Наконец, на учете
разыскиваемых состоят скрывшиеся лица,
материалы в отношении которых переданы
в аппараты уголовного ро-зыска в связи
с тем, что первоначальные розыскные действия,
про-водившиеся инспекцией, к успеху не
привели.
Одна из важнейших
обязанностей инспекций -- контроль за
трудоустройством осужденного.
Закон определяет,
что срок исправительных работ исчисляется
в месяцах и годах, в течение
которых осужденный работал и
из его зарплаты производились удержания
Зубков А.А. Уголовно-исполнительное право
Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2003.-
С. 64.
Течение срока
отбывания наказания начинается
со дня получения организацией, где
работает осужденный, предписания инспекции
и приговора суда. С этого дня
из заработной платы осужденного
долж-ны производиться удержания. Если
он в момент получения предпи-сания находится
в отпуске, началом срока отбывания наказания
будет день, когда он приступил к работе
и из его заработка начали произ-водить
удержания.
При исчислении
срока отбывания наказания следует
иметь в виду, что осужденный обязан
отработать в течение месяца не меньше
числа рабочих дней, приходящихся на каждый
месяц в соответствии с ус-тановленным
графиком работы. Если он проработал в
данном месяце большее количество рабочих
дней, то все равно в срок отбывания наказания
засчитывается один месяц, но из заработка
за дни, прора-ботанные сверх нормы, удержания
по приговору суда не производят-ся. Если
же отработанное количество рабочих дней
меньше установ-ленного и нет оснований
для включения недостающих дней в срок
наказания, то этот срок продлевается
до полного отбытия наказания. Поэтому
фактический календарный срок не может
быть меньше на-значенного, но может превышать
назначенный судом срок наказания.
В срок отбывания
наказания в виде исправительных
работ, кроме тех дней, когда осужденный
работал и из его заработка производились
удержания, засчиты-ваются дни, когда он
не работал по уважительным причинам и
получал заработную плату. Это касается
времени отпуска -- основного и дополнительного,
исполнения государственных или общественных
обязанностей (например, обязанностей
свидетеля, вызванного к сле-дователю
или в суд), периода болезни, ухода за больным.
Засчиты-вается также время, в течение
которого осужденный официально был признан
безработным. Естественно, что все указанные
обстоятельства должны быть подтверждены
соответствующими документами.
Время, проведенное
под стражей по данному делу, засчитывается
из расчета один день пребывания под
стражей за три дня исправи-тельных
работ.
Не засчитывается
в срок отбывания наказания время болезни,
вы-званной опьянением или действиями,
связанными с опьянением, а также время
отбывания административного взыскания
в виде ареста или исправительных работ
либо время заключения под стражу в по-рядке
меры пресечения по другому делу Уголовно-исполнительное
право России /Под ред. В.И. Селиверстова.
- М.: Юристъ, 2000. - С.242.
Что касается отпуска
по беременности и родам, то представление
соответствующего медицинского документа
служит основанием для постановки перед
судом вопроса о предоставлении
осужденной от-срочки отбывания наказания
в порядке ст. 82 УК. При длительной (свыше
четырех месяцев) болезни осужденного
уголовно-исполнительная инспекция направляет
представление в суд о предоставлении
ему отсрочки исполнения приговора или
об освобождении от наказания.
Одна из важных
функций инспекций заключается
в контроле за правильностью удержаний.
Удержания должны производиться
со всей суммы заработной платы по
основному месту работы, включая
все виды денежных премий, предусмотренных
установленными сис-темами оплаты труда
и не носящих характера единовременного
по-ощрения. Не имеют значения периодичность
выплаты премий и ис-точники финансирования.
Из суммы заработка не исключаются на-логи
и другие платежи. Не имеют значения другие
претензии к осуж-денному по исполнительным
документам.
Удержания не должны
производиться из пенсий и пособий,
по-лучаемых в порядке социального
обеспечения и социального страхо-вания,
а также из выплат, в том числе
премий, единовременного ха-рактера,
не предусмотренных системой заработной
платы; из заработка за дни, проработанные
сверх графика, из других сумм, не яв-ляющихся
заработной платой.
Если часть
доходов осужденный получает в натуральном
виде, удержания производятся с учетом
натуральной части зара-ботной платы.
