Надзор за соблюдением прав человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:07, реферат

Краткое описание

Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд 1). Речь идет о защите политических, трудовых, юридических, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.

Оглавление

1. Ведение………………………………………………………….3
2. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина…….....4-6
3. Акты прокурорского реагирования…………………………...6-7
4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 30
«Об организации прокурорского надзора за
исполнением законов, соблюдением прав и свобод
человека и гражданина»………………………………………7-9
5. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина……….........................9-12
6. Протест и представление прокурора………………………….12
7. Работа прокурора с обращениями граждан…………………..12-17
8. Приоритетные направления прокурорского надзора
за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…….18-19
9. Заключение……………………………………………………...20
10.Список литературы…………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Реферат по прокурорскому надзору.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ПРОКУРОРСКОМУ НАДЗОРУ

НА ТЕМУ:

 «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

 

 

 

 

 

Проверила: Выполнила:

Преподаватель Студентка 3 курса (мод.группы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИРКУТСК 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Ведение………………………………………………………….3

2. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за 

   соблюдением прав и свобод человека и гражданина…….....4-6

3. Акты прокурорского  реагирования…………………………...6-7

4. Приказ Генеральной  прокуратуры РФ № 30

    «Об организации  прокурорского надзора за

     исполнением  законов, соблюдением прав и свобод

     человека  и гражданина»………………………………………7-9

5. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением

     прав и свобод человека и гражданина……….........................9-12

6. Протест и представление прокурора………………………….12

7. Работа прокурора с обращениями граждан…………………..12-17

8. Приоритетные направления прокурорского надзора

     за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина…….18-19

9. Заключение……………………………………………………...20 10.Список литературы…………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВДЕНИЕ

 

 

   Российская прокуратура  традиционно стояла на страже  прав и свобод человека и  гражданина, и прокуроры всегда  делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд 1). Речь идет о защите политических, трудовых, юридических, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность, предмет  и задачи прокурорского надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 

   Защита прав  и свобод человека и гражданина  средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор – его в первую очередь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина.

   Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст. 26 Закона о прокуратуре. Он включает в себя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

   Органы прокуратуры  не подменяют иные государственные  органы и должностных лиц, которые  осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

   Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами и должностными лицами, когда граждане уверены, что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и органов прокуратуры.

    Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации. Эти задачи в значительной мере совпадают с задачами, решаемыми прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов.

   Генеральный прокурор  требует от всех прокуроров, чтобы  надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина  находился в центре их постоянного  внимания и чтобы прокуроры  остро реагировали на факты  ущемления прав и свобод личности. При этом предметом особой заботы прокуроров должно быть соблюдение прав и свобод слабозащищенных категорий населения (инвалидов, престарелых, детей, потерявших родителей и некоторых других).

   Прокурорам особенно  внимательно следует относиться к жалобам и заявлениям граждан об ущемлении их прав и свобод, своевременно рассматривать и разрешать подведомственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к восстановлению нарушенных прав и свобод

   Прокурор должен  быть особенно нетерпим к фактам проявления бездушия к гражданам со стороны соответствующих органов и должностных лиц, к которым обратились граждане с просьбой о защите своих прав и свобод, непринятия ими мер по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.

   Следует отметить, что одна из главнейших задач прокуратуры как федерального правозащитного органа – это защита общественных и личных интересов. В связи с этим прокуроры обязаны в первую очередь предпринимать такие действия и меры, которые способствует защите прав и свобод всех или многих граждан, проживающих в стране или регионах.

 

Акты прокурорского  реагирования

1. Протест – это такой акт прокурорского надзора, который приносится на противоречащий закону правовой акт или должностному лицу, которые издали этот акт либо в вышестоящий орган, либо вышестоящему должностному лицу. Если в установленном законом порядке протест прокурора не рассмотрен, то прокурор вправе обратиться в суд. Протест рассматривается незамедлительно, и по истечению десяти дней прокурору письменно сообщается о результатах его рассмотрения.

2. Представление – это такой акт прокурорского реагирования, который вносится на устранение нарушения закона в тот орган или  тому должностному лицу, которые способны эти нарушения устранить. Представления рассматриваются безотлагательно, и в течение 1 месяца прокурору предоставляются в неизменном виде.

