Воинские преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы это исследование состава преступления «Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне»
Данная цель определила решение следующих задач:
Дать общую характеристику преступлений против военной службы,
Показать классификацию преступлений по признаку против порядка несения специальных служб,
Раскрыть объективные и субъективные признаки ст.344 УК РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика преступлений против военной службы…………...5
2. Классификация преступлений по признаку- против порядка несения специальных служб…………………………………………………………….13
3. Анализ состава ст.344 УК РФ «Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне»………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..…33
Список нормативно- правовых актов ………….……………………………..35
Список литературы…

Файлы: 1 файл

курсовая уголовка.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     К специальным «воинским» наказаниям следует также относить и лишение  воинского звания, которое в соответствии со ст. 48 УК РФ может быть применено  в отношении военнослужащих, совершивших тяжкое преступление против военной службы.

     На  основании изложенного следует  сделать вывод, что преступлениями против военной службы признаются виновно  совершенные военнослужащими или  гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов общественно опасные деяния, посягающие на военную безопасность государства, запрещенные в гл. 33 УК РФ под угрозой наказания.

     Всякое  преступление против военной службы характеризуется совокупностью  указанных специфических признаков, отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность квалификации содеянного как воинского преступления. Например, не являются преступлением против военной службы общественно опасные деяния военнослужащих, не нарушающие порядка прохождения военной службы. Такие преступные деяния военнослужащих, как кража, грабеж, изнасилование относятся к общеуголовным и подлежат квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК РФ.

     На  практике возможны ситуации, когда  общественно опасные деяния по своему характеру направлены против интересов военной службы и причиняют вред военной безопасности государства, но совершаются не военнослужащими, а лицами из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающими воинские должности. В данных случаях действия таких лиц содержат признаки, тех или иных общеуголовных преступлений и должны быть оценены, по соответствующим статьям УК РФ.

     Важным  аспектом разграничительной функции  законодательного определения преступления против военной службы является отграничение некоторых воинских преступлений от сходных с ними общеуголовных преступных деяний. Ряд преступлений, предусмотренных в гл. 33 УК РФ, не имеет аналогов среди других преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ. В частности, самовольное оставление части или места службы (ст. 337), нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340), нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341) и др. Разграничение таких преступлений (их еще называют специально воинскими) в процессе квалификации не вызывает трудностей на практике. Гораздо сложнее обстоит дело с разграничением так называемых относительно воинских преступлений, которые по отдельным признакам, главным образом объективной стороны, совпадают с некоторыми общеуголовными преступлениями. Например, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности по своим объективным признакам совпадает с рядом преступлений против здоровья.

     Для квалификации подобных деяний как воинских преступлений необходимо прежде всего устанавливать в них наличие особых видовых признаков: объекта, субъекта и противоправности в их совокупности. 7

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Классификация преступлений по признаку против порядка несения специальных служб

     Преступления  этой группы объединяет то, что они посягают на специальный порядок несения воинской службы: боевое дежурство, пограничную службу, караульную, внутреннюю службу, патрулирование в гарнизоне, а также службу по охране общественного порядка и общественной безопасности. Нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК). В ч. 1 ст. 340 устанавливается уголовная ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства. Непосредственным объектом преступления является порядок несения боевого дежурства (боевой службы), обеспечивающий своевременное обнаружение и отражение внезапного нападения на Российскую Федерацию, ее защиту и безопасность.

Правила несения боевого дежурства (боевой службы) определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140*(381), приказами и распоряжениями Министра обороны РФ, начальника Генерального штаба, главнокомандующих различными видами Вооруженных Сил РФ. Боевое дежурство (боевая служба) заключается в выполнении боевой задачи по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо в обеспечении ее безопасности. Боевое дежурство осуществляется силами и средствами воинских частей и подразделениями видов Вооруженных Сил и родов войск. В состав дежурных сил входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурных смен пунктов управления, силы и средства боевого обеспечения и обслуживания. В соответствии со ст. 364 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации порядок заступления на боевое дежурство (боевую службу) определяется приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ. Ответственным за непосредственную организацию боевого дежурства является командир части.

     Порядок несения боевого дежурства (боевой службы) в различных видах Вооруженных Сил и других войск зависит от вида войск и тех задач, которые стоят перед ними. В Военно-морском флоте осуществляется боевая служба. Характер и задачи боевого дежурства (боевой службы), правила ее несения, конкретные функциональные обязанности лиц, входящих в состав дежурного подразделения, определяются соответствующими положениями, наставлениями, инструкциями, издаваемыми с учетом особенностей несения этой специальной службы в зависимости от вида войск.

     Объективная сторона преступления может быть осуществлена как действием, так и бездействием. В объективную сторону нарушения правил боевого дежурства входят причинение или возможность причинения вреда интересам безопасности государства. Следовательно, этот состав преступления имеет смешанный, формально-материальный характер.

     Совершение  преступления действием имеет место, например, при передаче кому-либо, хотя бы и временно, исполнения обязанностей по несению боевого дежурства  без разрешения командира дежурных сил и средств (оперативного дежурного, начальника смены, расчета, дежурного командира пункта). Бездействие налицо, например, при непринятии виновным мер для поражения цели.

