Понятие, общая характеристика и система преступлений против общественной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть террористический акт, особенности и отличия его состава преступления с точки зрения уголовно-правовых характеристик.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать сущность, структуру и виды преступлений против общественной безопасности, рассмотреть уголовно-правовое содержание террористического акта, уголовно-правовые характеристики данного преступления, значение и степень общественной опасности, отграничить состав данного преступления от смежных составов.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Личность, общество и государство - важнейшие объекты  безопасности, которые взяты под  охрану российским законодательством, в том числе и уголовным. Признание  человека, его прав и свобод наивысшей  социальной ценностью предполагает создание надлежащих социальных условий, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность людей, нормальное функционирование общественных и государственных институтов.

«Террористический акт», «террористы», «террористическая  деятельность» – эти понятия  практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена также  и тем, что вопросы, связанные с наказанием за совершение террористического акта, профилактика и борьба с террористической деятельностью, имеют на современном этапе развития государства очень важное значение, как для общества, так и для каждого человека.

В течение нескольких десятилетий террористический акт как преступление против общественной безопасности является объектом интенсивного научного исследования. Степень изученности данной темы с одной стороны, раскрывается значительным количеством научных работ, таких авторов как В.Т. Батычко,       Э.Г. Гайдук, А.В. Жеребченко, В.С. Комиссаров, А.В. Наумов, В.В. Устинов и др., а с другой - многие теоретические и практические аспекты проблем этого вида преступлений остаются не изученными в полной мере.

Объект исследования:  уголовно-правовое определение террористического акта как особого вида преступлений против общественной безопасности, формы законодательного противодействия терроризму.

Предметом исследования являются: уголовно-правовые нормы  российского законодательства об ответственности за террористический акт, российское законодательство о терроризме, научная литература по уголовному праву.

Цель работы: рассмотреть террористический акт, особенности и отличия его состава преступления с точки зрения уголовно-правовых характеристик.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие  задачи: охарактеризовать сущность, структуру  и виды преступлений против общественной безопасности, рассмотреть уголовно-правовое содержание террористического акта, уголовно-правовые характеристики данного преступления, значение и степень общественной опасности, отграничить состав данного преступления от смежных составов.

Методологической  основой работы является диалектический метод познания социально-правовых явлений; общенаучные (индукция, дедукция, анализ, синтез, системно-структурный и др.) и частнонаучные методы познания (формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой).

Структура курсовой работы обусловлена ее целью и объектом. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие, общая характеристика и система преступлений против

общественной безопасности

 

1.1 Сущность и значение преступлений против общественной безопасности

 

Преступления против общественной безопасности - это умышленные или неосторожные общественно опасные  деяния, причиняющие существенный вред или создающие реальную угрозу причинения вреда безопасным условиям жизни  общества.

Как и Кодексы 1922, 1926 и 1960 гг., Уголовный кодекс 1996 г. сохранил в главе 24 Особенной части, предусматривающую статьи о преступлениях, которые посягают на общественную безопасность (ст. 205-227 УК). Однако в отличие от ранее действовавших кодексов видовой объект главы 24 определяется только как общественная безопасность. К тому же система соответствующих норм подверглась существенным изменениям, поскольку современный период характеризуется качественно иным состоянием общества, новым уровнем решаемых задач, другими подходами к обеспечению безопасности интересов общества1).

Что касается собственно понятия «общественная безопасность», то оно впервые было использовано в Уголовном кодексе 1922 г. в названии гл. 8 Особенной части «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок»2). В российской юридической науке до сих пор ведутся дискуссии относительно понимания общественной безопасности, поскольку с одной стороны она является частью родового объекта преступления, а с другой стороны – видовым объектом преступлений предусмотренных главой 24 Уголовного кодекса РФ.

В настоящее время  законодательство не дает расшифровку  понятия «безопасность». Базовое  определение данного понятия содержалось в ранее действовавшем Законе РФ  № 2646-1 от 05 марта 1992 г. «О безопасности».   В ст. 1 указанного закона безопасность пояснялась как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Руководствуясь сложившейся  ситуацией, часть ученых юристов определяют сущность общественной безопасности как совокупность нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающих достаточный уровень личной безопасности членов общества и самого общества в целом1).

Высокая степень социальной опасности обусловливается не только количественной характеристикой, но и внутренними свойствами самих преступлений против общественной безопасности (особенностями объекта и деяния, разнообразным характером последствий). Преступления против общественной безопасности разрушают сложившиеся общественно полезные социальные связи, которые складываются между различными субъектами в процессе их деятельности. Они объективно вредны для неопределенно широкого круга общественных отношений (неприкосновенности личности, сохранности имущества, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, экологической безопасности и т.д.), а их последствия достаточно тяжелы для общества.

Особенностью преступлений против общественной безопасности является и тот факт, что они объективно вредны для широкого круга общественных отношений (безопасности личности, нормальной деятельности предприятий, учреждений, организаций и других социальных институтов). При совершении преступлений против общественной безопасности вред причиняется интересам не конкретного человека, а общественно значимым интересам - безопасным условиям жизни общества в целом. При этом непосредственному преступному воздействию могут подвергаться такие социальные ценности, как нормальные и безопасные условия жизни всего общества, общественный порядок, безопасность при производстве различного рода работ и обращении с общеопасными предметами.

Поэтому вышеизложенные свойства преступлений против общественной безопасности позволяют  отграничивать их от преступлений против личности (убийств, причинения вреда здоровью и т.п.), собственности (хищений, уничтожения или повреждения имущества), порядка управления и т.д. Если в статьях о преступлениях против личности и собственности защищаются интересы пусть индивидуально не определенной, но все-таки конкретной личности или организации, то нормы о преступлениях против общественной безопасности имеют целью защиту безопасных условий жизнедеятельности общества в целом.

