Понятие, общая характеристика и система преступлений против общественной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть террористический акт, особенности и отличия его состава преступления с точки зрения уголовно-правовых характеристик.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать сущность, структуру и виды преступлений против общественной безопасности, рассмотреть уголовно-правовое содержание террористического акта, уголовно-правовые характеристики данного преступления, значение и степень общественной опасности, отграничить состав данного преступления от смежных составов.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Анализируя  действия соисполнителей террористической деятельности, следует исходить из того, что это всегда активные действия, которые, соединяясь с аналогичными действиями другого лица, обеспечивают совершение взрыва, поджога и иных террористических преступлений. Можно также признать соисполнителем лицо, которое вело себя пассивно или бездействовало, если по условиям соглашения это было необходимо1).

Если исполнитель  террористического преступления по определенным обстоятельствам (смерть, невменяемость, добровольный отказ, деятельное раскаяние и т.п.) не подлежит уголовной ответственности или освобождается от нее, то ответственность остальных соучастников террористической деятельности не исключается. Соучастники могут привлекаться к уголовной ответственности за покушение на совершение террористического преступления, если исполнитель, скажем, на стадии неоконченного покушения, добровольно отказался от совершения преступления2).

 Вместе с  тем в ч. 5 ст. 34 УК РФ говорится  об ответственности соучастников за приготовление к преступлению и покушение на него лишь в том случае, если исполнитель не довел преступление до конца по не зависящим от него обстоятельствам. О добровольном отказе исполнителя речи не идет. Поэтому неясно, каковы в этом случае пределы ответственности соучастников террористической деятельности. Бесспорно, что этот вопрос имеет принципиально немаловажное значение и требует законодательного разрешения. По нашему мнению, независимо от того, не довел ли исполнитель террористическое преступление до конца по не зависящим от него обстоятельствам либо вследствие добровольного отказа, остальные соучастники подлежат уголовной ответственности за фактически содеянное ими.

Руководствуясь вышесказанным, следует отметить, что субъект такого преступления как террористический акт — это любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Это положение применительно к рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку в национальном и религиозном терроризме, как показывает практика, принимает участие довольно много подростков. В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать преступные действия. Субъектами терроризма могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

Вопросы уголовно-правовых характеристик терроризма и его  квалификации находятся в фокусе многих современных исследователей. При этом справедливо отмечается, что если признаки объективной стороны  терроризма достаточно полно исследованы, то признаки субъективной стороны, в частности цель терроризма, все еще нуждаются в продолжении всесторонних исследований наукой уголовного права.

Субъективная  сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий и желает их совершить.

Обязательным  признаком субъективной стороны  терроризма является цель — нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решения органами власти1).

Статья 205 Уголовного кодекса РФ (в первоначальной редакции) в качестве целей терроризма называла нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти.

Федеральный закон  РФ "О борьбе с терроризмом" (в первоначальной редакции) определял, что целями терроризма являются:

1) нарушение  общественной безопасности;

2) устрашение  населения;

3) оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;

4) прекращение  государственной или иной политической  деятельности государственного  или общественного деятеля;

5) провокация  войны или осложнение международных  отношений.

Как видно, на момент принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г. и Федерального закона РФ «О борьбе с терроризмом» 1998 г. законодатель не выработал единой концепции, связанной  с пониманием целей терроризма.

Окончательно  вопрос о соотношении целей терроризма, содержащихся в Уголовном кодексе  РФ и Федеральном законе о терроризме, был решен совсем недавно Федеральным  законом РФ от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».

Статья 205 Уголовного кодекса РФ стала именоваться  «Террористический акт», а цели террористического акта (как проявления терроризма в конкретном общественно опасном преступном деянии) и в Уголовном кодексе РФ, и в Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму» стали определяться единообразно, как воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями.

Цель представляет собой идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия или деятельности; их идеальный, внутренне-побуждающий мотив1).

Нарушение общественной безопасности и устрашение населения  представляют собой средство для  реализации основной цели террористов, на достижение которой направлены все  их действия и бездействие, - заставить  органы власти принять выгодное террористам решение. Мотивы совершения террористических актов - это не только насилие, нажива, месть и т.д. Ныне это преступление в значительной степени превратилось в политический феномен и мотивы тоже стали в значительной степени политическими или комбинированными.

Очевидно, что  само по себе нарушение общественной безопасности либо устрашение населения  не могут считаться целями терроризма. Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий только в этих целях еще не позволяет квалифицировать содеянное как терроризм. Указанные ближайшие цели служат этапом в достижении основной цели террористов - оказании воздействия на принятие решений органами власти - и являются средством достижения данной цели.

Особенность цели терроризма заключается в том, что  она оправдывает исключительно  общественно опасные средства своего достижения, в связи с чем деятельность лица становится преступной не только в силу объективных признаков общественно опасного деяния, но и благодаря ее общей целевой направленности. Уголовно-правовую оценку получать должны не цель, средство и результат изолированно друг от друга, а целенаправленная деятельность в целом1).

В диспозиции первоначальной редакции статьи о терроризме законодатель необоснованно свел к одному знаменателю цели разного уровня, находящиеся друг с другом в отношениях зависимости и соподчинения. Так, цели нарушения общественной безопасности и устрашения населения имеют вспомогательное значение по отношению к цели оказания воздействия на принятие решений органами власти. Для правильной квалификации терроризма правовое значение приобретает установление его конечной, а не промежуточных целей2).

