вправе возбуждать уголовное дело, производить по нему предварительное следствие. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент принять дело к производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий, предусмотренных ст. 200 УПК РК.Все решения о направлении следствия и производства следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или решения суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение. Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые по конкретному делу в письменном виде. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора по расследуемому делу, он вправе обжаловать их вышестоящему прокурору (ч. 6 ст. 64 УПК РК).  По расследуемым им делам следователь имеет право знакомиться с оперативно- розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания в производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия в производстве следственных действий.

 

2.2 Дознание и его формы

Производство дознания основывается на том же законодательстве, что  и предварительное следствие. Акты дознания имеют такое же юридическое  значение, что и акты предварительного следствия. Перечень органов дознания дан в части 2 статьи 65 УПК РК. Это: органы внутренних дел; органы юстиции по делам о преступлениях, связанных с проявлением неуважения к суду и нарушениями порядка исполнения судебных решений; органы налоговой полиции – по делам о преступлениях, связанных с нарушениями налогового, финансового законодательства, а также законодательства о лицензировании; таможенные органы по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей; органы военной полиции – по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений; командиры пограничных частей – по делам о нарушении законодательства и Государственной границы РК, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РК; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, в случае отсутствия органа военной полиции, - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными или военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах РК, других войсках и воинских формированиях РК, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; по делам о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений; руководители дипломатических представительств, консульских учреждений и полномочных представительств РК – по делам о преступлениях, совершенных их работниками в стране пребывания; органы государственной противопожарной службы – по делам о всех преступлениях, связанных с пожарами. Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целях выявления и раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренным Законом об оперативно- розыскной деятельности и другими актами. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными подразделениями. Оперативно-розыскной деятельностью принято считать осуществляемые гласно и негласно мероприятия в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия начинается органом дознания и состоит из производства неотложных следственных действий по установлению следов преступления. К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Данная форма дознания ограничена 10-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. По истечении этого срока дело направляется следователю. После передачи дела орган дознания вправе производить по нему следственные действия (и розыскные) только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативные меры для его установления и сообщает следователю о результатах. Другая форма дознания осуществляется при расследовании дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Она представляет собой расследование в полном объеме и завершается не передачей дела следователю или прокурору, а составлением обвини-тельного заключения или постановления о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности: в частности, нормальный срок такого дознания – один месяц; по окончании дознания его материалы предъявляются только обвиняе-мому, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания (ст. 287 УПК РК).

2.3 Понятие и значение общих условий предварительного расследования

Выполнению задач предварительного расследования служат определенные законом требования, которые принято  именовать общими условиями предварительного следствия. Общие условия, или требования, представляют собой законодательно закрепленные правила, соблюдение которых  обязательно по всем без исключения уголовным делам. Соблюдение общих  условий создает предпосылки  полноты, всесторонности и объективности  предварительного расследования и способствует реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.  Существует несколько классификаций общих условий предварительного расследования. Законодатель, закрепляя статьей 191 УПК РК обязательность предварительного следствия, в Главе 24 определяет следующие общие условия производства предварительного следствия:                         - последовательность и место производства предварительного следствия (ст. 192, 193 УПК РК);- сроки предварительного следствия, начало и окончание предварительного следствия (ст. 194, 195, 196 УПК РК);

- процессуальная самостоятельность  лиц, уполномоченных вести расследование  и осуществлять контроль (ст. 197, 198, 199, 200 УПК РК).

Общие правила производства следственных действий перечислены  в статье 201 УПК РК. Согласно им:

1) Следователь, привлекая  к участию в следственных действиях  предусмотренных законом лиц,  удостоверяется в их личности, разъясняет им права и обязанности,  а также порядок производства  следственного действия;

2) Производство следственного  действия в ночное время не  допускается, за исключением случаев,  не терпящих отлагательства;

3) При производстве следственных  действий могут применяться технические  средства и использоваться научно  обоснованные способы обнаружения,  фиксации и изъятия следов  преступления и вещественных  доказательств;

4) При производстве следственных  действий недопустимо применение  насилия, угроз и иных незаконных  мер, а равно создание опасности  для жизни и здоровья участвующих  в них лиц;

5) Следователь вправе  привлечь к участию в следственных  действиях работника органа дознания.

Еще одно из общих условий  предварительного следствия – принятие следователем какого-либо процессуального  решения, на основе которого выносится  постановление (ст. 202 УПК РК).

В ходе производства следственного  действия или после его окончания  составляется протокол следственного  действия, к которому могут прилагаться  фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы и  т.д., выполненные при производстве следственного действия (ч. 7 ст. 203), а также официальный документ специалиста, составленный им по результатам  исследования в ходе производства следственного  действия (ч. 8 ст. 203 УПК РК).

           При принятии мер к выявлению и установлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, следователь вправе привлекать население и общественные объединения к участию в раскрытии преступлений и их расследовании. В частности, в соответствии со статьей 204 УПК РК, следователь вправе внести в соответствующие государственные органы, организации и лицам, исполняющим в них управленческие функции, представление о принятии мер по устранению установленных при производстве по уголовному делу обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона.

И, наконец, указанное в  Главе 24 условие – недопустимость разглашения данных предварительного следствия и дознания.

Кроме того, в Главе 5 «Ведение производства по уголовному делу» законодатель выделил еще несколько условий, общих не только для предварительного расследования, но и производства по уголовному делу в целом. Среди них  выделим два: соединение и выделение  уголовных дел (ст. 48 УПК РК и ст. 49 УПК РК).

2.4 Особенности соединения и выделения уголовных дел

            В ходе реализации функции уголовного преследования могут возникать ситуации, когда по одному и тому же факту разные уполномоченные органы самостоятельно возбуждают уголовные дела и параллельно ведут досудебное расследование. Обнаружение данного факта ведет к немедленному исключению двух производств в отношении одного и того же круга лиц и обстоятельств. В противном случае допускается нарушение принципа недопустимости повторного осуждения и уголовного преследования.

Могут возникать ситуации, когда раздельное производство в  отношении разных обвиняемых по поводу одних и тех же событий препятствует созданию целостной картины преступления, чем затрудняется достижение целей  правосудия. Устранение этих обстоятельств  возможно путем соединения данных уголовных  дел в одно. Соединение и выделение уголовных дел является одним из основных общих условий, как предварительного расследования, так и всего производства по уголовному делу. Содержание и выделение уголовных дел регламентируется статьями 48, 49 УПК РК. В этих статьях содержатся правила, соблюдаемые при производстве данных действий: они могут производиться с целью обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, с учетом роли обвиняемых в расследуемом преступлении, их вины, невозможности производства по делу со многими обвиняемыми и пр.

Соединение в одно производство предусмотрено для трех категорий  дел:

- по обвинению нескольких  лиц в совершении, в соучастии  одного или нескольких преступлений. Здесь речь идет о соучастии  в преступлении или преступлениях,  когда участники объединены единством  намерения;

Информация о работе Потерпевший и его процессуальное положение