Деятельность следователей ОБЭП

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:56, курсовая работа

Краткое описание

Днем создания подразделений экономической безопасности в составе МВД России считается 16 марта 1937 года, когда приказомНКВД СССР № 00118 в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР был сформирован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (аббр. ОБХСС). Неоднократно изменялись структура и название подразделений экономической безопасности органов внутренних дел. В 2003 году в состав МВД России включены подразделения по налоговым преступлениям, сформированные на базе бывшей Федеральной службы налоговой полиции, созданной 18 марта1992 года.
Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (аббр. ОБЭП) - отдел при управлении Министерстве внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающий и осуществляющий функции МВД по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющий иные функции в соответствии с Положением о Департаменте, нормативными правовыми актами МВД России.
Отдел находится под юрисдикцией департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России), является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. Департамент выполняет функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по организации борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.
Цель прохождения практики изучить раскрыть деятельность следователей ОБЭП.
Задачи прохождения практики:
Раскрыть общую характеристику ОБЭП;
Изучить антикоррупционные мероприятия ОБЭП.

Оглавление

Введение……………………………………………………….…..………….….…3
1 Общие положения об органе по борьбе с экономическими преступлениями…………………………………………………………………………...5
1.1 Основные задачи органа по борьбе с экономическими преступлениями………………………………………………………...…………………6
1.2 Основные функции органа по борьбе с экономическими преступлениями…………………………………………………..…………………….…7
2 Антикоррупционная деятельность ОБЭП…………………………………….12
Заключение……………………….…………………………………………….…20
Список использованных источников ………………...………….……………..22
Приложения..……………………………………………………………….……..25

Файлы: 1 файл

Шкрадова Ю.М.Отчет по практике.doc

— 587.50 Кб (Скачать)

Совершенствует  ведомственное правовое регулирование деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, обеспечивает работу по систематизации и кодификации нормативных правовых актов МВД России по вопросам, находящимся в компетенции Главного управления.

Осуществляет  по поручению руководства Министерства и в установленном порядке защиту интересов МВД России в судах по искам, связанным с неправомерной деятельностью сотрудников Главного управления.

Участвует в  инспектированиях, контрольных и  иных проверках оперативно - служебной деятельности подразделений криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, принимает меры к устранению вскрытых недостатков.

Изучает, обобщает и распространяет положительный отечественный и зарубежный опыт борьбы с преступлениями в сфере экономики. Готовит и направляет в подразделения системы МВД России информационно - аналитические и методические материалы по данным направлениям деятельности.

Организует  и осуществляет взаимодействие с образовательными и научно - исследовательскими учреждениями МВД России по вопросам обучения и переподготовки сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, методического обеспечения учебного процесса и оперативно - служебной деятельности4.

Взаимодействует с Главным управлением собственной безопасности по вопросам обеспечения собственной безопасности, выявления фактов нарушения законности, служебной дисциплины среди личного состава Главного управления и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО.

Участвует в  координации и осуществлении  работы по укреплению дисциплины и законности в деятельности подразделений криминальной милиции, а также по отбору, обучению, расстановке и воспитанию кадров, их профессиональной подготовке, по обеспечению правовой и социальной защиты личного состава подразделений по борьбе с экономическими преступлениями.

 

2 Антикоррупционная  деятельность ОБЭП 

 

Повышение эффективности деятельности в сфере противодействия коррупции обусловлено вышеназванными целями административной реформы и осуществляется по различным направлениям, в том числе и при проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции, что обусловлено нормами Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Проблема противодействия коррупции  является одной из самых острых проблем  в рамках обеспечения безопасности Российского государства, общества и личности. И объективно коррупция выступает реальной угрозой национальной безопасности страны, так как угрожает стабильности и безопасности, нанося ощутимый урон ее социально-экономическому и политическому развитию.

Представляется невозможным противостоять  коррупции путем осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий на различных направлениях. Снизить ее уровень можно, лишь реализуя целостную систему последовательных мер обеспечения безопасности на территории Российской Федерации.

По мнению Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки, "коррупцию следует рассматривать не только как прямой подкуп должностного лица, а как явление, заключающееся в разложении власти, когда служащие и иные лица, уполномоченные выполнять публичные функции, используют свое служебное положение в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах"5.

Выработка целостной государственной  стратегии противодействия коррупции  и осуществление последовательной и скоординированной политики в  этой сфере являются одними из насущных задач правовых преобразований на современном этапе. От их решения зависит реализация национальных интересов России практически во всех сферах общественных отношений.

При этом проблемы формирования и  совершенствования целостной системы антикоррупционного законодательства носят комплексный характер. Они связаны с проблемами компетенции и взаимодействия органов, осуществляющих властные полномочия в сфере противодействия коррупции.

Антикоррупционная политика должна стать  постоянной и неотъемлемой частью государственной политики в целом, на основе продуманной государственной системы противодействия коррупции, которая предусматривает не только принципиальные подходы к проблеме, но и систему взаимосвязанных мер во всех областях жизнедеятельности государства и общества, для эффективной защиты личности, общества и государства от коррупционных посягательств.

