Отказ в возбуждении уголовного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

И так цель данной работы является разобраться и про анализировать основания прекращения уголовного преследования и уголовного дела в досудебном производстве.

Основными задачами в данной курсовой работе является:
рассмотрение основных положений о уголовном преследовании и уголовном деле;
разобрать поводы и основания к возбуждению уголовного дела;
рассмотреть порядок отказа от возбуждения уголовного дела;
определить виды и формы уголовного преследования

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

Глава 1. Общие положения о уголовном деле. Основания возбуждения и прекращения уголовного дела…………………………………………………...5
Понятие и значение уголовного дела…………………………………….5
Поводы и основания к возбуждению уголовного дела…………………8

1.3 Порядок отказа от возбуждения уголовного дела…………………….11

Глава 2. Общие положения о уголовном преследовании……………………..17

2.1 Понятие и сущность уголовного преследования………………………17

2.2 Виды и формы уголовного преследования…………………………….18

Глава 3. Основания прекращения уголовного преследования и уголовного дела………………………………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..…....29

Файлы: 1 файл

возбуждение и отказ в возбуждении УД.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

   Наиболее  обширное определение уголовному преследованию  было предложено профессором М.С. Строгоновичем. Он отмечал, что уголовное преследование представляют собой сложную деятельность, в которую «входят, прежде всего, действия следственных  органов  и прокуратуры, заключающиеся в собирании доказательств, уличающих обвиняемого ии устанавливающих отягчающих» его вину обязательства. Затем в уголовное преследование  входят  действия органом следствия и прокуратуры, заключающиеся в  применении к нему в наказания (привлечения к уголовной ответственности, применении меры пресечения, вызов на допрос, производство обыска и др.). Наконец, к уголовному преследованию относятся действия прокуратуры, которые направленные на то, чтобы обосновать  перед судом предъявленное обвинение, убедить суд в виновности обвиняемого и необходимости применить к нему заслуженное наказание (передача прокурором дела в суд с обвинительным заключением, участие прокурора в подготовительном и судебном заседании).

   В целом они образуют самостоятельный  уголовно- процессуальный институт.

   Уголовное преследование является одним из основных понятий, используемых в УПК. Оно отражено в п. 45 ст. 5 УПК, в соответсвии с которым уголовное преследование представляет собой  важнейшую уголовно-процессуальную функцию – функцию обвинения.

     С начала XIX в. осуществление уголовного преследования было поручено органам  прокуратуры. Именно на прокуроров возложили обязанность не только наблюдать, «не происходит ли где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода», но и следить, «нет ли упущения и послабления преступлениям, а наипаче сокрытия нетерпимых злодеяний».2

     Таким образом, уголовное преследование  является одним из основных понятий, используемых в УПК. Уголовное преследование - это процессуальная деятельность осуществляемая стороной обвинения  в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, т.е. собирание доказательств, уличающих в совершении преступления лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

    1. Формы и виды уголовного преследования

     При характеристике уголовного преследования  как одного из проявлений функции обвинения нельзя не учитывать того, что в УПК РФ оно раскрывается также указанием на три его вида, т. е. указанием на то, что оно может осуществляться в публичном, частно - публичном и частном порядке (ч. 1 ст. 20).

     В соответствии с  этим все уголовные дела подразделены на три категории в зависимости от содержания преступлений, по поводу которых ведется производство.

     Самой распространенной категорией дел являются дела, по которым уголовное преследование  осуществляется в публичном порядке, т.е. дела публичного обвинения. Они составляют большинство уголовных дел. При производстве по этим делам уголовное преследование отдано полностью в ведение государственных органов и должностных лиц, наделяемых полномочиями участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения (прокурор, следователь, дознаватель, органы дознания). Закон возлагает на эти органы и должностные лица обязанность в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать все предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении (ч. 2 ст. 21).

