Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 06:42, реферат
Целью исследования является определение роли и качества норм Уголовного кодекса РФ в борьбе с различными проявлениями должностных преступлений в российском государстве, места среди этих норм статьи предусмотренной для противодействия преступлениям, совершаемым при злоупотреблении должностными полномочиями, анализ факторов, побуждающий к совершению данных правонарушений и оценка их последствий.
Введение
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями
1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями
1.2 Понятие должностных преступлений
1.3 Объективные и субъективные признаки злоупотребления должностными полномочиями
Глава 2. Актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями
2.1 Проблемы квалификации корыстных мотивов в статье 285 УК РФ
2.2 Вопросы квалификации последствий при должностных злоупотреблениях
Глава 3. Отличие злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и проблемы их квалификации
3.1 Проблемы квалификации преступлений предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ
3.2 Отличие злоупотребления должностным положением от служебного подлога
Заключение
Библиография
Действующий уголовный закон
прямо не предусматривает
Изъятие государственного или
муниципального имущества или приобретение
права на него путем злоупотребления
административно-хозяйственными полномочиями
выступает в качестве специального
вида преступления, предусмотренного
ст. 285 УК РФ. Объективную сторону
такого посягательства может осуществить
только специальный субъект –
должностное лицо. Как и всякая
даже противоречащая интересам власти
реализация должностных полномочий,
выразившаяся в хищении путем
злоупотребления
Учитывая повышенную общественную
опасность и особенности
масштабные операции по массовому ограблению граждан нашей страны происходят, как правило, в тиши кабинетов» [2.13.С.22].
В соответствии с ч. 2 ст. 8
Конституции Российской Федерации
все формы собственности в
государстве должны охраняться одинаково.
Поэтому в гл. 21 УК РФ нужно предусмотреть
ответственность за хищение путем
злоупотребления
2.2 Вопросы квалификации последствий при должностных злоупотреблениях
Одним из сложнейших вопросов квалификации злоупотребления должностными полномочиями является установление и оценка вреда, причиняемого данным преступлением. В ч. 1 ст. 285 УК РФ он определен как «...существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства». В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» отмечается: «...причинение существенного вреда... может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.» [2.14.С.8].
Злоупотребление должностными полномочиями посягает на государственную власть, интересы государственной и муниципальной службы. При этом конструкция ч. 1 ст. 285 УК РФ свидетельствует о том, что уголовный закон защищает не собственно власть и службу, а гарантированные государством и деятельностью чиновников интересы субъектов правоотношений.
Согласно разъяснениям высшей судебной инстанции, существенность нарушения законных интересов граждан, организаций или государства должна быть обоснована не только с точки зрения качества попранных прав. Его последствия должны быть оценены количественно. В частности, Верховный Суд РФ в одном из своих решений указал: «Признавая К. виновным в злоупотреблении служебными полномочиями, суд установил, что в результате ненадлежащего производства и нарушения сроков следствия по уголовным делам причинен существенный вред охраняемым законом интересам граждан, организаций и государства. Однако эта формулировка является общей, в чем конкретно выразился ущерб, причиненный гражданам и организациям, и кому он причинен, не разъяснили ни органы предварительного следствия, ни суд.
Далее, признавая установленным,
что К. не принял мер к возмещению
материального ущерба причиненного
28 гражданам, 15 организациям и предприятиям
по 22 уголовным делам суд также
не отметил в приговоре, каким
конкретно гражданам и
При уголовно-правовой оценке
поведения виновного как
Используемое в ч. 1 ст.
285 УК РФ указание на существенность нарушения
законных прав и интересов личности
общества и государства характеризует
данное деяние и способ его совершения.
Это создает предпосылки для
применения сравнительного метода толкования.
Нужно соотносить обстоятельства совершенного
конкретного злоупотребления
При проведении занятия с
прокурорскими работниками
Если хищение и уклонение
от уплаты налогов посягают только
на собственность и экономическую
деятельность, то опасность злоупотребления
должностными полномочиями состоит, прежде
всего, в предательстве публичного
интереса, подрыве экономической
основы государственного управления.
Ущерб даже в несколько миллионов
рублей не приведет к проблемам формирования
бюджета Омской области, а для
Российской Федерации недоимка в
размере 100 тыс. руб. тем более не
будет ощутимой. Между тем важно
видеть не только первичное последствие
преступного поведения. Необходимо
учитывать, что «преступление как
единичное социальное явление в
сочетании с другими
В обвинительном заключении и приговоре суда существенность злоупотребления должна быть обоснованна коротко и емко. В одном из постановлений Конституционного Суда РФ отмечается: «...Оценка степени определенности содержащихся в законе понятий должна осуществляться, исходя не только из самого текста закона, используемых формулировок... но и из их места в системе нормативных предписаний». Возвращаясь к делу директора образовательного учреждения, можно констатировать, что он нарушил интересы государства в сфере управления недвижимостью, находящейся в собственности субъекта Федерации, причинив тем самым ущерб бюджету в сумме 200 тыс. руб. По смыслу закона с учетом способа посягательства данное нарушение интересов государства является существенным.
Таким образом, при квалификации
преступлений по ст. 285 УК РФ нельзя забывать
о самостоятельной ценности государства
как концентрированном интересе
всех и каждого. Обосновывая уголовную
противоправность злоупотребления, следует
исходить из того, что посягательство
на публичный интерес всегда выражается
в нарушении конкретных прав вполне
определённых субъектов общественных
отношений. Нарушение должно получить
в приговоре качественную и, если
это возможно, количественную оценку.
Важно подчеркнуть связь между
полномочиями виновного должностного
лица и нарушенными правами
Глава
3. Отличие злоупотребления
должностными полномочиями от сходных
составов и проблемы их квалификации
3.1 Проблемы
квалификации преступлений
Известно, что уголовно-правовые нормы наполняются реальным содержанием в результате практики их применения. Это оказывает позитивное влияние на разрешение сложных ситуаций, возникающих при квалификации различных преступлений, особенно тех, составы которых находятся в органическом единстве. С такими сложностями нередко приходится сталкиваться правоприменителям при определении соотношения преступлений, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ. Не обращаясь к конкретным примерам квалификации таких деяний из судебной практики, порой бывает затруднительно разграничить их и дать им соответствующую юридическую оценку.
Для того чтобы признать преступление
должностным, одного статуса субъекта
недостаточно. Виновный должен тем
или иным образом использовать именно
имеющиеся у него должностные
полномочия, а, например, не обязанности
опекуна, которые носят гражданско-
Целесообразно как злоупотребление
должностными полномочиями рассматривать
не только очевидное нарушение
Необходимым условием ответственности за превышение должностных полномочий является связь между совершенными лицом действиями и его обязанностями по службе. В противном случае любое преступление, совершенное должностным лицом, следовало бы рассматривать как превышение этих полномочий. Статья 286 УК РФ была исключена судом из обвинения милиционера батальона патрульно-постовой службы милиции З. В свободное от службы время знакомый попросил осужденного оказать воздействие на лиц, употребляющих наркотики и притесняющих его. З. произвел личный досмотр потерпевших, осмотрел их тела с целью обнаружения следов от уколов, а затем беспричинно избил. Суд отметил, что, совершая преступление, «... З. не находился при исполнении служебных обязанностей, его действия не были связаны с отправлением властных полномочий, он руководствовался личными хулиганскими мотивами, применил к К. насилие, чем грубо нарушил общественный порядок» [2.15.С.22].
Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями