Надзор за соблюдением прав человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:07, реферат

Краткое описание

Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд 1). Речь идет о защите политических, трудовых, юридических, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.

Оглавление

1. Ведение………………………………………………………….3
2. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина…….....4-6
3. Акты прокурорского реагирования…………………………...6-7
4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 30
«Об организации прокурорского надзора за
исполнением законов, соблюдением прав и свобод
человека и гражданина»………………………………………7-9
5. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина……….........................9-12
6. Протест и представление прокурора………………………….12
7. Работа прокурора с обращениями граждан…………………..12-17
8. Приоритетные направления прокурорского надзора
за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…….18-19
9. Заключение……………………………………………………...20
10.Список литературы…………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Реферат по прокурорскому надзору.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

   Представление  об устранении нарушений прав  и свобод человека и гражданина  вносится прокурором или его  заместителем в орган или должностному  лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

   Протесты и  представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.

 

Работа прокурора  с обращениями граждан

 

   Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

   Работа с обращениями  граждан занимает значительное место в общем объёме работы органов прокуратуры. Ежегодно прокурорами и следователями всех уровней рассматриваются и разрешаются сотни тысяч жалоб и заявлений граждан. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры, в последние годы неизменно возрастает. Это говорит о том, что граждане России широко используют предоставленное им ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод, торжества добра над злом.

   Право обращения  граждан с жалобами и заявлениями,  будучи одним из важнейших  социально-правовых институтов, активно  используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определённой мере и охраны государственных интересов.

   Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

   - о нарушениях  прав и свобод граждан, допускаемых  в регионе;

   - о преступлениях  и других общественно опасных  правонарушениях, совершаемых как  лицами, проживающими в регионе,  так и другими лицами;

   - об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;

   - об органах  и должностных лицах, не выполняющих  требования законодательства об  обращениях граждан, т.е., иными  словами, не принимающих меры  к удовлетворению жалоб и заявлений.

   Не менее важным  является и то, что в органы  прокуратуры поступает информация  от граждан о недостатках и  нарушениях в работе самой  прокуратуры, в частности:

   - о процессуальных  нарушениях, допускаемых следователями  в ходе ведения предварительного следствия по уголовным делам;

   - о непринятии  мер к привлечению к ответственности  правонарушителей и к устранению нарушений законов;

   - о недостойном,  по мнению граждан, поведении  работников прокуратуры как в  процессе исполнения служебных  обязанностей, так и в общественных местах (в быту), и иная информация.

   Работу по рассмотрению  и разрешению заявлений, жалоб  и иных обращений граждан и  приёму посетителей организует и контролирует прокурор-руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащийся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению.

   В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется отдел писем и приёмная, а в прокуратурах субъектов федерации – отделы, группы или старшие помощники по рассмотрению писем и приёму граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы.

   В органах прокуратуры осуществляется личный приём граждан (посетителей). Он организуется таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приёма посетителей. В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, принятых на личном приёме, делается соответствующая запись в книге личного приёма, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение.

   Порядок рассмотрения  и разрешения заявлений, жалоб  и иных обращений, поступающих  в органы прокуратуры, определяется  нормами действующего законодательства и приказами Генерального прокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.

   После регистрации  все поступившие в орган прокуратуры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жалобы.

   Поступающие в  прокуратуру заявления, жалобы  и иные обращения граждан рассматриваются  и разрешаются в порядке и  в сроки, установленные федеральным законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки – 15 дней, если иной не предусмотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов федерации и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие прокуратуры – безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.

   Безотлагательно  также рассматриваются обращения,  поступающие от Президента РФ, Председателя Правительства РФ  и его заместителей, руководителя  Администрации Президента РФ, Секретаря  Совета Безопасности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, Уполномоченного по правам человека в России, руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также обращения, взятые на контроль председателями комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.

   Срок разрешения  обращений при наличии оснований  может быть продлён прокурором  или его заместителем. Об этом  уведомляется заявитель с объяснением  причины продления срока разрешения обращения.

   По результатам проверки, проведённой по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействительным, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства об административном правонарушении или уголовного дела.

   В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируется причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, к совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.

 

 

 

Приоритетные  направления прокурорского надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

  Защита прав и  свобод всех категорий граждан  средствами прокурорского надзора уже сама по себе является основным приоритетным направлением в деятельности прокуроров. В связи с тем, чьи права и свободы ни были нарушены, прокурор не может оставаться безучастным. Он обязан принять все предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.

   В особом внимании  со стороны прокурора нуждаются  такие категории населения, как  беженцы и вынужденные переселенцы,  права и законные интересы которых далеко не всегда соблюдаются.

Будучи вынужденными покинуть места постоянного проживания, часто лишенные средств к существованию, они нередко не находят понимания  и поддержки у местной администрации  и среди населения. Следует также назвать граждан, оказавшихся безработными по независящим от них причинам, которые нуждаются в социальной защите.

   В центре внимания  прокурора должны находиться  семьи и отдельные граждане, пострадавшие  от техногенных и природных  катастроф и аварий, а также от преступных посягательств, так как выделяемые государством для оказания им помощи средства порой расходуются не по назначению.

   Для военных  прокуроров особо актуальным  является соблюдение прав и  свобод военнослужащих срочной  службы, а также военнослужащих, участвующих в боевых операциях, поскольку в силу специфики службы и боевой деятельности реализация многих прав и свобод, принадлежащих им как и всем гражданам, приостанавливается, и они, кроме того, не в состоянии в полную меру лично защищать свои интересы.

   Многочисленные  нарушения законодательства об  образовании, рост числа подростков, оставивших общеобразовательные  учебные заведения, подчёркивает  необходимость активизации прокурорского  надзора за исполнением этого  законодательства. Сказанное относится и к надзору за исполнением жилищного законодательства, включая и законодательство о приватизации жилищного фонда.

   Нуждаются в  защите средствами прокурорского  надзора также политические, экономические  и иные права граждан, в том  числе и их право на свободу мысли и слова, передвижение и выбор места жительства, вероисповедание, личную неприкосновенность, занятие предпринимательской деятельностью, владение частной собственностью, включая недвижимость и т. д.

   В поле постоянного  внимания прокурора должно находиться исполнение законодательства об обращениях граждан. Дело в том, что от того, как соответствующие руководители (владельцы) предприятий, учреждений, организаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявлений и иных обращений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предоставленных им прав и свобод.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Работа по надзору  за соблюдением прав и свобод  человека и гражданина находит  отражение в текущих и перспективных планах работы прокуратуры. Мероприятия по защите их прав и свобод обычно включаются во все разделы планов работы. Эти мероприятия могут быть сгруппированы в самостоятельные разделы планов. Организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не отличаются заметной спецификой от организации работы по надзору за исполнением законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ, Москва ЭКСМО, 2003 – 47стр.

2. Федеральный закон  № 168-ФЗ « О прокуратуре» Москва, 2005.

3. Приказ Генеральной  прокуратуры РФ № 30 от 22.05.1996г.

4. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под        общ.ред. Ю.Е. Винокурова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 352стр.

5. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан // Законность. 1997. № 8. С. 18-14.

6. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник. М.: Зерцало, 1998.

7 . Прокурорский надзор в РФ: Учебник. / Под ред. Проф. А.А. Чувилева. М.: Юрист, 1999.


 



Информация о работе Надзор за соблюдением прав человека и гражданина