Злоупотребеление полномочиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:49, реферат

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования, степень ее разработанности и изученности позволили поставить следующую цель — анализ состава злоупотребления полномочиями в коммерческой и иной организации для выявления проблем квалификации деяния, выработки предложений по применению уголовного закона, а также практики ее применения в борьбе с преступностью.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3-4
Характеристика «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ»…………………………………………………………………5-18
Общие положения. Объективные признаки состава………………………...………………………………………………………….5-11
Субъективные признаки………………………………………………..11-14
Квалифицирующий состав……………………………………………...14-16
Положения примечаний к статье………………………………..................16
Меры по совершенствованию статьИ….………………...17-18
Заключение………………………………………………………………….............19
Список использованных источников…………………………………...................20

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 51.54 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………3-4

  1. Характеристика «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ»…………………………………………………………………5-18
    1. Общие положения. Объективные признаки состава………………………...………………………………………………………….5-11
    2. Субъективные признаки………………………………………………..11-14
    3. Квалифицирующий состав……………………………………………...14-16
    4. Положения примечаний к статье………………………………..................16
  2. Меры по совершенствованию статьИ….………………...17-18

Заключение………………………………………………………………….............19

Список использованных источников…………………………………...................20

 

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в  стране экономические и политические реформы привели к появлению  многочисленных коммерческих и иных (некоммерческих) организаций, аппарат  которых не участвует в государственном  управлении народным хозяйством1. В то же время многие служащие аппарата этих организаций наделены управленческими полномочиями в своих структурах и, злоупотребляя данными полномочиями, подчас способны причинить серьезный вред правам и законным интересам граждан, интересам организаций, в которых они работают или интересам других организаций, а также общественным и государственным интересам, что придает таким деяниям характер общественной опасности. Это обстоятельство обусловило криминализацию деяний, посягающих на наиболее важные интересы деятельности коммерческих и иных (некоммерческих) организаций, и появление в Уголовном кодексе статьи о рассматриваемом преступлении.

За период действия УК РФ в юридической литературе, существующей нормативно-правовой базе, результатах деятельности оперативных  и следственных органов, а также  в судебной практике не сложилось  единых взглядов на многие вопросы, связанные  с реализацией уголовно-правовых норм об ответственности за злоупотребление  полномочиями в коммерческой и иной организации. К ним можно отнести  вопросы уяснения самой диспозиции статьи 201 и ее место в УК РФ, определения  субъекта злоупотребления полномочиями, материальные и процессуальные особенности  уголовного преследования за преступления против интересов службы в коммерческой и иной организации, проблемы отграничения злоупотребления полномочиями от иных корпоративных преступлений.

Объект  и предмет исследования

Объектом реферата являются общественные отношения по нормальному функционированию коммерческих и иных организаций в целях осуществления стоящих перед ними задач.

Предмет представляет собой анализ уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность лиц, выполняющих управленческие функции, за злоупотребление полномочиями ( статья 201 УК РФ).

Цели  и задачи

Актуальность проблемы исследования, степень ее разработанности  и изученности позволили поставить  следующую цель — анализ состава злоупотребления полномочиями в коммерческой и иной организации для выявления проблем квалификации деяния, выработки предложений по применению уголовного закона, а также практики ее применения в борьбе с преступностью.

Для реализации поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:

  1. исследование особенностей характеристики объективных признаков злоупотребления полномочиями в коммерческой или иной организации;
  2. раскрытие особенностей характеристики субъективных признаков злоупотребления полномочиями в коммерческой или иной организации;
  3. рассмотрение вопросов отграничения злоупотребления полномочиями в коммерческой или иной организации от смежных составов преступлений, выработки необходимых решений по данным вопросам;
  4. Предложить меры по развитию указанного состава.

 

    1. Характеристика «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ»
    2. Общие положения. Объективные признаки состава

Глава 23 УК РФ объединяет в  себе нормы, устанавливающие ответственность  за нарушение нормальной деятельности коммерческих и иных организаций. Нормы  этой главы призваны защитить интересы организаций, акционеров, собственников, служащих организаций, иных лиц от незаконных действий специального круга субъектов, использующих предоставленные им полномочия вопреки интересам службы в коммерческих и иных организациях и причиняющих  вред правам и законным интересам  граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

 К числу этих преступлений  относится и преступление, предусмотренное  ст. 201 УК РФ, - злоупотребление должностными  полномочиями.

 Основным объектом этого преступления является нормальная деятельность коммерческих или иных организаций, их управленческого аппарата. Дополнительным объектом служат права и законные интересы граждан, интересы общества или государства.

 Коммерческой организацией в соответствии со ст. 50 ГК РФ являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, действие ст. 201 УК РФ распространяется и на предприятия, где собственником является государство или муниципальное образование. Так, в соответствии со ст. 113 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, что означает квалификацию злоупотреблений полномочиями лиц, выполняющих на этих предприятиях управленческие функции, по рассматриваемой статье УК РФ. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют собой особую форму коммерческой организации. Эта форма в соответствии с законом должна быть прямо зафиксирована в уставных документах. Именно они (документы, фиксирующие организационно-правовую форму), а не слова, употребляемые в названии организации, являются определяющими при решении вопроса о форме организации, предприятия.

  К примеру, Пенсионный фонд Российской Федерации именуется "фонд", однако по своей организационно-правовой форме является учреждением. Поэтому лица Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие признаками, указанными в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, являются должностными лицами2.