Таким образом, несмотря на достаточно последовательное изложение законодателем новой редакции ст. 205 Уголовного кодекса РФ, можно сделать вывод, что террористический акт в более глубоком определении – это совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, направленное на нарушение общественной безопасности и устрашение населения с целью оказания воздействия на принятие решений органами власти и (или) международными организациями, а также угроза совершения указанных действий с той же целью.

 

2.4 Отграничение террористического акта от преступлений

со смежными составами

 

Определенные затруднения вызывает и разграничение таких очень схожих по многим признакам преступлений, как террористический акт и бандитизм, диверсия, пиратство.

Бандитизм – создание устойчивых вооруженных групп (банд) в целях нападения на организации или граждан, руководство такими группами, (бандами), а также участие в них или участие в совершаемых бандой нападениях. Объектом бандитизма также является общественная безопасность. Основными разграничивающими признаками этих преступлений выступают элементы объективной стороны и цели совершения преступлений1).

Обязательный  признак объективной стороны бандитизма – создание организованной устойчивой вооруженной группы из двух и более лиц, заранее объединившихся для нападения на граждан или организации (банды). При террористическом акте создание террористической группировки – лишь приготовление к квалифицированному терроризму, а террористический акт, совершенный организованной группой, - квалифицированный терроризм.

Нападение – основное общественно опасное действие бандформирований. Террористический акт не связан с насилием над конкретными людьми и представителями государственных и общественный организаций, он, скорее, представляет собой «рассеянную» угрозу или опасность населению, обществу.

Вооруженность – обязательный признак бандитизма, в то время как при террористическом акте возможны действия, не связанные с наличием или применением оружия.

Но главное различие содержится в целях этих преступлений. Целями бандитских нападений являются различные корыстные интересы: завладение имуществом, оружием, наркотиками, запугивание и т.п. Целью же террористического акта стоит устрашение населения, оказание воздействия на властные органы, т.е. это скорее идеологические цели.

Отграничение  террористического акта от диверсии (ст. 281 УК РФ) заключается в том, что по законодательной обрисовке действия (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ) диверсия почти полностью совпадает с террористическим актом. Но, если в ст. 281 УК РФ, говорящей о диверсии, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то к террористическому акту, кроме названных непосредственно в ст. 205 УК РФ, относятся еще самые разнообразные иные действия.

Диверсия окончена в момент самого причинения вреда, главной  составляющей которого является причинение материального ущерба; террористический акт не окончен в момент создания опасности наступления общественно  опасных последствий.

Целью диверсии является само уничтожение или повреждение  материальных объектов, чтобы непосредственно  таким путем подорвать мощь государства; террористический акт не преследует цель убить, уничтожить, повредить, главное  – запугать население, воздействовать на принятие решения органами власти, поэтому террористу «достаточно» создания опасности, хотя, как уже ранее отмечалось, террористические действия не всегда заканчиваются только созданием опасности1).

Существенным  разграничивающим признаком является демонстративность, ультимативность  действий при террористическом акте.

Различие между  рассматриваемыми преступлениями состоит  и в объекте посягательства –  общественная безопасность при террористическом акте и экономическая безопасность Российской Федерации – при диверсии.

Таким образом, для квалификации деяния как террористического  акта необходимо, помимо прочих указанных  в ст. 205 УК РФ обстоятельств, наличие  одной из следующих целей: 1) нарушение  общественной безопасности; 2) устрашение населения; 3) оказание воздействия на принятие решения органами власти.

Рассматривая пиратство  и терроризм, нельзя не заметить, что  имеется некоторая общность уголовно-правового  состава указанных деяний. Общий  объект этих преступлений образуют межгосударственные и общественные отношения внутри государства в сфере обеспечения безопасности морского судоходства. При нападении на суда преступники нередко используют схожие орудия, средства и способы, прибегая к насилию или к угрозе его совершения в отношении людей. Правда, необходимо отметить, что при совершении актов терроризма преступники используют более широкий спектр орудий и средств.

Субъективная сторона  этих преступлений характеризуется  виной в форме прямого умысла, при котором лица осознают общественно опасный характер своих действий, желают их совершения, преднамеренно совершают противоправные действия по отношению к объектам нападения. Однако принципиальное отличие заключается в мотиве, на которые идут преступники, совершая данные преступления.

Для пиратов целью  преступления является захват судна  и находящихся на нем людей  и имущества из-за корыстных побуждений, т.е. в целях наживы.

Следует отметить, что  в российском уголовном праве  нет понятия морского терроризма. Действия, которые подпадают под квалификацию терроризма, содержаться в положениях статьи 205 УК РФ (террористический акт). Если сравнивать положения статей 227 (пиратство) и 205 УК РФ, то можно провести следующие схожие черты. Так, согласно ст. 227 УК РФ (пиратство) и ст. 205 УК РФ (террористический акт) общий объект этих преступлений общественные отношения в сфере обеспечения общественной безопасности. Однако местом совершения пиратских действий являются морские пространства, а террористический акт может совершаться в любом месте (на суше, в море, в воздушном пространстве).

Таким образом, необходимо отметить, что террористический акт  имеет много общих и схожих черт как с преступлениями против общественной безопасности, так и  преступлениями других групп. Причин подобному явлению много – от использования подобных методов и орудий совершения преступлений, до схожести целей и мотивов некоторых видов преступлений. Естественно, это несколько затрудняет их классификацию, поэтому требуется более детальное определение и характеристика понятий всех видов преступлений.

Информация о работе Понятие, общая характеристика и система преступлений против общественной безопасности