Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:56, курсовая работа
Днем создания подразделений экономической безопасности в составе МВД России считается 16 марта 1937 года, когда приказомНКВД СССР № 00118 в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР был сформирован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (аббр. ОБХСС). Неоднократно изменялись структура и название подразделений экономической безопасности органов внутренних дел. В 2003 году в состав МВД России включены подразделения по налоговым преступлениям, сформированные на базе бывшей Федеральной службы налоговой полиции, созданной 18 марта1992 года.
Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (аббр. ОБЭП) - отдел при управлении Министерстве внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающий и осуществляющий функции МВД по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющий иные функции в соответствии с Положением о Департаменте, нормативными правовыми актами МВД России.
Отдел находится под юрисдикцией департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России), является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. Департамент выполняет функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по организации борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.
Цель прохождения практики изучить раскрыть деятельность следователей ОБЭП.
Задачи прохождения практики:
Раскрыть общую характеристику ОБЭП;
Изучить антикоррупционные мероприятия ОБЭП.
Введение……………………………………………………….…..………….….…3
1 Общие положения об органе по борьбе с экономическими преступлениями…………………………………………………………………………...5
1.1 Основные задачи органа по борьбе с экономическими преступлениями………………………………………………………...…………………6
1.2 Основные функции органа по борьбе с экономическими преступлениями…………………………………………………..…………………….…7
2 Антикоррупционная деятельность ОБЭП…………………………………….12
Заключение……………………….…………………………………………….…20
Список использованных источников ………………...………….……………..22
Приложения..……………………………………………………………….……..25
Совершенствует ведомственное правовое регулирование деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, обеспечивает работу по систематизации и кодификации нормативных правовых актов МВД России по вопросам, находящимся в компетенции Главного управления.
Осуществляет
по поручению руководства
Участвует в инспектированиях, контрольных и иных проверках оперативно - служебной деятельности подразделений криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, принимает меры к устранению вскрытых недостатков.
Изучает, обобщает и распространяет положительный отечественный и зарубежный опыт борьбы с преступлениями в сфере экономики. Готовит и направляет в подразделения системы МВД России информационно - аналитические и методические материалы по данным направлениям деятельности.
Организует и осуществляет взаимодействие с образовательными и научно - исследовательскими учреждениями МВД России по вопросам обучения и переподготовки сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, методического обеспечения учебного процесса и оперативно - служебной деятельности4.
Взаимодействует
с Главным управлением
Участвует в координации и осуществлении работы по укреплению дисциплины и законности в деятельности подразделений криминальной милиции, а также по отбору, обучению, расстановке и воспитанию кадров, их профессиональной подготовке, по обеспечению правовой и социальной защиты личного состава подразделений по борьбе с экономическими преступлениями.
Повышение эффективности деятельности в сфере противодействия коррупции обусловлено вышеназванными целями административной реформы и осуществляется по различным направлениям, в том числе и при проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции, что обусловлено нормами Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Проблема противодействия
Представляется невозможным
По мнению Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки, "коррупцию следует рассматривать не только как прямой подкуп должностного лица, а как явление, заключающееся в разложении власти, когда служащие и иные лица, уполномоченные выполнять публичные функции, используют свое служебное положение в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах"5.
Выработка целостной государственной
стратегии противодействия
При этом проблемы формирования и
совершенствования целостной
Антикоррупционная политика должна стать постоянной и неотъемлемой частью государственной политики в целом, на основе продуманной государственной системы противодействия коррупции, которая предусматривает не только принципиальные подходы к проблеме, но и систему взаимосвязанных мер во всех областях жизнедеятельности государства и общества, для эффективной защиты личности, общества и государства от коррупционных посягательств.
С целью выработки предложений по государственной политике в области противодействия коррупции при Президенте РФ образован Совет, который к тому же призван осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, а также контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
Национальный план противодействия коррупции, в свою очередь, определяет, что коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Особую роль играет определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:
1) совершенствование
системы и структуры
2) разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне;
3) сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий;
4) введение антикоррупционных
стандартов, т.е. установление для
соответствующей области
5) обеспечение справедливой
и равной для всех доступности
правосудия и повышение
6) развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.
В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся и настоятельной необходимостью и включают в себя6:
1) специальные требования
к лицам, претендующим на
2) развитие института
общественного и
3) совершенствование
механизма антикоррупционной
4) возложение на государственных
и муниципальных служащих
Государственная политика предусматривает систему мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, на основании разработки системы правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности. Государственная политика определяет основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формирует или преобразует органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
В рамках проведения единой государственной политики в области противодействия коррупции необходимо обратить внимание на положения проводимой в Российской Федерации административной реформы.
Необходимым условием оптимизации функций органов исполнительной власти является ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.
В то же время в ряде органов исполнительной власти возникают дополнительные условия для коррупции. В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:
- наличие полномочий,
связанных с распределением
- высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
- высокая интенсивность
контактов с гражданами и
В связи с этим необходимо:
- создать специальные
антикоррупционные механизмы в
сферах деятельности
- внедрить экспертизы
нормативных правовых актов и
их проектов на
- создать методические
основы оценки
- разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов;
- разработать ведомственные
и региональные
При этом в качестве основного направления борьбы с коррупцией в ходе проводимой административной реформы необходимо выделить именно формирование механизмов проведения антикоррупционной экспертизы.
Проведение экспертизы должно выражаться в анализе на коррупциогенность, при оформлении заключения с подготовкой рекомендаций по устранению обнаруженных коррупциогенных факторов и по включению в текст превентивных коррупционных норм, с указанием возможных коррупционных действий и их последствий.
В рамках мероприятий по внедрению экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность предполагалось разработать методики первичной и специализированной (предметной) экспертизы действующих нормативных правовых актов и вносимых проектов, с учетом проведения их экспертизы, и на основе ее результатов должны быть подготовлены изменения для внесения в нормативные правовые акты и их проекты. Пакет антикоррупционных нормативных правовых актов должен включать в себя также акты о внесении изменений в уголовное законодательство, а также о ратификации международных антикоррупционных конвенций.
В настоящее время разработано несколько видов методик проведения экспертизы на коррупциогенность положений нормативных правовых актов, при этом единые требования, предъявляемые к процедуре антикоррупционной экспертизы, отсутствуют. Не утверждена единая процедура организации и проведения анализа коррупциогенности нормативных правовых актов и их проектов на территории Российской Федерации, с учетом применения базовых критериев, параметров и т.д.
Однако на практике даже
проведенная экспертиза и официальный
вариант заключения зачастую игнорируются,
причем самим органом, его утвердившим,
так как отсутствует
К коррупциогенным факторам, подлежащим анализу в ходе проведения экспертизы, относятся следующие:
- наличие положений, дающих должностным лицам возможность широкого усмотрения при принятии административных решений или при совершении иных действий, в пределах своих должностных полномочий;
- отсутствие конкретизации сроков, порядка проведения процедур либо ссылки на регламентацию их определенным актом, отсутствие исчерпывающего перечня предоставляемых документов или необходимых действий, позволяющих должностным лицам определять их произвольно, по своему усмотрению;
- наличие неоднозначно либо неисчерпывающим образом определяющих основания отказа в удовлетворении законных требований либо в принятии решения в пользу заинтересованного лица (лиц)7;
- наличие положений,
обусловливающих
- наличие положений,
создающих необоснованно
- наличие положений,
дающих возможность
- наличие положений,
анализ которых