Ведомственный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:06, статья

Краткое описание

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и вышестоящими таможенными органами (Государственный таможенный комитет России и региональные таможенные управления). Этот контроль организуется по трем направлениям: инспекционный, финансовый и юридический. Соответственно этим направлениям функции ведомственного контроля осуществляют в таможенных органах подразделения таможенной инспекции, организационно-инспекторские, бухгалтерские и юридические.

Файлы: 1 файл

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и вышестоящими таможенными органами.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Для реализации указанных задач отделы бухгалтерского учета и контроля осуществляют систематический контроль за работой бухгалтерских служб подведомственных таможенных органов по выполнению возложенных на них функций, обеспечивают полный учет и контроль хода исполнения смет расходов, контролируют состояние расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, а также сохранность денежных средств и товарно-материальных ценностей, осуществляют учет и контроль хода исполнения смет расходов на капитальное строительство, ежегодно организуют проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и осуществляют инвентаризацию расчетов с организациями, принимают участие в работе по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и по контролю за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы.  

Отделы бухгалтерского учета и контроля в таможенных органах возглавляет начальник  отдела — главный бухгалтер, назначаемый  на должность и освобождаемый от должности согласно приказам ГГК России по представлению начальника таможенного органа с учетом мнения главного бухгалтера ГТК России. На эту должность может быть назначено лицо, имеющее высшее образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.  

Начальник отдела бухгалтерского учета — главный  бухгалтер подчиняется непосредственно  начальнику таможенного органа и  несет ответственность за состояние  бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой дисциплины, своевременное  представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, за соблюдение законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, за проведение контроля за движением имущества и выполнением обязательств, за правильность и обоснованность расходования выделенных и закрепленных денежных средств. Требования главного бухгалтера к документа-ционному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для выполнения всеми работниками таможенного органа.  

Юридический контроль в таможенных органах. В соответствии с Общим положением о юридическом  отделе, юридической группе, юрисконсульте  таможенного органа Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК РФ от 23 сентября 1994 г. № 485 (с изменениями от 21 февраля 1996 г.) подразделения юридический службы (юридический отдел, юридическая группа, юрисконсульт таможенного органа Российской Федерации) учреждены в целях организации и непосредственного осуществления правовой работы в таможенных органах, включая правовое обеспечение функционирования этих органов и контроль за соблюдением законности в их деятельности. Юридические службы таможенных органов составляют единую систему с двойным подчинением — непосредственно начальнику таможенного органа и вышестоящей юридической службе. Юридическая служба организует и непосредственно осуществляет правовую работу в интересах всех структурных подразделений таможенного органа и выполняет функции головного юридического подразделения соответствующего таможенного органа.  

Систему юридических  служб составляют: в Государственном  таможенном комитете Российской Федерации  — Правовое управление; в региональных таможенных управлениях — юридическая  служба, состоящая из нескольких отделов (например, договорно-правового и  судебной защиты интересов таможенных органов, контроля за соблюдением законодательства в сфере таможенного дела, консультирования по таможенному законодательству, таможенных технологий и взыскания таможенных платежей, как это имеет место в Московском таможенном управлении), либо юридический отдел как самостоятельное структурное подразделение РТУ; в таможнях — юридический отдел или юридическая группа на таможенных постах — юридическая группа или юрисконсульт.  

К числу основных задач юридической службы по контролю за деятельностью таможенных органов можно отнести следующие: использование правовых средств для обеспечения соблюдения законности таможенными органами и их должностными лицами, а также осуществление контроля за соответствием действующему законодательству Российской Федерации проектов нормативных актов и иных правовых документов, представляемых на подпись руководству таможенных органов. С учетом этих задач на подразделения юридический службы таможенных органов возложены следующие функции:  

выявление причин и условий, способствующих нарушению законности таможенным органом, в состав которого оно входит, нижестоящими таможенными органами и должностными лицами таможенных органов;  

участие в подготовке и осуществлении мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности, а также на обеспечение соблюдения актов законодательства, нормативных и иных правовых актов в деятельности таможенных органов;  

осуществление сводного контроля за соблюдением законности в деятельности подразделений таможенного органа, в состав которого она входит, и нижестоящих таможенных органов;  

проверка на соответствие действующему законодательству представляемых на подпись руководству  таможенного органа проектов приказов, инструкций и других нормативных  и иных правовых актов, а также договоров, соглашений, контрактов; подписание (вторая подпись) указанных актов, визирование договоров, соглашений, контрактов и иных документов1;  

осуществление контроля за законностью нормативных  и иных правовых актов и документов в нижестоящих таможенных органах; принятие мер к отмене или изменению актов, противоречащих действующему законодательству;  

рассмотрение  жалоб, заявлений и иных обращений, в которых указывается на нарушения  действующего законодательства в деятельности таможенных органов.  
 

' Нормативные  и иные правовые акты до  представления руководству таможенного  органа должны быть подписаны  руководителем юридической службы (вторая подпись). Без указанной  подписи акт не вступает в  силу и не должен приниматься  к исполнению, за исключением случаев, указанных ниже.