В последнее время  значительную угрозу для России приобретает  международный и государственный терроризм, превращающий мирное население в объект силового воздействия с целью дестабилизации обстановки, запугивания людей, лишения их способности оказывать организованное противодействие. 
Совершенно ясно, что терроризм - явление не новое, но еще не изученное до конца. Очевидно и то что общество и государство в различных условиях могут проявлять себя по разному, в зависимости от масштабов угрозы и действий со стороны террористических групп и объединений.    В связи с этим, Государственной Думой 06 марта 2006 г. был принят Федеральный закон «О противодействии терроризму»1).

Как угроза национальной безопасности России терроризм охватывает своим деструктивным воздействием все основные сферы общественной жизни страны, все более приобретая значение одного из основных факторов, препятствующих стабилизации социально-политических отношений в стране. Специфика механизма террористического воздействия обусловливает многоплановость разрушительного влияния терроризма на всю систему общественных отношений, а также его повышенную опасность, особенно в связи с возрастанием угрозы развития массового терроризма к использования его субъектами средств массового поражения.

Современная социальная и общественно-политическая обстановка в России характеризуется ростом криминальных тенденций, распространением политического экстремизма, усилением угрозы терроризма. Эффективная борьба с терроризмом и предотвращение террористических актов приобретает все более важное значение в системе обеспечения национальной безопасности.

Общественная безопасность как социальное явление и как объект уголовно-правовой охраны носит сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане1).

Обеспечение общественной безопасности - гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества и конкретного гражданина от общественно опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ. Чем больше реальные усилия общества и государства по обеспечению системы общественной безопасности, тем более уверенно чувствуют себя граждане в процессе вступления в различные социальные связи.

 

 

 

1.2 Система и виды преступлений против общественной безопасности

 

Раздел о преступлениях  против общественной безопасности и  общественного порядка как самостоятельное  структурное подразделение в  Уголовном кодексе России выделен  впервые. Принимая решение об объединении  рассматриваемых преступлений в  одну группу, законодатель руководствовался необходимостью обеспечения всесторонней охраны таких важных социальных благ, как безопасность общества и порядок в нем. На протяжении всей истории цивилизации безопасность и порядок являлись одними из главных целей и неотъемлемыми слагаемыми деятельности людей, социальных групп, обществ, государств и мирового сообщества. Забота о безопасности и порядке имманентно присуща каждой частице социальной структуры общества - от конкретного индивида до предельно широкого объединения людей1).

В уголовной науке  нет единства мнений ни в отношении  основных принципов классификации, ни в построении классификационных  систем, ни в способах сбора и  обработки материала. Подобная ситуация осознается учеными как появление  в уголовной науке особой классификационной проблемы, то есть, другими словами, все ученые соглашаются с мнением, что при классификации явлений, объектов и т.д. должно быть единое основание, но в выборе этого основания их мнения расходятся.

 Классификация преступлений, посягающих на общественную безопасность, позволяет не только систематизировать их, но и правильно определить приоритеты объекта уголовно-правовой охраны. В настоящее время существует немало мнений относительно классификаций преступлений против общественной безопасности. Любые частные успехи и неудачи в деле построения классификации имеют общее значение. Применение нестандартных методов, разработка новых принципов классификации интересны практически всем ученым, занятым этими проблемами.

 

Первоначально нужно отметить, что система преступлений против общественной безопасности включает:

1) преступления, связанные с нарушением условий защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства (ст. 205-211, 215'-2153,           227 УК);

2) преступления, связанные с нарушением общественного порядка (ст. 212-          214 УК);

3) преступления, связанные с нарушением правил безопасности при ведении работ, а также обращения взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий, ядерных материалов или радиоактивных веществ        (ст. 215,216-221 УК);

4) преступления, связанные с незаконным оборотом и использованием оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств      (ст. 222—226 УК)1).

Ученые М.П. Ковалев и В.Н. Петрашев рассматривают следующую классификацию:

1) преступления, совершаемые  с целью оказания психического  воздействия на членов общества: терроризм (ст. ст. 205 - 207 УК);

2) преступления, совершаемые  специально организованными преступными  группировками (ст. ст. 208 - 210);

3) преступления, совершаемые  с общеопасным захватом имущества  (ст. ст. 211, 227 УК);

4) преступления против  общественного порядка: массовые  беспорядки (ст. ст. 212 - 214 УК);

5) преступления, совершаемые  при производстве специальных  видов работ (ст. ст. 215, 217 УК);

6) преступления, сопряженные  с нарушением правил безопасности  обращения с общеопасными веществами  и материалами (ст. ст. 218 - 221 УК);

7) преступления, сопряженные  с нарушением правил обращения  с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами (ст. ст. 222 - 226 УК)1).

Затем, в зависимости от характера и степени общественной опасности, преступления против общественной безопасности подразделяются на:

1) преступления небольшой тяжести - призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами (ч. 3 ст. 212 УК); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ч. 1 ст. 217 УК); незаконное обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами (ч. 1 ст. 220 УК); нарушение правил специальной безопасности и безопасности производства определенных работ (ч. 1 ст. 215, 216 и 219, ст. 218 УК); квалифицированный вид незаконного обращения с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ч. 2 ст. 220 УК); незаконное приобретение, сбыт или ношение, а равно незаконное изготовление газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия (ч. 4 ст. 222 и 223 УК); небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК); ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ч. 1 ст. 225 УК);

Информация о работе Понятие, общая характеристика и система преступлений против общественной безопасности