     В соответствии с ч. 1 ст. 340 УК нарушение  правил боевого дежурства является оконченным, если в результате совершения этого преступления наступил или мог наступить вред безопасности государства. Такой, например, вред может быть причинен пропуском в наши территориальные воды корабля какого-либо государства.

     Субъектом нарушения правил боевого дежурства  является военнослужащий, назначенный приказом командира (начальника) для несения боевого дежурства (боевой службы), входящий в состав дежурного подразделения, смены, расчета, экипажа и т.д. Такими субъектами могут быть солдаты, матросы, сержанты, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава. Боевое дежурство могут нести и подразделения в полном составе.

     Субъективная  сторона нарушения правил боевого  дежурства характеризуется прямым или косвенным умыслом как  к действию (бездействию), так и  к последствиям.

     В санкции ч. 1 ст. 340 УК предусмотрены наказания в виде ограничения по военной службе на срок до двух лет, содержания в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет либо лишения свободы на срок до пяти лет.

     Квалифицирующим признаком нарушения правил боевого  дежурства является наступление в результате совершения этого преступления тяжких последствий (ч. 2 ст. 340 УК). Тяжкими последствиями, например, являются непредотвращение военного нападения, вооруженная провокация, гибель людей, причинение значительного материального вреда.

     Субъективная  сторона квалифицированного нарушения  правил несения боевого дежурства  предполагает умысел по отношению как  к нарушению, так и к его  последствиям. Если же такое деяние было совершено по мотивам содействия врагу государства, то содеянное является государственной изменой и квалифицируется по ст. 275 УК.

     В санкции ч. 2 ст. 340 УК предусмотрено  лишение свободы на срок до десяти лет.

     В части 3 ст. 340 УК регламентируется ответственность  за нарушение правил несения боевого  дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия.

     Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к нему отношения означает, что виновное лицо к действию (бездействию), а также к его последствиям относится легкомысленно или небрежно. За совершение такого неосторожного преступления возможно назначение наказания в виде ограничения по военной службе на срок до двух лет, либо содержания в дисциплинарной воинской части на тот же срок, либо лишения свободы на срок до трех лет (ч. 3 ст. 340 УК).

     Нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341 УК). Нарушение правил несения  пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или  исполняющим иные обязанности пограничной службы, является преступлением, если оно повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства (ч. 1 ст. 341 УК).

     Непосредственным  объектом преступления является установленный  порядок несения пограничной  службы, обеспечивающий неприкосновенность государственной границы Российской Федерации.

     Режим государственной границы, пограничный  режим и правила несения пограничной  службы регулируются Законом РФ "О  государственной границе Российской Федерации" 1993 г.; Положением о Федеральной пограничной службе Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 2 марта 1995 г. N 232 с последующими изменениями и дополнениями (382); приказами и инструкциями Федеральной пограничной службы Российской Федерации и иными нормативными актами.

     Объективная сторона нарушения правил несения  пограничной службы заключается  в действии или бездействии, причиняющем  или могущим причинить вред интересам  безопасности государства. Следовательно, это преступление может быть материальным и формальным.

     Нарушения правил несения пограничной службы могут, например, выражаться в несанкционированном  пропуске через границу людей, непересечении  контрабанды, переговорах с жителями сопредельной территории. Тем самым  причиняется или может быть причинен вред интересам безопасности государства.

     Субъектом преступления может быть лицо, входящее в пограничный наряд, и лицо, исполняющее  иные обязанности пограничной службы.

     Состав  пограничного наряда объявляется приказом начальника. В него также входят посты, дозоры на пограничной заставе.

     Субъективная  сторона нарушения правил несения  пограничной службы совершается  с прямым или косвенным умыслом. Отношение к последствиям преступления также характеризуется прямым или  косвенным умыслом.

     Это преступление наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 1 ст. 341 УК).

     В соответствии с ч. 2 ст. 341 УК квалифицированным  является нарушение правил несения пограничной службы, если в результате его совершения последовали тяжкие последствия, например, провоз через границу крупной партии наркотиков, большой партии контрабандного груза, провоз оружия и взрывчатых веществ, гибель людей.

     Совершается это преступление с прямым или  косвенным умыслом по отношению  как к действию (бездействию), так  и к его последствиям.

     В ч. 3 ст. 341 УК определена ответственность  за нарушение правил несения пограничной  службы вследствие неосторожного или недобросовестного отношения к ним (правилам), повлекшее тяжкие последствия. Следовательно, при совершении такого преступления виновное лицо к действию (бездействию), а также к его последствиям относится легкомысленно или небрежно.

     Понятие "тяжкие последствия" для ч. 2 и ч. 3 ст. 341 УК едино.

     В части 3 ст. 341 УК предусмотрено наказание  в виде ограничения по военной  службе на срок до двух лет, либо содержания в дисциплинарной воинской части  на срок до двух лет, либо лишения свободы  на срок до двух лет.

     Уголовный кодекс 1960 г. не предусматривал ответственности за рассматриваемое преступление, совершенное по неосторожности. Вместе с тем в п. "б" ст. 256 этого кодекса устанавливалось, что нарушение правил несения пограничной службы при смягчающих обстоятельствах приобретает характер дисциплинарного проступка.

     Нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342 УК). В ч. 1 этой статьи установлена  ответственность за нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам.

Информация о работе Воинские преступления