Судебная коллегия
не находит оснований для снижения
им наказания.
Поэтому кассационные
жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании
изложенного и руководствуясь ст.
ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия
определила:
приговор Верховного
Суда Республики Татарстан от 17 декабря
2004 года в отношении З. и М. оставить
без изменения, а кассационные жалобы
- без удовлетворения Определение
Верховного Суда РФ № 11-о05-21 от 15.03.2005 //
Правовая информационная система «Консультант
Плюс»..
2.
Условия и порядок
исполнения наказания
в виде испытательных
работ
2.1.
Правоограничения
осужденных к наказанию
в виде исправительных
работ
Осужденные
к наказанию в виде исправительных
работ ограничиваются в определенных
правах. К основным правоограничениям
относятся: удержание части заработка
в доход государства, запрещение осужденному
увольняться с работы по собственному
желанию, ограничение очередного отпуска
осужденного 18-ю рабочи-ми днями.
В период отбывания
исправительных работ из заработка осужденного
производятся удержания в доход государства
в размере, установленном при-говором
суда, в пределах от 5 до 20%. При этом учитывается
вся сумма зара-ботка, без исключения налогов
и других платежей, независимо от наличия
претензий к осужденному по исполнительным
документам (ст. 44 УИК РФ). Удержания не
проводятся из пенсий и пособий, получаемых
в порядке социального обеспечения и социального
страхования, из выплат единовременно-го
характера и не предусмотренных системой
заработной платы.
В случае отмены
или изменения приговора с
прекращением дела удержанные суммы
возвращаются в полном размере.
Ограничения имущественных
прав являются важным, но не единственным
карательным элементом наказания
в виде исправительных работ.
Второй карательный
элемент исправительных работ связан
с запрещением осужденному увольняться
с работы по собственному желанию
без разрешения уголовно-испол-нительной
инспекции.
Если осужденный
не имеет работы, он обязан трудоустроиться
самостоятельно либо встать на учет в
органах службы заня-тости. Осужденный
не вправе отказаться от предложенной
этими органами работы или переквалификации
Комментарий к Уголовному кодексу Российской
Федерации Под ред. В.М. Лебедева. - М.: НОРМА,
2002. - С. 127..
Это ограничение
введено для предуп-реждения уклонения
осужденного от отбывания наказания,
поскольку отбывать данное наказание
могут только работа-ющие осужденные.
Вместе с тем данный запрет имеет
и ка-рательное значение, ибо ограничивает
трудовые права осуж-денных на выбор места
работы по своему усмотрению.
Если инспекция,
рассмотрев и проверив причины увольне-ния,
придет к выводу, что они необоснованны,
она может отка-зать в разрешении.
Отказ инспекции должен быть мотивиро-ван.
Он может быть обжалован как в вышестоящий
орган управления уголовно-исполнительной
системы, так и в суд. Решение суда является
окончательным, и если суд согласился
с доводами осужденного, это дает ему право
на увольнение.
Ограничивая права
осужденного на изменение места
работы, закон не запрещает ему менять
по своему усмотрению место жительства.
Поэтому нельзя согласиться с выс-казанной
точкой зрения, что ограничения в изменении
места работы влекут в известной степени,
хотя и специально не оговоренные Уголовным
Кодексом, и ограничения по изме-нению
его места жительства.
Третий карательный
элемент исправительных работ - ограничение
очередного отпуска осужденного 18-ю
рабочи-ми днями. Закон предоставляет
отбывающему наказание право
на ежегод-ный оплачиваемый отпуск,
однако продолжительность его ограниче-на
18 рабочими днями. В соответствии с Трудовым
кодексом РФ минимальная продолжительность
ежегодного отпуска для рабочих и служащих
ус-тановлена в 28 Календарных дней (ст.
115 ТК РФ).
Кроме ежегодного
отпуска, Трудовой кодекс РФ предусматривает
допол-нительные отпуска. Отбывающим исправительные
работы в общеустановленном порядке предоставляются
эти отпуска и отпуска в связи с временной
нетрудоспособностью, а также по беременности
и родам. Поскольку эти отпуска связаны
с состоянием здоровья осужденного, понятно,
что факт осуждения их касаться не должен.
Интересным
нововведением в правовую регламентацию
исправительных работ, предусмотренным
УИК РФ, явилось установление обязанностей
и запретов для осужденных к рассматриваемому
наказанию.