Иные организации, о которых  говорится в диспозиции ч. 1 ст. 201 УК РФ, - это некоммерческие организации, т.е. организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

 Юридические лица, являющиеся  некоммерческими организациями,  могут создаваться в форме  потребительских кооперативов, общественных  или религиозных организаций  (объединений), учреждений, благотворительных  и иных фондов, а также в  других формах, предусмотренных  законом. Действующий ГК РФ  не включает в себя полного  перечня форм некоммерческих организаций3.

Некоммерческие организации  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  они созданы, и соответствующую  этим целям.

 Злоупотребление полномочиями  совершается вопреки законным  интересам организации. Законность  интересов прежде всего определяется исходя из положений действующего законодательства, иных нормативных правовых документов, учредительных документов, не противоречащих законам и учредительным документам, локальных документов организации, обычаев делового оборота. Поэтому законными следует признать интересы, вытекающие или не противоречащие указанным документам, в том числе по соблюдению порядка деятельности организации, соблюдению порядка заключения сделок, обеспечении финансово-отчетной дисциплины и т.д.

  Очевидно, что определение интересов той или иной организации следует осуществлять, соотнося и с целями конкретной организации. Так, основной целью коммерческой организации является извлечение прибыли, цели же некоммерческих организаций могут быть самыми различными.

 Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Конкретные цели некоммерческой организации определяются в ее Уставе или ином внутреннем нормативном акте.

 Учитывая цель создания  организации, можно сказать, что  основной ее интерес состоит  в достижении этой цели. Но  интерес организации состоит  и в нормальном ее функционировании (внутреннем и внешнем), укреплении  и развитии, приобретении авторитета  в различных сегментах общества. В то же время интерес любой  организации состоит и в установлении  оптимального сочетания достижения  собственных интересов и интересов  общества и государства. Подводя  итог, можно сказать, что интерес  организации следует рассматривать  как достижение цели создания  на основе обеспечения ее нормальной  деятельности и в оптимальном  сочетании с интересами общества  и государства.

 Говоря об оптимальном сочетании интересов, мы имеем в виду, что, хотя интересы любой организации не могут быть противопоставлены интересам общества и государства, они могут быть не тождественны им. Но сказанное в большей мере относится к коммерческим организациям, поскольку, если говорить о некоммерческих организациях, то их цели в соответствии с законом всегда связаны с достижением общественных благ4.

Интересы же коммерческих организаций не всегда совпадают  с интересами общества и государства. К примеру, интересы получения большей  прибыли (например, нефтяных компаний) могут корректироваться экспортными  пошлинами, интересы получения большей  прибыли за счет разового повышения  цен на продукты питания могут  корректироваться договоренностью  с Правительством РФ об отложении  времени повышения цен и т.д. Таким и иными способами может  достигаться определенный баланс интересов  между коммерческими организациями  и обществом и государством.

 В этой связи деяния, посягающие на иные интересы, например государственные, общественные, не могут квалифицироваться по  статьям о преступлениях против  интересов службы в коммерческих  и иных организациях.

  Рассматривая вопрос об интересах коммерческих и иных организаций, следует обратить внимание на то, что в законе говорится о законных интересах. Поэтому деяние, совершенное хотя и вопреки интересам, например, коммерческой организации, но интересам незаконным, не может квалифицироваться по ст. 201 УК РФ.

 Кроме того, положение  закона об использовании лицом  своих полномочий вопреки законным  интересам коммерческой или иной  организации не следует понимать только как действие (бездействие), связанное с нарушением закона или других нормативных правовых актов. Преступление может быть совершено как путем нарушения закона, так и при соблюдении всех нормативных правовых предписаний. Для выполнения объективной стороны состава злоупотребления полномочиями не требуется, чтобы субъектом были нарушены какие-либо правовые нормы.

 Иное истолкование  рассматриваемых положений закона  существенно и необоснованно  сузило бы круг деяний, подпадающих  под действие ст. 201 УК РФ. К  примеру, заключение заведомо  невыгодной для организации гражданско-правовой  сделки при соблюдении всех  правил и полномочий лица, выполняющего  управленческие функции, с целью  извлечения выгод для себя  не образовывало бы рассматриваемого  состава преступления.

 Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает в себя действие или бездействие, общественно опасные последствия в виде существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а также причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.

 Злоупотреблением полномочиями  могут быть признаны такие  действия лица, выполняющего управленческие  функции, которые вытекали из  его служебных полномочий и  были связаны с осуществлением  прав и обязанностей, которыми  это лицо наделено в силу  занимаемой должности.

 Использование полномочий  может выражаться как в действии, так и в бездействии - принятии (непринятии) решения и соответствующей  его реализации в рамках правовых, а также фактических возможностей.

 Использование полномочий  в форме действия заключается  в выполнении, осуществлении лицом,  выполняющим управленческие функции,  в пределах своей компетенции  действий, предписанных законами, уставными  документами организации, инструкциями, функциональными обязанностями,  приказами, распоряжениями и иными  документами. Такими действиями  могут быть, например, издание приказов, подписание договоров, распоряжение  материальными ценностями и т.д.  Чаще всего злоупотребление полномочиями  в форме действия состоит в  заключении убыточных сделок, нерациональном распоряжении имуществом, неправомерным расходованием средств организации, получении кредитов на невыгодных условиях и т.п.

Информация о работе Злоупотребеление полномочиями