3. Предостережение о недопустимости нарушения закона – это такой акт прокурорского реагирования, который объявляется в письменной форме должностному лицу.

4. Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела, либо производства об административном правонарушении. 

 

Приказ Генерального прокурора № 30

  В целях совершенствования  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и  свобод человека и гражданина, приведения его в соответствие с новыми правовыми и социально-экономическими реалиями.

  Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Приказ Генеральной  прокуратуры РФ № 30 «Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 22.05.1996г., выделяет следующие положения:

- обеспечить надзор  за соответствием конституций  республик, уставов, законов, нормативных  актов субъектов РФ, а также  уставов муниципальных образований  Конституции РФ и федеральным  законам. При этом прежде всего  исходить из установленного распределения компетенций между РФ, составляющими её субъектами и органами местного самоуправления.

- деятельность прокуроров  по надзору за исполнением  законов, законностью правовых  актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать, исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушении закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

- проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т. п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь – для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

- конкретными и систематическими действиями реализовать приоритетное направление прокурорского надзора – соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными ( законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).

 

Полномочия  прокурора по надзору за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина.

   Осуществляя надзор  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор в полную меру использует полномочия, применяемые им при осуществлении надзора за исполнением законов, которые закреплены в ст. 22 Закона о прокуратуре. При этом основным правовым средством выявления нарушений прав и свобод граждан также является прокурорская проверка, проводимая при наличии сведений о нарушении законов.

   В соответствии со ст. 27 указанного Закона прокурор  при осуществлении возложенных  на него функций по защите  прав и свобод человека и  гражданина кроме того:

   - рассматривает и проверяет  заявления, жалобы и иные сообщения  о нарушении прав и свобод  граждан. Работа с обращениями  граждан занимает большое место  в деятельности прокуроров. Она  подчинена исключительно решению  задачи охраны прав и свобод человека и гражданина.

   - разъясняет пострадавшим  порядок защиты их прав и  свобод. В связи с тем, что  многие граждане имеют слабое представление о порядке защиты своих прав и свобод, прокуроры на личном приёме граждан, во время иных встреч с трудящимися, через средства массовой информации разъясняют им, какими правами и свободами они обладают и как следует защищать, если они нарушаются. Прокуроры знакомят граждан, в частности, с процедурой судебной защиты их прав и свобод, с основаниями обращения в другие органы по защите прав и свобод, при необходимости оказывают помощь инвалидам, престарелым и некоторым другим категориям граждан в составлении исковых заявлений и иных документов, предъявляемых в суды.

    - принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причинённого ущерба слабозащищённых в социальном отношении категориям граждан (при их согласии).

  - использует полномочия, предусмотренные статьёй 22 настоящего Федерального закона.

   В тех случаях, когда  нарушение прав и свобод человека  и гражданина носит характер  административного правонарушения,

 прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передаёт сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях соответствующих составов.

    Предупреждению нарушений  прав и свобод человека и  гражданина служит вся надзорная и иная деятельность прокурора, а также проводимая им предупредительно-профилактическая работа, выражающаяся в чтении лекций и проведении бесед на правовые темы, в выступлениях в средствах массовой информации, консультировании граждан и должностных лиц и в иных формах доведения до масс требований законов. Своевременное выявление прокурором нарушений законов и принятие им мер к их устранению пресекают противоправные действия, препятствуют их распространению. Большую роль в предупреждении нарушений прав и свобод играет объявление должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона, если прокурор обладал сведениями о готовящихся нарушениях.

   В случаях нарушения прав  и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор предъявляет и поддерживает в судах и арбитражных судах иски в интересах пострадавших. Этим правом прокурор пользуется, как правило, тогда, когда пострадавший по своему состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

   При наличии  оснований полагать, что нарушение  прав и свобод человека и  гражданина носит характер преступлении, прокурор возбуждает уголовное  дело и принимает предусмотренные  законом меры к тому, чтобы  лица, его совершившие, были подвергнуты  уголовному преследованию.

   Из всего выше  сказанного, можно сделать вывод,  что прокуроры наделены необходимыми  полномочиями, позволяющими им надёжно  отстаивать права и свободы  человека и гражданина. Эти полномочия  рассчитаны на активное их  применение прокурорами. 

 

 

Протест и представление  прокурора

 

    Согласно статье 28 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Надзор за соблюдением прав человека и гражданина