Обязанности и
запреты устанавливает уголовно-исполнительная
инспекция. У инспекции практически никаких
мер воздействия на осужденных не было,
ибо такие взыскания, как выговор, на нарушителей
режима не действовали. Новый Уголовно-исполнительный
кодекс предусмотрел целую сис-тему обязанностей
и запретов, которые может устанавли-вать
инспекция. В отношении каждого осужденного
можно ввести все или некоторые запреты.
При отсутствии необхо-димости обязанности
и запреты могут не устанавливаться. Практика
административного надзора, где применяются
ана-логичные меры, свидетельствует о
нецелесообразности их установления с
самого начала в полной мере. Этим будет
исключена возможность усиления запретов
в будущем. Инс-пекция при введении запретов
для каждого лица учитывает характер и
степень общественной опасности совершенного
преступления и личности осужденного,
его поведение в пе-риод отбывания наказания.
Кроме того, принимается во вни-мание характер
тех нарушений, которые допускает осуж-денный,
ибо установление запретов преследует
цель как наказать осужденного, так и предупредить
совершение но-вых нарушений с его стороны.
Налагаемые
запреты могут выражаться в следующем:
осужденному может быть запрещено
уходить из дома в оп-ределенное
время; покидать место жительства в
выходные дни, а также в период отпуска;
пребывать в определенных местах района
(города); осужденный может быть обязан
до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную
инс-пекцию для регистрации.
Запрещение
ухода в вечернее время может
быть при-менено к лицу, замеченному в
вечернее время в нетрезвом состоянии
в общественных местах. Покидать место
житель-ства в выходные дни и в период
отпуска может быть запре-щено тому, кто
допускает прогулы, уезжает в рабочее
время на охоту, на рыбную ловлю. Осужденный
может быть лишен права посещать пивные,
места, пользующиеся пло-хой репутацией,
и т.д.
Перечисленные
обязанности и запреты устанавливают-ся
на срок до шести месяцев. Если этого
оказывается недо-статочно - запрет
может быть продлен еще на срок
до шести месяцев и т.д., но в пределах
срока наказания, отбываемого данным осужденным.
Следует признать ошибочным утверждение,
что инспекция может продлить этот срок
каждый раз до шести месяцев в пределах
максимального срока отбывания исправительных
работ, который в соответ-ствии с ч. 1 ст.
50 УК РФ установлен в 2 года. Если согласиться
с этим мнением, то дополнительные обя-занности
могут быть сохранены и после отбытия
наказания, например, если оно назначено
на срок в один год. Такое поло-жение нельзя
признать допустимым, ибо обязанности
и зап-реты являются компонентами наказания
и не могут нала-гаться, когда наказание
уже отбыто, независимо от поведения осужденного
и желательности в интересах его ис-правления
сохранения обязанностей и запретов.
Вместе с
тем возможна и другая ситуация.
Как извест-но, определенная часть осужденных
вследствие прогулов, увольнений и по
другим причинам отбывает назначенный
срок исправительных работ в течение более
длительного срока, чем это указано в приговоре.
Это значит, что лицо, осужден-ное к 2 годам
исправительных работ, может фактически
от-бывать их два с половиной, три года
и т.д. В этом случае и запреты могут быть
сохранены до полного отбытия наказа-ния.
В случае злостного
уклонения от отбывания наказания
лицом, осужденным к исправительным
работам, суд может заменить неотбытое
наказание ограничением свободы, арестом
или лишением свободы из расчета один
день ограничения свободы за один день
исправительных работ, один день ареста
за два дня исправительных работ или один
день лишения свободы за три дня исправительных
работ (ч.4 ст. 50 УК РФ).
Злостно уклоняющимся
от исправительных работ признается
(в соответ-ствии со ст. 46 УИК РФ)
осужденный:
допустивший повторное
наруше-ние порядка и условий
отбывания наказания после того,
как он был пре-дупрежден в письменной
форме за любое из нарушений (непоступление
без уважительных причин на работу в течение
15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной
инспекции либо уклонение от постановки
на учет в органах службы занятости в течение
того же срока, неявка в уголовно-исполнительную
инспекцию без уважительных причин, прогул
или по-явление на работе в состоянии алкогольного,
наркотического или токсичес-кого опьянения
и др.);
скрывшийся
с места жительства, если местона-хождение
его неизвестно. Такой осужденный объявляется
в розыск и может быть задержан с санкции
прокурора на 30 суток. Суд вместе с тем
по сово-купности обстоятельств дела самостоятельно
решает, имело ли место, укло-нение, было
ли оно злостным и должно ли быть наказание
в виде исправи-тельных работ заменено
другим, а если должно, то каким.