     К делам частно- публичного обвинения отнесены дела лишь о 9 разновидностях преступлений.3 Основная особенность производства по этим делам заключается в том, что они могут быть возбуждены только при наличии жалобы лица, которому соответствующим деянием причинен вред. Дальнейшее производство выполняется по общим правилам, т.е. в порядке, установленном для дел публичного обвинения.

     Дела  частного обвинения – это дела о 4 разновидностях преступлений.4 Специфика этих дел состоит прежде всего в том, что они могут быть возбуждены лишь при наличии жалобы потерпевшего (частного обвинителя) и должны быть прекращены в случае его примирения с обвиняемым.

     Уголовное преследование производится в формах дознания и предварительного следствия. Закон определяет дознание как форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Орган дознания (дознаватель) осуществляет свою деятельность в двух формах – путем производства неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 38 УПК РФ), и посредством полного расследования по делам, не требующим предварительного следствия, т.е. дознания (гл. 32 УПК РФ). Первая из форм дознанием не именуется, а представляет собой специфическую деятельность, предшествующую предварительному следствию.

     В первом случае деятельность органа дознания (дознавателя) представляет собой первоначальный этап расследования («по горячим следам») и имеет целью проведение неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления с последующей передачей уголовного дела прокурору. Срок такой деятельности – 10 дней.

     Во  втором случае дознание представляет собой упрощенное предварительное расследование. Оно отличается от предварительного следствия: 1) по субъекту проведения; 2) по срокам (срок дознания – 20 дней, а при продлении прокурором – 30 дней); 3) по процессуальной форме (дознание может быть окончено путем составления обвинительного акта, а не обвинительного заключения); 4) по степени процессуальной самостоятельности (обжалование дознавателем указаний прокурора не приостанавливает их исполнения – см. комментарий к ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

     Закон предусматривает проведение дознания по широкому кругу уголовных дел  о преступлениях небольшой и  средней тяжести. К предметной, т.е. определяемой квалификацией деяния, подследственности органов дознания отнесены статьи УК РФ, которые охватывают множество составов преступлений (о посягательстве на личность, здоровье граждан, общественный порядок, экологию, порядок осуществления правосудия, собственность, экономику, порядок управления и др.). Максимальная мера наказания по уголовным делам, подследственным органам дознания, – пять лет лишения свободы. Особенностью подследственности является то, что дознание ведется только по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц.

     Однако  неясно, кто будет расследовать уголовные  дела о преступлениях, относящихся  к предметной подследственности  органов дознания, если лицо, совершившее  деяние, неизвестно (например, дела о  кражах, мошенничестве, грабеже без  отягчающих обстоятельств и т.д.). Представляется, что этот вопрос должен быть урегулирован законодателем.

     Статья 150 УПК РФ включает в подследственность  органов дознания и дела частного обвинения (ст. ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130 УК РФ). При этом следует иметь  в виду, что закон (ч. 1 ст. 318 УПК РФ) устанавливает, что такие уголовные дела возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье, по общему правилу не требуют предварительного расследования и непосредственно после возбуждения рассматриваются мировым судьей. Однако надо учесть, что согласно ч. 3 ст. 318 УПК РФ прокурор при определенных обстоятельствах вправе возбудить уголовное дело частного обвинения и направить его для производства предварительного расследования, которое будет осуществляться в форме дознания.

     Помимо  уголовных дел, непосредственно  составляющих подследственность органа дознания, прокурор вправе передать ему  для проведения расследования и  другие уголовные дела о преступлениях  небольшой и средней тяжести (по общему правилу входящие в подследственность следователей), если по характеру этих дел их расследование не представляется сложным.

