Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 22:37, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа действующих нормативно-правовых актов, правоприменительной и судебной практики, научной литературы проанализировать понятие и порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности.
Этот вид уголовного наказания имеет довольно длительную историю в уголовном законодательстве России. Упоминание об этом виде наказания можно найти и в Русской Правде, в Соборном уложении 1649 г., предусматривалось оно и Уложением о наказаниях 1845 г. На лишение прав состояния указывалось и в Уложении 1903 г.
В Советской России наказание в виде запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью занимало всегда солидное место в Уголовных кодексах, за исключением УК РСФСР 1922 г., где такого наказания не предусматривалось.
Не изменили традициям и авторы УК РФ 1996 г. Законодатель только несколько изменил содержание анализируемого наказания по сравнению с УК РСФСР 1960 г. Так, согласно ч. 1 ст. 47 УК РФ данный вид наказания заключается в "лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью".
Из анализа данного вида наказания следует, что его содержание заключается в лишении судом виновного права. Лишение же права состоит или в запрете занимать должности, или же в запрете заниматься деятельностью. По мнению некоторых ученых, в ст. 47 УК РФ предусмотрено два различных вида наказания, которые отличаются между собой по кругу лиц12. Если следовать такой логике, получается, что если когда-либо законодатель внесет в диспозицию данной статьи название еще какого-либо права, которого можно будет лишить, то выходит, что тогда можно говорить, что это три отдельных вида наказания. Такая точка зрения представляется нам неверной, это один вид наказания, просто указано, что можно лишить только этих двух прав.
Достаточно важным нововведением в УК РФ 1996 г. является определение сферы применения наказания и ограничение круга лиц, к которым данное наказание может быть применено. В диспозиции статьи прямо указано, что запрещено занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. В отличие от УК РФ ст. 29 УК РСФСР 1960 г. предусматривала наказание в виде "лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью" и при этом не раскрывала, какие должности или какой конкретной деятельностью запрещалось заниматься.
В настоящее время законодатель четко определил сферу применения наказания в виде лишения права занимать определенные должности, ограничив ее кругом лиц, занимающих должности на государственной службе или в органах местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В этом же Законе, в ст. 3, раскрывается понятие "государственный служащий". Так, государственным служащим признается гражданин России, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. К таким лицам в соответствии с Перечнем государственных должностей федеральной государственной службы (утвержден Указом Президента РФ от 03.09.1997) относятся: руководитель аппарата Совета Федерации, советники, референты Председателя Совета Федерации, министры, их заместители, руководители департаментов, начальники отделов и управлений, специалисты министерств и ведомств и т.д.
Органами местного самоуправления согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются: выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований (например, городская дума), а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (например, мэрия, администрация города)13.
Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления могут быть как должностными лицами, так и не относящимися к числу таковых. В то же время в некоторых источниках встречается точка зрения, что данный вид наказания не применяется в отношении должностных лиц, занимающих соответствующие должности в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Представляется, что такая позиция не совсем верна, так как по смыслу закона лишение права занимать должности на государственной службе не содержит никаких исключений, а значит, в необходимых случаях суд может запретить занимать должности и в Вооруженных Силах, и в других воинских формированиях.
Думается, что применение данного наказания возможно в отношении как лиц, которые работают на указанных должностях по договору найма, так и избранных на эти должности.
Лишение права
занимать определенные должности состоит
в запрещении занимать должности только
на государственной службе или в органах
местного самоуправления. Конкретный
вид таких должностей должен быть указан
судом в приговоре. При этом, как разъяснил
Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 Постановления
от 29.10.2009 N 20 "О некоторых вопросах судебной
практики назначения и исполнения уголовного
наказания", при назначении наказания
в виде лишения права занимать определенные
должности в качестве основного или дополнительного
вида наказания суду следует исходить
из того, что данное наказание не предполагает
запрет занимать какую-либо конкретную
должность (например, главы органа местного
самоуправления, начальника штаба воинской
части). Поэтому в приговоре должен быть
указан не перечень, а определенная конкретными
признаками категория должностей, на которую
распространяется запрет (например, должности,
связанные с осуществлением функций представителя
власти либо организационно-
По приговору суда администрацией указанных в части первой комментируемой статьи органов прекращается трудовой договор с осужденным, а в трудовую книжку осужденного должна быть внесена запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать.
Лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной, адвокатской деятельностью, управлением транспортом, охотой). При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности14.
То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не исключает возможности назначения данного вида наказания.
вид наказания может быть применен и в качестве основного, и в качестве дополнительного. Как основное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в случаях, когда это указано в санкции применяемой статьи УК. Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться судом вне зависимости от того, предусмотрено ли оно соответствующей статьей Особенной части УК, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранить за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако суд в описательной части приговора обязан привести мотивы принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица.
Сроки данного вида наказания составляют от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. Однако для случаев, специально предусмотренных статьями Особенной части УК, законодатель оговорил, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания может устанавливаться на срок до двадцати лет (например, статьи 131, 132, 134, 230 УК и др.).
Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.
При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения15.
4. Исполнение
наказания в виде лишения
В Обзоре кассационной
практики Судебной коллегии по уголовным
делам Верховного Суда РФ за первое полугодие
2011 г. указано, что суд, назначая С. наказание
по совокупности преступлений в виде лишения
свободы на 5 лет, вместе с тем в соответствии
со ст. 47 УК РФ лишил его права занимать
должности, связанные с осуществлением
функций представителя власти, выполнением
организационно-
Думается, что применение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью отнюдь не противоречит сущности условного осуждения, а, напротив, дополняет его, стимулирует осужденного к надлежащему соблюдению условий испытательного срока. Так, по данным М.Ю. Дворецкого, проводившего анкетный опрос судей о применении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 78,3% из них высказались за целесообразность такого наказания, в частности и как дополнительного16.
Проблема ответственности врача, обусловленная его ненадлежащей профессиональной деятельностью, на протяжении последних десятилетий остается одной из наиболее обсуждаемых в сфере медицинского права. При этом, как правило, дискуссии разворачиваются вокруг различных аспектов уголовной и гражданско-правовой ответственности врача, а вопросам административной ответственности медицинских работников уделяется меньшее внимание.
Одним из видов наказания, применяемого к врачам-специалистам, осужденным по ч. 2 ст. 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности"), ч. 2 ст. 118 УК РФ ("Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности"), ст. 290 УК РФ ("Получение взятки"), является лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания" лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной деятельностью, управлением транспортом, охотой). Рассмотрим следующие правовые коллизии, возникающие при вынесении судом приговора о применении к врачу-специалисту наказания в виде лишения права заниматься врачебной деятельностью на срок до трех лет.
Во-первых, ни Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", ни Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предусматривают такого вида деятельности, как "врачебная деятельность". Среди источников медицинского права данный термин упомянут в ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", согласно которой "право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи имеет врач-психиатр, получивший высшее медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Как следствие, первым затруднением будет неясность в вопросе о том, что конкретно запрещено осуществлять врачу-специалисту, если он не является врачом-психиатром.
Информация о работе Понятие наказания и его виды в системе российского уголовного права