С целью выработки  предложений по государственной  политике в области противодействия коррупции при Президенте РФ образован Совет, который к тому же призван осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, а также контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Национальный план противодействия  коррупции, в свою очередь, определяет, что коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Особую роль играет определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:

1) совершенствование  системы и структуры государственных  органов, оптимизацию и конкретизацию  их полномочий;

2) разработку системы  мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне;

3) сокращение категорий  лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий;

4) введение антикоррупционных  стандартов, т.е. установление для  соответствующей области социальной  деятельности единой системы  запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

5) обеспечение справедливой  и равной для всех доступности  правосудия и повышение оперативности  рассмотрения дел в судах;

6) развитие процедур  досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.

В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких  мер в контексте обеспечения  развития страны в целом становятся и настоятельной необходимостью и включают в себя6:

1) специальные требования  к лицам, претендующим на замещение  должностей судей, государственных  должностей Российской Федерации  и должностей государственной  службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;

2) развитие института  общественного и парламентского  контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;

3) совершенствование  механизма антикоррупционной экспертизы  нормативных правовых актов Российской  Федерации;

4) возложение на государственных  и муниципальных служащих обязанности  уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности.

Государственная политика предусматривает систему мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, на основании разработки системы правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности. Государственная политика определяет основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формирует или преобразует органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

В рамках проведения единой государственной политики в области противодействия коррупции необходимо обратить внимание на положения проводимой в Российской Федерации административной реформы.

Необходимым условием оптимизации  функций органов исполнительной власти является ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.

В то же время в ряде органов исполнительной власти возникают дополнительные условия для коррупции. В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:

- наличие полномочий, связанных с распределением значительных  финансовых средств;

- высокая степень свободы  действия, вызванная спецификой  их работы;

- высокая интенсивность  контактов с гражданами и организациями.

В связи с этим необходимо:

- создать специальные  антикоррупционные механизмы в  сферах деятельности государственных  органов с повышенным риском коррупции;

- внедрить экспертизы  нормативных правовых актов и  их проектов на коррупциогенность;

- создать методические  основы оценки коррупциогенности  государственных функций;

- разработать пакет  антикоррупционных нормативных  правовых актов;

- разработать ведомственные  и региональные антикоррупционные  программы.

При этом в качестве основного  направления борьбы с коррупцией в ходе проводимой административной реформы необходимо выделить именно формирование механизмов проведения антикоррупционной экспертизы.

Проведение экспертизы должно выражаться в анализе на коррупциогенность, при оформлении заключения с подготовкой  рекомендаций по устранению обнаруженных коррупциогенных факторов и по включению  в текст превентивных коррупционных  норм, с указанием возможных коррупционных действий и их последствий.

В рамках мероприятий  по внедрению экспертизы нормативных  правовых актов на коррупциогенность  предполагалось разработать методики первичной и специализированной (предметной) экспертизы действующих нормативных правовых актов и вносимых проектов, с учетом проведения их экспертизы, и на основе ее результатов должны быть подготовлены изменения для внесения в нормативные правовые акты и их проекты. Пакет антикоррупционных нормативных правовых актов должен включать в себя также акты о внесении изменений в уголовное законодательство, а также о ратификации международных антикоррупционных конвенций.

В настоящее время  разработано несколько видов  методик проведения экспертизы на коррупциогенность  положений нормативных правовых актов, при этом единые требования, предъявляемые к процедуре антикоррупционной экспертизы, отсутствуют. Не утверждена единая процедура организации и проведения анализа коррупциогенности нормативных правовых актов и их проектов на территории Российской Федерации, с учетом применения базовых критериев, параметров и т.д.

Однако на практике даже проведенная экспертиза и официальный  вариант заключения зачастую игнорируются, причем самим органом, его утвердившим, так как отсутствует обязательность экспертного заключения и ответственность за неисполнение его положений, что требует скорейшего решения по существу.

К коррупциогенным факторам, подлежащим анализу в ходе проведения экспертизы, относятся следующие:

- наличие положений,  дающих должностным лицам возможность широкого усмотрения при принятии административных решений или при совершении иных действий, в пределах своих должностных полномочий;

- отсутствие конкретизации  сроков, порядка проведения процедур  либо ссылки на регламентацию  их определенным актом, отсутствие исчерпывающего перечня предоставляемых документов или необходимых действий, позволяющих должностным лицам определять их произвольно, по своему усмотрению;

- наличие неоднозначно  либо неисчерпывающим образом  определяющих основания отказа в удовлетворении законных требований либо в принятии решения в пользу заинтересованного лица (лиц)7;

- наличие положений,  обусловливающих информационную  закрытость органов исполнительной  власти, отсутствие или снижение  государственного либо общественного контроля за законностью и обоснованностью принимаемых должностным лицом или государственным органом решений;

- наличие положений,  создающих необоснованно обременительные  условия для реализации лицом  или организацией своего права  либо для исполнения своей обязанности, в том числе неоправданное усложнение процедуры согласования, требование представления необоснованно завышенного объема информации, документации;

- наличие положений,  дающих возможность должностному  лицу произвольно, по собственному  усмотрению выбирать норму, подлежащую применению;

- наличие положений,  анализ которых свидетельствует  о предоставлении преимуществ  отдельным субъектам правоотношений, отдельной группе субъектов правоотношений  в конкурсных, аукционных процедурах;

Информация о работе Деятельность следователей ОБЭП