Таким образом,
основными правоограничениями осужденных
к наказанию в виде исправительных
работ являются удержания с заработка,
запрет на изменение места работы
и уменьшение срока отпуска.
2.2. Порядок исполнения
наказания в виде исправительных работ
Исполнение
исправительных работ возложено
на уголовно-исполнительные инспекции,
которые ведут учет осужденных, разъясняют
порядок и условия отбывания
наказания и исполнения требований
приговора адми-нистрации организаций,
в которых работают осужденные, контролируют
поведение осужденных, при необходимости
направляют их в органы служ-бы занятости
для трудоустройства, применяют меры поощрения
и взыска-ния, а также устанавливают обязанности
и запреты, выдают разрешение на увольне-ние
осужденных с работы по собственному желанию.
Место отбывания
наказания -- предприятия, учреждения и
организации любой формы собственности,
поскольку на каждое из них распрост-раняются
конституционные гарантии и положения
трудового законода-тельства. Места отбывания
наказания определяются органом местного
самоуправления по согласованию с органом,
исполняющим наказания в виде исправительных
работ, но в районе места жительства осужденного.
Детально правовое
положение и функции инспекции по
исполнению наказания в виде исправитель-ных
работ регламентированы в Положении об
уголовно-исполнительных инспекциях,
утвержденном Постановлением Правительства
Рос-сийской Федерации от 16 июня 1997 г. №
729.
Обращение к
исполнению приговора, определения или
постанов-ления возложено на суд. Не позднее
трех суток со дня вступления названного
решения в законную силу либо возвращения
дела из кас-сационной инстанции суд направляет
распоряжение об исполнении наказания
и две копии приговора в уголовно-исполнительную
ин-спекцию по месту жительства осужденного.
Если приговор
был изменен кассационной инстанцией,
то одновременно направляются две копии
определения. В том случае, когда
приговор не был обжалован либо оставлен
в силе, прилагается справ-ка о
вступлении приговора в законную силу.
Исполнение
наказания в виде исправительных
работ инспекцией начинается после
получения распоряжения суда об исполнении
при-говора и копий приговора, определения,
постановления суда. Каждый осужденный
ставится на учет, на него заводится личное
дело. Пер-сональный учет всех осужденных
к исправительным работам необходим для
контроля за их участием в труде, правильностью
удержа-ний из заработной платы, своевременным
снятием с учета по осно-ваниям, установленным
законом.
Для удобства контроля
за отбывающими наказание установлено
четыре основных вида их персонального
учета Уголовно-исполнительное право
России /Под ред. В.И. Селиверстова. - М.:
Юристъ, 2000. - С.240.
Осужденные, в
отношении которых исполняется
наказание, на-ходятся на оперативном
учете. Это касается основной массы лиц,
от-бывание наказания которыми осуществляется
нормально.
На предварительном
учете состоят лица, которые не
работают. К их числу относятся
не поступившие на работу в течение
15 дней со дня постановки на учет; уволенные
с места прежней работы и не по-ступившие
на новую работу в течение такого же срока;
не работающие без уважительных причин,
а также лица, в отношении которых ве-дутся
первоначальные действия с целью розыска.
На контрольном
учете состоят лица, не работающие
или уволен-ные с работы -- до истечения
15 дней со дня постановки на учет или увольнения;
не работающие в связи с болезнью, если
время болезни не засчитывается в срок
отбывания наказания; выехавшие на терри-торию,
обслуживаемую другой инспекцией, -- до
получения под-тверждения о прибытии направленного
туда личного дела; лица, на-ходящиеся
под стражей в порядке меры пресечения
по другому делу, а также отбывающие арест
или исправительные работы в качестве
мер административного воздействия; осужденные,
которым предо-ставлена отсрочка исполнения
приговора; лица, направленные на ме-дицинское
освидетельствование для определения
трудоспособности или наличия хронической
душевной или иной тяжкой болезни, а также
признанные нетрудоспособными, инвалидами
I или II групп, страдающие хронической
душевной или иной тяжкой болезнью, в от-ношении
которых в суд направлены представления
о замене наказа-ния более мягким (ч. 7 ст.
175 УИК) или об освобождении от нака-зания
(ст. 81 УК, ч. 5 и 6 ст. 175 УИК).