При несоответствии законодательству проектов правовых актов  и документов, представляемых на подпись  руководству таможенного органа, руководитель юридической службы, не подписывая (вторая подпись) проект акта или не визируя документ, докладывает начальнику таможенного органа об этом и представляет предложения по устранению такого несоответствия. В случае, если начальник таможенного органа не согласен с заключением юридической службы, он вправе подписать (утвердить) акт или документ под свою ответственность, указав в тексте акта или документа на то, что акт или документ вступает в силу без второй подписи или визы, и незамедлительно известить об этом в письменной форме начальника вышестоящего таможенного органа. Руководитель юридической службы незамедлительно информирует об этом же руководителя вышестоящей юридической службы. Подробнее об этом см. Инструкцию о порядке подписания и визирования правовых актов и иных документов руководителями юридических служб таможенных органов, утвержденную приказом ГТК РФ от 2 декабря 1997 г. № 711  

Для реализации вышеуказанных функций сотрудники юридической службы таможенных органов  вправе запрашивать и получать от должностных лиц таможенного  органа, в состав которого входит юридическая  служба, и нижестоящих таможенных органов документы правового характера и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на юридическую службу функций (подобный запрос является обязательным для исполнения соответствующим руководителем), проверять соблюдение законности в деятельности таможенного органа, в состав которого входит юридическая служба, и нижестоящих таможенных органов, а также требовать от руководителей структурных подразделений таможенного органа и начальника нижестоящего таможенного органа прекращения незаконных действий, отмены или изменения незаконных правовых актов.  

При обнаружении  нарушения законодательства в деятельности таможенного органа или должностных  лиц таможенного органа руководитель юридической службы обязан незамедлительно  доложить об этом начальнику таможенного органа, предложив меры по устранению таких нарушений. При непринятии начальником таможенного органа необходимых мер руководитель юридической службы в течение 5-дневного срока информирует о выявленных нарушениях руководителя вышестоящей юридической службы. Все разногласия между руководителем юридической службы и начальником таможенного органа разрешаются начальником вышестоящего таможенного органа по представлению руководителя юридической службы этого вышестоящего органа.  

Особую роль в системе ведомственного контроля за деятельностью таможенных органов со стороны юридических служб играет деятельность отделов контроля за соблюдением законодательства по делам о нарушении таможенных правил. На них возложена функция проверки правильности расследования и рассмотрения подобных дел по жалобам лиц, привлекаемых к административной ответственности, их представителей или адвокатов, а также в порядке контроля. Следует отметить, что в целом по системе таможенных органов такому контролю подвергается от 5 до 10 % всех дел о НТП. В результате контроля по данным Московского таможенного управления, более 45 % дел отменяется и возвращается на новое рассмотрение либо для дополнительного производства или прекращается.  

Анализ показывает, что основными причинами отмены постановлений по делам о НТП являются следующие: а) односторонность и неполнота производства по делу (41 %); б) несоответствие выводов, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела (26 %); в) существенные нарушения процессуальных требований, нарушение прав лиц, привлекаемых к ответственности (19 %); г) неправильная квалификация содеянного, неприменение либо неправильное применение мер взыскания (14 %). Деятельность этих отделов позитивно влияет на практику таможенных органов при ведении и рассмотрении дел о НТП, так как проводимый анализ допускаемых ошибок позволяет организовать работу отделов таможенных расследований таможен таким образом, чтобы избегать их впредь 

2. Прокурорский  надзор за деятельностью таможенных  органов 

Прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. В соответствии с Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложены следующие функции:  

надзор за исполнением  законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;  

надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;  

надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (в частности, органами ФСБ, МВД, федеральными органами налоговой полиции, таможенной службы);  

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;  

уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;  

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;  

участие в правотворческой  деятельности; внесение представлений  в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о даче разъяснений по вопросам судебной практики; обращение в Конституционный суд Российской Федерации по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.  

Прокурорский  надзор за деятельностью таможенных органов осуществляют специализированные прокуратуры — транспортные. Возглавляет  систему транспортных прокуратур Управление Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах. В случае установления факта нарушения закона прокурор опротестовывает акты таможенных органов, противоречащие закону. Протест на противоречащее закону решение, действия или бездействие таможенного органа (его должностного лица) приносится прокурором или его заместителем в этот таможенный орган (должностному лицу) и подлежит обязательному рассмотрению в течение 10-дневного срока со дня его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его прокурором. По практике Московского таможенного управления протесты прокуроров вносятся, как правило, на постановления по делам о нарушении таможенных правил. Более 85 % из них удовлетворяются, а дела направляются на новое рассмотрение или для дополнительного производства. 
 
 

Прокурорский  надзор 
 
 
 

Осуществление общего надзора за деятельностью таможенных органов и их должностных лиц входит в компетенцию прокуратуры, деятельность которой регламентируется Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с этим законом на органы прокуратуры возложено осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов, обеспечение их верховенства, обеспечение единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. 

Информация о работе Ведомственный контроль