     Большинство преступлений, подследственных органам  дознания, расследуется дознавателями  органов внутренних дел Российской Федерации. Дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности – некоторые преступления, связанные с несением пограничной службы, дознавателями службы судебных приставов – некоторые преступления против правосудия, дознавателями таможенных органов – простая контрабанда и уклонение от таможенных платежей, а дознавателями органов Государственной противопожарной службы – криминальные возгорания (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

     По  письменному указанию прокурора  уголовные дела о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 статьи 150 УПК РФ, могут быть переданы для производства предварительного следствия. Это следует признать целесообразным в тех случаях, когда по уголовному делу, расследуемому в форме дознания, выявится большое количество соучастников, появятся иные сложности в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, и т.п. Поэтому прокурор вправе передать уголовное дело следователю, не дожидаясь окончания срока дознания. Кроме того, следует иметь в виду, что закрепленное ч. 4 комментируемой статьи правило не имеет в виду случаи, когда уголовное дело «автоматически» передается прокурором следователю при истечении предельных сроков дознания, установленных в ч. 3 ст. 223 УПК РФ (т.е. 30 суток).

     Таким образом уголовное преследование  делится на 3 вида, оно может осуществляться в публичном, частно - публичном и частном порядке. Так же уголовное преследование производится в формах дознания и предварительного следствия. 
 
 
 
 

     Глава 3. Основания прекращения  уголовного преследования  и уголовного дела в досудебном производстве.

     Производство по делу прекращается по основаниям и в порядке, установленным в главе 4 и главе 29 УПК. Решения принимаемые по делу, могут быть подразделены по нескольким признакам.

     Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования могут носить материально-правовой (отсутствие события преступления, отсутствие состава преступления, смерть подозреваемого или обвиняемого, истечение сроков давности и др.) и процессуальный характер (отсутствие заявления потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, отсутствие согласия суда на привлечение в качестве обвиняемого лиц, указанных в п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 448 УПК, наличие вступившего в законную силу приговора суда и др.).

     Основания прекращения дела могут быть реабилитирующимися и не реабилитирующими. О прекращении производства по делу или прекращении уголовного преследования выносится постановление.

     К "общим положениям" УПК относятся  основания прекращения уголовного дела и основания прекращения  уголовного преследования. Вопрос о  прекращении уголовного дела или уголовного преследования может быть решен в любой стадии процесса.

     В досудебном производстве предварительное  расследование может быть окончено прекращением уголовного дела и уголовного преследования или только прекращением уголовного преследования конкретного лица. Прекращение уголовного преследования одновременно выражает освобождение лица от уголовной ответственности. Закон указывает основания к прекращению уголовного дела, которые влекут за собой одновременно и прекращение уголовного преследования лица, если оно было подозреваемым или обвиняемым по делу (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК). Уголовное дело прекращается, например, ввиду отсутствия события преступления, по поводу которого было возбуждено уголовное дело. Уголовное преследование всегда прекращается в отношении подозреваемого или обвиняемого, поэтому если основания прекращения уголовного преследования относятся не ко всем подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, то прекращается уголовное преследование в отношении конкретного лица, а производство по уголовному делу продолжается (ч. 5 ст. 213 УПК).

     Различие  между прекращением уголовного дела и уголовного преследования выражено в "основаниях прекращения уголовного дела" (ст. ст. 24 - 26 УПК) и "основаниях прекращения уголовного преследования" (ст. ст. 27, 28 УПК), а также в правилах принятия этих решений.

     Среди оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования  есть те, которые относятся к реабилитирующим, как было сказано выше, (например, отсутствие в деянии состава преступления или непричастность лица к преступлению), и такие, которые хотя и влекут прекращение уголовного дела и уголовного преследования, но не реабилитируют лицо, поскольку оно совершило запрещенное уголовным законом деяние, но в силу оснований, указанных в уголовном кодексе, освобождается от уголовной ответственности (например, прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон). Реабилитирующие основания в соответствии со ст. 133 УПК влекут полное восстановление лица в правах, которых он был лишен или в которых был ограничен в связи с признанием его подозреваемым или обвиняемым по делу (или осужден).

Информация о работе Отказ в возбуждении уголовного дела