В последнее
время возник вопрос об определении
заработка лиц, работающих в различных
коммерческих структурах, где зарплата
выплачивается не регулярно, а по
мере получения дохода в связи
с выполнением той или иной
работы, завершением торговой сделки
и т.п. Общее правило заключается в том,
что должен учитываться весь доход по
основному месту работы, полученный за
время отбывания наказания, или та часть
дохода, которая приходится на время отбы-вания
наказания.
Работники инспекций
обязаны ежемесячно проверять поступле-ние
удержаний по учетным карточкам. Принимая
меры к взысканию в случае задержки. Суммы,
излишне удержанные по разным основа-ниям,
возвращаются.
Новый Уголовно-исполнительный
кодекс установил правило, в соответствии
с которым уголовно-исполнительная
инспекция, сам осужденный или администрация
организации, где он работает, вправе заявлять
в суд ходатайство о снижении размера
удержаний в случае ухудшения материального
положения осужденного. Решение о снижении
размера удержаний выносится с учетом
всех доходов осужденного.
Исправительные
работы представляют собой наказание,
связан-ное с исправительным воздействием.
Поэтому к осужденным приме-няются
основные средства воздействия, указанные
в уголовно-исполнительном законодательстве,
и в первую очередь режим, труд, вос-питательная
работа, и в меньшей степени -- общеобразовательное
и профессионально-техническое обучение
Уголовно-исполнительное право России
/Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Юристъ,
2000. - С.243.
Осужденные
к исправительным работам трудятся
в коллективе рабочих и служащих, в большинстве
своем на старом месте работы, где их хорошо
знают. Это облегчает проведение с ними
воспитательной работы, которая должна
осуществляться как администрацией, коллективом
и общественными объединениями по месту
работы, так и сотрудниками уголовно-исполнительной
инспекции. Формы этой работы могут быть
самыми разнообразными: индивидуальные
и групповые беседы, взаимодействие с
родственниками (особенно, когда речь
идет об осуж-денных молодого возраста)
и т.п. Важная мера воспитательного воздействия
на осужденных -- обя-занности и запреты,
которые может устанавливать уголовно-исполнительная
инспекция.
Заключение
В
заключении отмечу,
что на про-тяжении истории
развития наказания
в виде исправительных
работ уровень кары
в этом наказании постепенно
сни-жался, но возрастала
профилактическая направленность,
что проявилось особенно
при регламентации его
исполнения в новом
Уголовно-исполнительном
кодексе Российской
Федерации. Вместе с
тем приходится констатировать,
что фактическое применение
исправительных работ
постепенно сокращается,
несмотря на то, что
законодатель увеличивает
в Уголовном кодексе
число санкций, в которых
включено наказание
в виде исправительных
работ.
В
соответствии с ч.1.
ст. 45 УК РФ исправительные
работы применяются
только в качестве основного
вида наказания.
Назначение судом
исправительных работ основывается
на двух вариантах правовых оснований.
Первый вариант: в санкции статьи
Особенной части УК РФ, по которой
квалифицировано преступление, совершенное
подсудимым, исправительные работы предусмотрены
в качестве единственной меры наказания
или альтернативно одной из двух или нескольких
мер наказания.
Второй вариант
оснований содержит совокупность возможностей
замены других видов наказаний исправительными
работами: в порядке замены штрафа, от
уплаты которого злостно уклоняется осужденный,
исправительными работами как более строгим
видом уголовного наказания (ч.5. ст. 46 УК
РФ); когда суд в порядке ст. 64 УК РФ принимает
решение назначить осужденному наказание
более мягкое, чет то, которое предусмотрено
за совершенное преступление; в случаях
замены лишения свободы исправительными
работами, предусмотренными ст. 80 УК РФ;
при отсрочке отбывания наказания беременным
женщинам и женщинам, имеющим малолетних
детей, когда лишение свободы заменяется
исправительными работами.
Осужденные к
наказанию в виде исправительных
работ ограничиваются в определенных
правах. К основным правоограничениям
относятся: удержание части заработка
в доход государства, запрещение осужденному
увольняться с работы по собственному
желанию, ограничение очередного отпуска
осужденного 18-ю рабочи-ми днями. К дополнительным
правоограничениям относятся запрет на
пребывание вне дому в определенное время
суток, покидать место жительства в выходные
дни, а также в период отпуска; пребывание
в определенных местах района (города),
являться в орган внутренних дел на регистрацию
два раза в месяц.
Исполнение исправительных
работ возложено на уголовно-исполнительные
инспекции, которые ведут учет осужденных,
разъясняют порядок и условия отбывания
наказания и исполнения требований приговора
адми-нистрации организаций, в которых
работают осужденные, контролируют поведение
осужденных, при необходимости направляют
их в органы служ-бы занятости для трудоустройства,
применяют меры поощрения и взыска-ния,
а также устанавливают обязанности и запреты,
выдают разрешение на увольне-ние осужденных
с работы по собственному желанию.
Место отбывания
наказания -- предприятия, учреждения и
организации любой формы собственности,
поскольку на каждое из них распрост-раняются
конституционные гарантии и положения
трудового законода-тельства.
Исполнение наказания
в виде исправительных работ инспекцией
начинается после получения распоряжения
суда об исполнении при-говора и копий
приговора, определения, постановления
суда. Каждый осужденный ставится на учет,
на него заводится личное дело. Пер-сональный
учет всех осужденных к исправительным
работам необходим для контроля за их
участием в труде, правильностью удержа-ний
из заработной платы, своевременным снятием
с учета по осно-ваниям, установленным
законом.
Для удобства контроля
за отбывающими наказание установлено
четыре основных вида их персонального
учета: оперативный учет, предварительный
учет, контрольный учет, учет разыскиваемых.
В обязанности
инспекций входит контроль за тру-доустройством
осужденного, контроль за правильностью
удержаний, возложение обязанностей и
запретов. В отношении каждого
осужденного могут быть установлены
все или некоторые запре-ты. При
отсутствии необходимости обязанности
и запреты могут не устанавливаться.
Список
использованной литературы
I. Нормативно-правовые
акты:
Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993 г. - М.: Юристъ,
1996. - 89 с.
Уголовный кодекс
Российской Федерации от 13 июня 1996 года
№ 63-ФЗ (с изм. и доп. от 8.12. 03. № 62 -ФЗ).- М.:
Юрайт, 2004.-176с.
Уголовно-исполнительный
кодекс Российской Федерации от 18 декабря
1996. - М.: Юристъ, 1999. - 327 с.
Постановление
Правительства Российской Федерации
от 20 февраля 1999 г.. № 683 «Об утверждении
Положения об уголовно-исполнительных
инспекциях и норматива их штатной деятельности
численности» // Собрание законодательств
Российской Федерации. - 1999. - № 10. - Ст. 1228.
Определение Верховного
Суда РФ № 11-о05-21 от 15.03.2005 // Правовая информационная
система «Консультант Плюс».
II. Специальная
литература
Бриллиантов А.
Изменения законодательства о наказании
//Российская юстиция. - 2004.- № 5. - С. 35-40.
Деятельность
уголовно-исполнительных инспекций по
исполнению наказаний и иных уголовно-правовых
мер, не связанных с изоляцией от общества.
Методическое пособие / Под ред. Ю.И. Калинина.
- М.: PRI, 2001. - 137 с.
Егоров В.С. Система
наказаний по уголовному праву России.
- Воронеж: НПО «МОДЭК, 2002. - 48 с.
Зубков А.А. Уголовно-исполнительное
право Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М,
2003. - 217 с.
Инструкции о
порядке исполнения наказаний в
виде исправительных работ, лишения
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
и осуществления контроля за поведением
условно осужденных, осужденных беременных
женщин и женщин, имеющих малолетних детей,
к которым применена отсрочка отбывания
наказания
Колоколов Н.А. Исправительные
работы: критерии эффективности //Юридическая
газета. - 2004. - № 17. - С.4, 14.
Колоколов Н.А. Новый
УК РФ: проблемы назначения наказания
// Российский судья, 1999. - № 2. - С. 15-17.
Комментарий к
Уголовному кодексу Российской Федерации
/Под ред. В.М. Лебедева. - М.: НОРМА, 2002. -
С. 127.